Все глобальные изменения начнутся после Нового года
Андрей Черняев
директор Сибирского дивизиона группы компаний «СтартМастер»
— Андрей Геннадьевич, у «СтартМастера» идет широкомасштабная рекламная кампания с серьезным медиавесом. Вместе с тем многие рекламодатели сейчас стремительно минимизируют свои бюджеты на продвижение. Как можно объяснить вашу рекламную политику?
— Ощущение масштабности складывается в силу грамотно разработанной кампании. А на самом деле в сложившейся ситуации мы усиленно оптимизируем затраты. В том числе и на рекламу. А глобальным пересмотром рекламной стратегии мы будем заниматься, я думаю, после Нового года.
— «Оптимизируем затраты»… И в то же время у вас только что открылся очередной магазин.
— За последний месяц мы открыли два новых магазина. Всего. Так что можно сказать, мы снизили темп развития.
— Во многих сферах отмечены тенденции к сокращению персонала, в ряде предприятий сотрудники выборочно отправляются в неоплачиваемый отпуск. С учетом масштабов компании и темпов развития что можно сказать о вашей кадровой политике в текущих условиях?
— Мы провели точечные сокращения в офисе, перераспределили функционал между сотрудниками, а сокращений среди торгового персонала нет и не планируется. Считаю, что дальше нам сокращаться некуда.
— Как отразились на уровне продаж банковские корректировки потребительского кредитования?
— На текущий момент продажи не соответствуют нашим ожиданиям, и это, конечно, связано с внешними факторами: отказами банков в потребительских кредитах, общей нестабильностью, задержками с выплатами заработной платы на предприятиях, сокращениями. Тем не менее сейчас работает эффект предновогоднего ажиотажа. Мы очень основательно подготовились к этому сезонному росту продаж — у нас очень хороший товарный запас.
— Можете спрогнозировать ситуацию после предпраздничного ажиотажа? Что произойдет на рынке в I-м квартале следующего года?
— Прогнозы — дело неблагодарное. Все глобальные изменения начнутся после Нового года. И сейчас очень удачное время для оптимизации всех бизнес-процессов. В результате выживут сильнейшие, то есть самые эффективные.
— Андрей Геннадьевич, вы заняли кресло главы Сибирского дивизиона группы компаний в сентябре, на заре кризиса. Не пожалели, что покинули «насиженное» место в «Спортмастере» в столь сложное время?
— Решение о смене работы принималось очень взвешенно. Мне нравится работать в компании «СтартМастер». А что касается времени… Я считаю, что для менеджера самое интересное — это работа в условиях ограниченности всех ресурсов. Именно тогда возникают нестандартные решения.
Выездной туризм незначительно сократится
Ольга РИШКО
директор компании «Глэм-тур»
— В какой мере финансовый кризис коснулся работы вашей компании? Ожидаете ли вы пика кризиса? Когда?
— Сегодня идут продажи туров на Новый год. Они начались еще в сентябре, продолжаются полным ходом и сейчас. А вот число туров, которые в прошлые годы люди в это время бронировали на февраль-март, снижается. Народ, видимо, желает разобраться, что же будет дальше. Хотя те клиенты, которые уже определились с конкретными отелями в ОАЭ, на острове Бали, в Доминиканской Республике, бронируют уже поездки на март. Таким образом, сильного спада мы еще не почувствовали: все-таки Новый год — очень востребованный период, народ едет праздновать его в любом случае. Практически все новогодние рейсы, особенно во Вьетнам, на Бали и Хайнань, закрыты.
Думаю, что будет небольшой спад во второй половине января и феврале. Но уже в марте клиенты обычно начинают покупать путевки в Турцию, так как отели в этот период делают на летние туры 40%-ные скидки. Поэтому я считаю, что в марте продажи начнутся, несмотря на кризис. Возможно, произойдет лишь одно изменение: будет больше бронироваться номеров не VIP-класса, а, например, крепких «четырех звезд».
— Насколько ваша компания зависима от кредитных средств? Отразилась ли на вас политика банков по ужесточению условий выдачи кредитов?
— От кредитных средств мы не зависели, так как работали на сегмент рынка «средний класс и выше». Среди наших клиентов мало кто брал кредиты именно на отдых, в основном платили сразу. Банк, с которым наша компания сотрудничала, повысил процентную ставку по кредитам на отдых с 24 до 31%.
— Предполагаете ли вы проводить сокращения персонала?
— Нет, в данный момент работы хватает всем.
— Произойдет ли перераспределение туристических потоков с внешних на внутренние рынки? Сократится ли выездной туризм?
— Перераспределения турпотока, на мой взгляд, не произойдет. Все уже знают, что отдыхать на море в Сочи или Анапе намного дороже, чем в Турции. Тем более на наш город обратили внимание крупные российские туроператоры. Летом в Турцию из Барнаула будут летать чартеры таких операторов, как «Пегас-туристик», «Коралл», зайдет в край и новая компания «Капитал-тур». Поэтому цены будут вполне приемлемы для клиентов. Если выездной туризм и сократится, то незначительно, потому что российский клиент уже привык отдыхать за границей, с определенным сервисом. Возможно, произойдет перераспределение в пользу более экономичных гостиниц и стран.
— Как изменятся цены на турпредложения?
— Полагаю, они станут ниже. Стоимость топлива в ближайшее время упадет, и летние программы будут верстаться туркомпаниями с учетом уже более дешевогоавиабилета. Поскольку кризис коснулся не только России, но и всего мира, хотельеры снизят цены на проживание в отелях — для привлечения большего числа туристов. Я думаю, что путевки по цене будут доступны для разных категорий клиентов.
Малый бизнес существенно не пострадает
Дмитрий Кошкарев
председатель Союза предпринимателей Заринска
— Дмитрий Михайлович, отразился ли мировой финансовый кризис на предпринимателях Заринска?
— Если честно, то я пока не склонен драматизировать ситуацию. Не секрет, что кризисные явления все понимают по-разному. Артист одной известной юмористической программы недавно сказал, что кризис — это когда Абрамович начнет сам тренировать «Челси» или когда хлеб будут отпускать по талонам, а пробки на улицах выстроятся из велосипедов. Вот это кризис! А у нас в настоящее время возникают небольшие трудности. Кредитные деньги стали дороже — повысились процентные ставки. Льготные кредиты для предпринимателей под 12%, которые давались по соглашению администрации города с отделениями Алтайсбербанка, отменили. Поставщики теперь требуют оплату по факту завоза товара или заблаговременно — постоплатная система взаиморасчетов больше не работает. Подорожали продукты питания нескольких категорий. Стали дороже некоторые энергоносители. То есть просматривается тенденция роста затрат. И единственное изменение обычного режима работы предприятий — вынужденное сокращение некоторых статей расходов — неплановых, нецелевых, чтобы сэкономить средства.
Кроме этого, у «Алтай-кокса» появились сложности со сбытом продукции, из-за чего время производства кокса и, соответственно, работы коксовых батарей увеличено. А в целом город живет, люди приходят в магазины за покупками. Число рабочих мест никто не сокращает.
— Аналитики утверждают, что в настоящий момент мы еще не достигли «дна кризиса» и его самые тяжелые последствия будут ощутимы в следующем году.
— Я тоже склонен думать, что кризис до нас пока не дошел. До нас сейчас только «брызги от шампанского долетают», как выразился один из представителей банковской сферы.
— И как долго, по-вашему, продлится кризис?
— Я думаю, в один год не уложимся. Процесс стабилизации всегда отличался тем, что происходил долго.
— Каких последствий кризиса вы ожидаете?
— Последствие должно быть одно — налаживание эффективных механизмов деятельности институтов государственного регулирования. Жизнь сейчас заставляет власть работать. Кризис и случился отчасти оттого, что представители госаппарата в течение нескольких лет «гоняли воздух по карманам». У нас ведь все чужое, не свое. Квартиры мы покупали в кредит, машины — тоже в кредит. А наши банки, у которых мы брали кредит, пользовались кредитами иностранных банков. Мы ведь в реальности не заработали деньги на блага, которые приобретались с привлечением заемных средств. А кто заработал, тот давно себе уже купил и квартиру, и машину. Сейчас как раз и наблюдается падение искусственно созданного спроса, которое происходит из-за повышения процентных ставок по кредитам.
— А каким образом кризис скажется на малых предприятиях города?
— Я как раз не считаю, что малые предприятия существенно пострадают. Потому что они в основном строят бизнес на свои средства. А кредиты привлекают редко и в небольшом объеме.
— Разрабатывает ли малый бизнес Заринска какие-либо «антикризисные программы»?
— Нет, это абсолютно не нужно. Необходимости такой пока не возникало. Ведь развитие кризиса от нас не зависит.
— Стоит ли бояться кризиса?
— Я думаю, нет.