Макетная технология
Формальным поводом для встречи Владимира Псарева и его первого заместителя Евгения Роговского с журналистами послужил ряд недавних газетных публикаций, которые прямо или косвенно затрагивали непонятное будущее этой самой "Стратегии развития Алтайского края до 2010 года". Критичный материал на эту тему под названием "Туманные перспективы" был опубликован и в нашей газете (см. "Ваше дело" от 22 октября 2002 года). Напомним, что в середине октября, в канун совещания Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" первый вариант "стратегического планирования" лег на стол главе администрации края Александру Сурикову. Губернатор, по нашей информации, остался не в восторге от содержания этого документа и распорядился ускорить работу над недочетами.
"Мы получили первую оценку документа, - сообщил прессе Владимир Псарев. - Александр Александрович посчитал, что форма предложенного нами плана в целом приемлема, однако наполнение документа индикаторами оставляет желать лучшего. Мы с такой оценкой согласны". Как выяснилось позже, губернатор Алтайского края знакомился только с первоначальным вариантом "Стратегии...", который сами разработчики условно назвали даже не проектом, а только "макетом". И этот "скелет" должен в ходе кропотливой работы постепенно обрасти "мясом".
Дайте списать!
На самом деле, работа над стратегическим планированием будущего развития Алтая ведется в кабинетах Главного управления экономики и инвестиций, по словам Владимира Псарева, достаточно давно - больше шести месяцев. Составление "макета" во многом осложнялось по нескольким причинам, которые необходимо учитывать.
Во-первых, долгосрочной стратегии развития всей России сегодня по сути дела нет. Ее разработкой в настоящее время занимается Министерство экономического развития и торговли во главе с Германом Грефом. Однако ответ на вопрос, из каких основных разделов будет состоять концепция национального масштаба, остается тайной за семью печатями. Очевидно лишь одно: общероссийская и региональная стратегии развития не могут существовать в разрыве друг от друга. Это подтвердили и участники встречи. "Сегодня крайне сложно проследить стратегию развития страны, - сказал Владимир Псарев. - Есть только множество аналитических наработок различных научно-исследовательских институтов и центров стратегического планирования. Но они в большей степени ориентированы на политиков, а не на экономистов".
Во-вторых, в настоящее время готовится не менее важный документ под названием "Стратегия развития Сибири до 2010 года". Курирует эту работу в большей степени Межрегиональная ассоциация "Сибирское соглашение", председателем которой в октябре был избран Александр Суриков. В основе региональной стратегии учтены проблемы экономического развития Алтайского края. Однако они могут лишь частично затронуть все наши внутренние проблемы. "Концепцию стратегического развития Сибири полезно анализировать только в той части, где интересы Алтайского края пересекается с интересами других субъектов Федерации, - говорит Владимир Псарев. - Например, при создании транспортных коридоров, освоении природных ресурсов, развитии регионального продовольственного рынка. Но у нас есть локальные задачи, которые не найдут отражения в Сибирской стратегии".
В Главном управлении экономики и инвестиций с интересом изучался опыт написания стратегий администрациями других регионов. Интересно, что пока в стране подготовлены только четыре аналогичных документа. Нас опередили в Новосибирской, Кемеровской, Оренбуржской областях и Красноярском крае. Разработки соседей действительно имеют большой практический интерес, однако, только с точки зрения подходов к сбору информации, оценкам и анализу статистических данных.
Кто готовит стратегию
Первоначальный вариант "Стратегии развития Алтайского края до 2010 года" готовился одновременно тремя группами специалистов, и это очень важно, поскольку полярность мнений всегда приводит к объективным оценкам и служит основой для качественного анализа. Первую группу составили специалисты Главного управления экономики и инвестиций администрации Алтайского края. Руководил коллективом разработчиков доктор экономических наук Евгений Роговский. Именно этой группе принадлежит авторство "макета" стратегии. Параллельно над многими компонентами документа трудится большая группа ученых-экономистов из Алтайского госуниверситета и Алтайского государственного технического университета. "Оценки и выводы этой группы были очень важны для нас с точки зрения разнообразия подходов к решению проблем", - подчеркнул Владимир Псарев. Третью группу составили руководители крупных промышленных предприятий, члены Союза промышленников Алтая. Дело в том, что многие предприятия разработали собственные долгосрочные проекты развития и не учитывать их было бы неправильно.
Но это еще не все. "В настоящее время мы формируем к участию в работе четвертую группу, составленную из молодых ученых-экономистов, - сказал Евгений Роговский. - У них есть собственные взгляды на основные проблемы стратегического планирования, которые мы не можем не учитывать".
Требуются светлые головы
Однако командный метод работы над стратегией не исчерпывается четыремя группами. Наоборот, краевая администрация в настоящий момент заинтересована в привлечение к актуальной дискуссии наибольшего количества специалистов. Причем не только сторонников, но и возможных оппонентов существующей черновой модели стратегии.
"Нам хочется, чтобы в подготовке концепции развития Алтайского края приняло участие как можно больше людей, - подчеркнул Владимир Псарев. - Мы не хотим превращать "Стратегию..." в какой-то закрытый документ, а, наоборот, постараемся вынести ее начальный вариант на всеобщее обсуждение".
В ближайшее время "макет" стратегического развития Алтайского края, по замыслу разработчиков, сможет в результате дискуссий превратиться в полноценный документ. 25 ноября в Барнауле состоится большая конференция на эту тему с участием губернатора Сурикова. На ней выслушают всех и каждого. А в оставшиеся до этой даты дни на Алтае пройдут несколько конференций по самым важным муниципальным проблемам: для Рубцовска - по демографической, для Бийска - промышленной, для Белокурихи - санаторно-курортной. "Затем мы аккумулируем всю полученую информацию, и после тщательного анализа "макет" станет концепцией," - пояснили высокие чиновники.
Знакомые все лица
И все-таки, вопреки напору прессы, Владимир Псарев не стал проводить детальный анализ уже имеющихся в его распоряжении стратегических наработок. Однозначного ответа на прямой вопрос, как мы будем жить через пять-шесть лет (или хотя бы через два года!), журналисты не получили. Позиция экономистов понятна: излишняя категоричность прогнозам только вредит. "Для нас есть один показатель, по которому мы можем оценивать экономическое развитие достаточно предметно, - категорично заявил Владимир Псарев. Это уровень жизни населения. Если темп роста объемов производста позволяет увеличить этот показатель, значит процесс идет положительный".
Однако некоторые приоритетные направления развития Алтайского края журналистам в ходе диалога удалось понять. При общем развитии всех отраслей экономики особое внимание будет уделяться агропромышленному комплексу, туризму и малому бизнесу.
Владимир Псарев отметил, что сегодня уже заложены основы будущего спортивно-оздоровительного туризма. Вторым вслед за Белокурихой центром активного отдыха в крае станет Алтайский район. Там началось строительство двух крупных туристических комплексов, способных принять 5 тысяч человек. "Алтайский район еще пять лет назад стремился к развитию туристической базы. Однако нам приходилось не спешить. Тогда на Алтае был курортный центр Белокуриха с заполняемостью санаториев на уровне 10%. Сегодня этот показатель достигает 80%. Настало время для развития туризма в Алтайском районе", - пояснил Евгений Роговский.
Агропромышленный комплекс, несмотря на значительные производственные достижения, отмеченные за последние два года, оказался заложником рыночного кризиса. Для того, чтобы выжить на зерновом рынке, производителям, скорее всего, придется стремиться к повышению рентабельности своего бизнеса. Поиск новых технологий и сокращение издержек приведут к высвобождению значительной рабочей силы. Проблему занятости может отчасти решить малый бизнес.
Вот почему на малый бизнес возлагаются сейчас особые надежды. На одном из последних совещаний с главами администраций городов и районов Алтая губернатор Суриков поставил жесткое условие: будущий размер бюджетных дотаций зависит исключительно от их успехов в деле становления предпринимательства. Вот только сельские бизнесмены вряд ли ощутят заботу со стороны местных властей даже после требования губернатора (и тому только за последнее время есть немало примеров!).
За счет чего Алтай может улучшить свое экономическое положение?
Валерий ЛАРИОНОВ, гендиректор предприятия "Барнаульская горэлектросеть"
- Мы живем в аграрном крае, и поэтому улучшать свое экономическое положение должны за счет глубокой переработки сельхозпродукции. Даже если у нас зерно плохого качества, то можно пустить его на корм. И кушать нужно местных курочек, а не новосибирских. На этом же зерне можно выращивать коров и свиней. Но не мясом торговать, а делать колбасы и многое другое. Все-таки в аграрном крае должен работать аграрный сектор. Хотя и промышленность, которая у нас есть, тоже нужно поднимать, вводить новые технологии. Но чего-то у нас постоянно не хватает. Может быть, задора?
Лев КОРШУНОВ, руководитель краевой налоговой службы
- Это должен быть целый комплекс мероприятий. Во-первых, грамотный анализ существующего экономического положения, который определил бы наиболее перспективные отрасли экономики и существующие резервы. И здесь возникает вопрос - а что же делать с теми хозяйствующими субъектами, которые не адаптированы к этой экономике? Во-вторых, должна существовать государственная программа, которая была бы направлена на поддержку сельхозпроизводителей и сельхозпереработчиков. Третий важный момент - либерализация рынка. В настоящее время Алтайский край находится на одном из последних мест по привлеченным инвестициям. Следовательно, надо искать выходы на внешний рынок. Таможенная политика государства должна быть выгодной, прежде всего, отечественному производителю. Четвертое и, пожалуй, самое главное, во имя чего все это делается - улучшение жизни и благосостояния всех слоев населения, а не отдельных социальных групп.
Владимир РАЙФИКЕШТ, председатель краевого регионального отделения партии "Союз правых сил"
- Для любого региона основа развития - это инвестиции. Причем это должны быть не государственные инвестиции, а вложения частного капитала. Но для этого инвесторы должны иметь, во-первых, гарантии, во-вторых, в регионе необходима система льготного кредитования. Наконец, в-третьих, должно быть либеральное отношение к субъектам экономики со стороны органов власти. В Алтайском крае, если оценивать эти показатели по пятибалльной системе, я бы поставил оценку между двойкой и тройкой. А западным инвесторам нужны еще большие гарантии. Я общался со многими представителями иностранных компаний. Они часто говорят, называя конкретные фамилии: "Пока на Алтае управляют такие люди, мы там работать не будем". Речь идет о коррумпированности и клановости, когда три-четыре семьи управляют в регионе всем.
Евгения ТРОЩИЙ, директор барнаульского магазина "1000 мелочей"
- Главная цель - вывести из тени предпринимательство. Для этого в нашем городе кое-что хорошее уже было сделано. К сожалению, авторы многих местных законов глубоко не вникают, что такое предпринимательство. Ведь тот же малый бизнес - это не что-то абстрактное, это многоотраслевая структура, которая состоит из строительства, торговли, сферы услуг и многого другого. Власти хотят, чтобы малый бизнес развивался, однако одним росчерком пера способны убить все его усилия. Яркий пример - ситуация в Алтайском крае с проектом местного закона о едином налоге на вмененный доход.
Юрий НИКИТИН, генеральный директор торгового двора "Аникс" (Бийск)
- Во-первых, это развитие сельского хозяйства и предприятий сельхозпереработки. Далее необходимо получение качественного, конкурентоспособного продукта в отрасли сельхозпереработки. Затем выход с таким продуктом на российский рынок. Необходима успешная торговля "алтайским брэндом". Им, например, может стать алтайский сыр, пантокрин или что-то еще. Это основа успеха, но не все сто процентов внутреннего валового продукта Алтайского края.
Самое важное - в нашем Telegram-канале