Экономика

Имидж Алтая - в пшенице

"Администрация в России часто держит предпринимателей за бандитов, предприниматели со своей стороны уверены, что администрация коррумпирована, однако успех приходит только тогда, когда обе эти стороны работают на основе взаимного доверия", - сказал эксперт по стратегическому планированию Петер Шредер, приехавший в Барнаул из ФРГ...

Это произошлона семинаре "Стратегия развития региона и повышения роли малого и среднего бизнеса в экономике края", состоявшемся 9 октября в Барнауле.

Участники семинара - предприниматели из Барнаула и Бийска, представители вузов, властных и общественных структур - уже в который раз рассуждали, каким путем развиваться Алтаю и что здесь могут сделать власти. Германский эксперт удивлялся, что наши бизнесмены уповают на власти, и старался объяснить, что надо бы поменьше на нее надеяться. "Чиновники стратегию развития региона никогда не разработают", - говорил он. "СК" приводит выдержки из этого любопытного разговора.

Имидж решает все

В мире немало стран и регионов, которые, подобно Алтаю, не богаты сырьем. Взять, к примеру, Голландию - страну, которая почти ничего своего (кроме свинины) не производит. И все же эти страны сумели добиться экономического успеха. Поднимались же они на переработке сырья.

Для того чтобы начать выработку стратегии развития края, нужно главное: понять сильные и слабые стороны Алтая и выбрать путь, который помог бы усилить первые и, соответственно, ослабить вторые. Опираясь на наши плюсы, нам следует создать имидж края - региональную торговую марку - и активно продвигать ее. "У вас много пшеницы. Может быть, вам выбрать имидж "будете есть хлеб из нашей пшеницы - будете долго жить"? - предположил г-н Шредер. Имидж - решающий фактор в успехе региона. Это способ показать рынку преимущества наших товаров. А чем успешнее бизнес в регионе,- тем привлекательнее регион для инвесторов.

Торговая марка - это нечто особое

В Германии каждый город или район старается чем-то отличиться. Штутгарт у всех ассоциируется с высокими технологиями, Франкфурт - это рынок капиталов и международный аэропорт, Кельн - это концентрация СМИ, Ганновер - ярмарки.

Когда Восточная и Западная Германии объединились, многие западные компании основали на Востоке свои предприятия. Особенно активно начал развиваться Дрезден, имевший имидж культурного центра и привлекавший туристов интересной архитектурой и музеями. После объединения Германии компания "Фольксваген" построила в Дрездене уникальный автозавод - здание из стекла, в котором ночью светятся и сверкают огни. Здание оказалось настолько красивым, что стало "туристическим объектом". А сам автомобиль, который выпускает компания "Фольксваген", оборудован по последнему слову техники. Так Дрезден поменял имидж и стал привлекать еще больше туристов - а с другой стороны, сюда потянулись высокотехнологичные компании, связанные с производством автомобилей.

И такое стремление к "особости" - не национальная черта немцев, а точный расчет: "Если делать все одинаково - развития не будет, каждый город должен предложить то, что не могут другие, - подчеркнул Петер Шредер. - Рурская область, известная как промышленный центр Европы, создала себе имидж экологически чистого региона, образовательного и культурного центра страны, чем также привлекла множество туристов, которые приносят области миллионные доходы".

Пора менять менталитет

В чем же сильная сторона Алтая? Несколько лет назад Петер Шредер работал консультантом в одном из районов Хорватии - Славонии, которая, как и Алтай в России, считалась житницей в своем государстве. Это территория, где в отличие от Европы нет экологических проблем. Поработав над своей торговой маркой, жители Славонии стали продвигать продукцию под маркой экологически чистой и смогли экспортировать ее в Европу, продавая по более высоким ценам, чем внутри страны.

"Алтай хочет развивать сельское хозяйство? О кей. Но нужно решить, как обогащать (т. е. перерабатывать. - Н. С.) продукцию сельского хозяйства, куда ее продавать", - объяснил эксперт. Стоит ли Алтаю развивать туристический бизнес? Герр Петер выразил большое сомнение на этот счет. "Ваш аэропорт не позволяет развивать туризм, - заметил он. - Даже в малых государствах Африки это дело организовано лучше! В гостинице никто не заботится о том, чтобы поднести чемоданы... Я хотел поспать, но за один час в моем номере раздалось 29 звонков! Ваши люди не умеют улыбаться. До тех пор пока вы не смените менталитет, лучше исключить туризм из числа приоритетных отраслей Алтая".

У нас нет богатого дядюшки

А вот чего не нужно делать ни Алтаю, ни России в целом - так это копировать европейскую систему помощи сельскому хозяйству. "Наше сельское хозяйство все время производит излишки продукции. За счет субсидий фермеры продают свою продукцию на рынках других стран по более низким ценам, разрушая экономику развивающихся стран", - сказал г-н Шредер.

Как показывает германский опыт, нам стоит меньше думать о помощи извне. "Приключение с присоединением ГДР обошлось ФРГ в тысячи миллиардов евро, не стоивших результатов, которых добилась Восточная Германия. У Чехии и Венгрии не было богатого дядюшки, но они оказались в лучшем положении, чем бывшая ГДР", - заметил Петер Шредер.

А еще государство не должно давать предприятиям никаких субвенций, поскольку помощь одним в ущерб другим уничтожает конкуренцию и ослабляет экономику.

Курс опоры на частное

Впрочем, г-н Шредер не раз подчеркивал: он не может выбрать за наших предпринимателей и бизнесменов путь, по которому должно идти развитие Алтая. Принять решение о стратегии должны они сами и не ждать, когда это сделают чиновники. Что же тогда должна делать власть?

- Продвигать на другие рынки все, что делается на Алтае, особое внимание уделяя продукции, подчеркивающей имидж края;

- предоставлять гарантии для получения кредита;

- создавать инвестиционную привлекательность;

- оказывать консультационные услуги;

- непримиримо бороться с коррупцией.

В любом случае, воплощение в жизнь стратегии - это совместные действия власти и предпринимателей, которые должны доверять друг другу. Это опора на частный, а не государственный капитал. В противном случае наш регион ждет банкротство.

Надежда СКАЛОН.

В чем сильная сторона Алтая?

Сергей Локтев, генеральный директор Барнаульского пивоваренного завода:

- Если мы сможем привлечь в Карболихинское месторождение полиметаллов инвестиции, это будет второй "Норильский никель". Причем речь должна идти не только о добыче, но и о глубокой переработке. Безусловно, зерно и его переработка всегда будут играть заметную роль. Но давайте оценим, какую часть в объемах производства и поступлений в бюджет составляет наше зерно. Мы при нашем уровне развития зернопереработки сегодня 65% бюджета получаем из Москвы.

Василий Куц, председатель совета директоров Алтайской краевой расчетной палаты:

- Алтай может опереться на собственные природные ресурсы. Но нам нужно развивать альтернативную энергетику. Сельское хозяйство - однозначно наша сильная сторона. Только для того, чтобы мы смогли это в полной мере использовать, власти регионов должны принять программы межрегионального уровня. Кроме того, у нас есть мощности в химической отрасли - "Полиэкс", олеумный завод, "Алтайхимпром". Их надо использовать - это тоже наши сильные стороны.

Владимир Дмитриенко, генеральный директор Алтайского регионального агентства по поддержке малого и среднего бизнеса (Барнаул):

- Мы должны исходить из того, что дала нам природа - это и сельскохозяйственная продукция, и продукция леса. Но нужна глубокая переработка. Каждый этап переработки приносит около 30% рентабельности. Одно дело - продавать пшеницу в виде зерна, совсем другое - муку, макароны. Томская фирма выпускает свежезамороженные овощи и грибы и продает их в Москву. А сырье томичи закупают в Алтайском крае за копейки.

Справка "СК"

Петер Шредер родился в 1943 году в Германии. Окончил университет в Киле, по специальности химик. После окончания вуза работал в аппарате Свободно-демократической партии Германии. Частным консультированием занимается с 1987 года. Провел консультации в более чем 60 странах мира. Консультирует партии, негосударственные организации, правительства, губернаторов по вопросам предвыборной стратегии, разрешения конфликтов, стратегии переговоров и стратегии планирования, в том числе планирования экономического развития. В Барнаул приехал по приглашению Фонда Фридриха Науманна, ФРГ. Петер Шредер советует алтайским бизнесменам объяснить власти, как должен развиваться Алтайский край.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость