Экономика

Как власти спасают промышленность и помогают встать на ноги "Алтайскому химпрому"

Сегодня государство создает механизмы поддержки бизнеса, в первую очередь — производства. С одной стороны, необходимо замещать запрещенные к ввозу и дорогие импортные товары, с другой — нужно производить продукцию, востребованную за границей, и тем самым больше зарабатывать. Организовано несколько институтов. Один из них — Фонд развития промышленности, учрежденный Минпромторгом. Замруководителя в нем сегодня работает Юрий Шамков, экс-сенатор Алтайского края, сам в прошлом промышленник. Он рассказал  altapress.ru об основных принципах работы фонда и сотрудничестве с ним нашего региона.

"Алтайский Химпром"
"Алтайский Химпром"
althimprom.ru

— Юрий Вениаминович, когда вы начали работать в фонде? Как случилось, что заняли в нем одну из руководящих должностей?

— Еще работая в Совете Федерации (СФ) первым заместителем председателя комитета по экономической политике, я входил в рабочую группу по разработке и прохождению 488-го закона о промышленной политике. Функционирование фонда прописано в нем. Я уже тогда понимал, что будет организована структура, которая станет серьезным подспорьем промышленникам.

В Алтайском крае вырос индекс промышленного производства

На самых разных уровнях уже давно говорилось: доступных инвестиционных средств в промышленности страны не хватает. И это действительно так. Фонд стал одним из инструментов инвестирования на посильных рыночных условиях. Он предоставляет займы под 5% годовых до семи лет, суммы — до 500 млн рублей.

Когда в 2014 году окончились полномочия в СФ, я перешел работать руководителем секретариата зампреда СФ. После организации фонда в 2015 году меня пригласили работать в нем заместителем по взаимодействию с регионами. Это совпало с моими планами, я прошел необходимые согласования и так оказался в фонде.

Это очень интересная работа. Я отвечаю за региональную политику, налаживаю связи с местными властями, в первую очередь с теми, кто курирует промышленную сферу. У меня очень много командировок — 25 только с Нового года. Как правило, работаем в связке с Минпромторгом — вместе рассказываем о мерах поддержки. Это позволяет сжать и время, и расстояния в вопросе коммуникаций с региональными промышленниками. Собственники видят, что механизмы доступные, эффективные.

Выездная работа всегда дает эффект. Зачастую мы наблюдаем отсутствие достаточных и полноценных коммуникаций между промышленниками и властями — и региональными, и федеральными. Если не налажен контакт с производственниками на местном уровне, то федеральный им кажется вообще недоступным. Наша работа позволяет расшить эти узкие моменты и показать: коммуникации доступны, ими нужно пользоваться.

— Каковы основные задачи фонда?

— Их три. Первая и основная — выдача бюджетных субсидий в виде займов. Вторая состоит в том, что фонд является единым консультационным окном Минпромторга по мерам поддержки. И наконец, третья заключается в том, что фонд занимается созданием государственной информационной системы промышленности.

Юрий Шамков.
Олег Богданов

Не для тех, кто лежит на боку

— На сайте фонда указаны предприятия, которым он оказал помощь. Они разные по объемам инвестирования, по отраслевому признаку, по масштабу компаний. Какими характеристиками нужно обладать проекту и предприятию, чтобы получить возможность вой­ти в программу поддержки?

Алтайские власти, производители и переработчики рассказали о новой маркировке "молочки"

— Идеология фонда состоит в том, чтобы выдавать займы успешным предприятиям, а не тем, что лежат на боку. В 2015 году бюджет фонда составил 20 млрд рублей. В этом году будет около 23 млрд. Это совсем небольшая сумма в масштабах российской промышленности и по сравнению с существующими потребностями. Чтобы было понятно — на сегодня в фонд поступило более 1,4 тыс. заявок на почти 470 млрд рублей. Экспертным советом одобрены 84 проекта, а соглашения подписаны с 61 предприятием. То есть потребность промышленности в доступных деньгах просто колоссальная. Поэтому фонд и сделал ставку на поддержку проектов развития, а не выживания.

И второй момент — продукция должна соответствовать требованиям импортозамещения, быть экспортно ориентированной, иметь максимально высокий уровень локализации. Кроме того, должны быть высокими технологические характеристики продукции.

Политика импортозамещения, ориентации на экспорт предполагает, что продукт должен быть конкурентоспособным не только на внутреннем, но и на мировом рынке. Но чтобы его получить не за счет слабого рубля, а благодаря качеству, нужны современные технологии. У любой технологии есть цикл окупаемости. Деньги, на которые она приобретается, должны быть также конкурентоспособными, а не выдаваться под 15–20%. Условия фонда частично решают этот вопрос.

Что касается масштаба, то это могут быть самые разные предприятия: от тех, что входят в вертикально интегрированные компании, до средних и даже малых.

В этом году также добавились новые инструменты — программы лизинга и развития станкоинструментальной отрасли.

Без чиновников

— Выходит, фонд с его объемом финансирования закрывает около 5% от потребности. Даже если исключить заявки предприятий, дышащих на ладан, тех, что не соответствуют техническим требованиям, думаю, все равно желающих остается значительно больше, чем может себе позволить фонд. Как происходит отбор?

В кризис алтайские машиностроители удвоили объемы производства

— Во-первых, четко прописаны критерии. Во-вторых, есть четырехступенчатая система отбора. Первая ступень — экспресс-оценка соответствия проекта базовым требованиям. Второй этап — входная экспертиза, далее — комплексная: юридическая, финансовая, технико-экономическая и т. д. Оценивается залоговое обеспечение. Деньги бюджетные, выдаваемые на возвратной основе, поэтому данный вопрос важен.

Следующим этапом является обсуждение на экспертном совете, в него входят 17 человек. Среди них нет ни одного чиновника. Все люди — из бизнеса: представители ТПП, "ОПОРы России", "Деловой России", крупнейших банков и т. д. На этом этапе отсеивается примерно 30% проектов. Скажем, если банки, одобряя выдачу кредита, руководствуются во многом корпоративными интересами, то здесь этого нет — решение принимают люди из абсолютно разных сфер деятельности. Бывает так, что проект, который по банковским бы требованиям не прошел, здесь одобряется. И наоборот.

Фонд зарекомендовал себя эффективной структурой, открытой и прозрачной. Все заявители имеют свой личный кабинет на сайте и обладают доступом к информации об уже имеющихся проектах. Прозрачность процессов и данных — сильная сторона фонда.

Факт

Предприятия 62 регионов страны получили поддержку Фонда развития промышленности.

Важны коммуникации

— Вы говорите, что фонд не предназначен для спасения предприятий. Но может ли он оказать поддержку предприятию, которое уже прошло период упадка и показывает рост, и его проект может дать новую жизнь заводу? Скажем, единственный пока одобренный проект из Алтайского края — "Алтайского химпрома" — из этого числа.

— Да, такие проекты мы поддерживаем. "Алтайский химпром" действительно получил одобрение в ноябре прошлого года и повторно — в апреле этого. Это было отложенное решение — чтобы получить заем, собственник должен обеспечить залоговую базу.

Да, предприятие старое, но у нас таких процентов 95 в стране. "Алтайский химпром" вышел с абсолютно новым продуктом — добавками, необходимыми в нефтедобывающей отрасли. Сегодня в стране используются только импортные аналоги. Предприятие разработало продукт, он прошел все испытания. Вопрос стоит о промышленном запуске. То есть в данном случае дело не в том, что предприятие старое, а в том, что это проект по созданию нового продукта.

— Как отличаются подходы к поддержке промышленности в разных регионах? Возможно, есть какие-то лучшие практики?

— Мне очень импонирует, как выстроена система в Липецкой области. Там создана промышленная экономическая зона. Ей уже более 10 лет. Подход, реализованный в области, соответствует зарубежным практикам. Здесь выстроены единые коммуникации, расположено более 40 предприятий. Работают и китайцы, и бельгийцы, и американцы, и французы, и, разумеется, российские производители. Здесь промышленники имеют возможность звонить на сотовый губернатору, а уж профильным министрам — само собой. Это, конечно, деталь, но она показательная. В тех регионах, где губернаторы с уважением относятся к директорскому корпусу, где к профильному заму можно попасть день в день, по мере возникновения вопроса, где не делят на своих и чужих, где берегут работающую промышленность, там она и развивается.

— Говорится о возможности создания аналогичных региональных фондов. Что это за механизм?

— Предполагается, что в мае будут определены основные критерии создания и работы региональных фондов развития промышленности. Решение будет принимать наблюдательный совет нашего фонда. Основные стандарты уже определены. Идея состоит в том, чтобы охватить более мелкие проекты стоимостью от 40 млн рублей и выше с суммой возможных займов от 20 млн под те же 5%. Сегодня обсуждаются пропорции софинансирования: вводить ли единый стандарт для всех регионов или диверсифицировать его в зависимости от уровней бюджетной обеспеченности субъектов. Если критерии будут утверждены в мае, то уже в июне начнет формироваться юридическая база.

— Как с фондом взаимодействует Алтайский край?

— На сегодня от Алтайского края представлены восемь проектов. Пока одобрен только "Алтайский химпром". Направили заявки АЗПИ, "Русская кожа". Кстати, с последним у нас есть опыт взаимодействия в другом регионе. Заявились также два предприятия из Бийска: "Биосинтез" с производством полиамидной целлюлозы и "Спецавтоматика" с проектом в сфере электроники. На "Заводе мехпрессов" хотят организовать изготовление нескольких видов крупных прессов, аналогов которых в России нет. Предприятие "Промразвитие" заявилось с проектом создания углесодержащих брикетов.

Так что Алтайский край имеет практику взаимодействия с фондом и на фоне других субъектов выглядит неплохо. Есть регионы, от которых не поступило ни одной заявки

Фонд развития промышленности.
Михаил Хозяйкин

Цитата

Юрий Шамков,
заместитель генерального директора фонда развития промышленности РФ:

Фонд поддерживает те отрасли, которые курирует Минпромторг. Сегодня идут переговоры Минсельхоза и Минпромторга, с тем чтобы использовать механизм фонда для направления денег Минсельхоза на поддержку предприятий пищевой отрасли.

Справка

Юрий Вениаминович Шамков родился 25 июня 1966 года. Окончил Алтайский политехнический институт. Начинал трудиться на "Сибэнергомаше", затем работал в коммерческих структурах Барнаула. В 1998-м стал заместителем гендиректора "Барнаульского завода АТИ", в мае 1999 го — руководителем предприятия. С 2000 го по 2008 год был депутатом краевого парламента, с 2004 года — председателем экономического комитета. В феврале 2008 года назначен сенатором в СФ, где с 2010 года был зампредом комитета по промышленной политике. С 2013 года — первый зампред комитета по экономической политике. С 2014 года — руководитель секретариата зампреда СФ, с сентября 2015-го — заместитель директора ФРП.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость