Татьяна Зеленина: "Надо законодательно разрешить дополнительные проверки"
— Татьяна Алексеевна, как вы лично оцениваете инициативу Минсельхоза России изменить маркировку молочной продукции, содержащей растительные жиры? Не принесут ли данные изменения дополнительных расходов местным производителям?
— В настоящее время предприятия, выпускающие свою продукцию с содержанием растительных жиров, указывают это при маркировке товара, так как это предусмотрено техрегламентом таможенного союза. В случае одобрения инициативы Минсельхоза об увеличении шрифта надписи о наличии растительных жиров предприятия будут вынуждены заменять имеющуюся упаковку. Безусловно, это повлечет за собой дополнительные расходы со стороны предприятий — траты на дизайн и упаковочный материал.
— Может ли новая инициатива, касающаяся увеличения надписей на упаковке о наличии пальмового масла до 30% всей поверхности, привести к снижению потребления данной продукции?
— Технический регламент дает возможность потребителю понять, из чего состоит продукт. Покупатель знает, что продукция с растительным жиром продается по более низкой цене, нежели без него, и самостоятельно делает выбор по ее приобретению.
Таким образом, считаю, что увеличение шрифта надписи о наличии растительного жира на упаковке не повлияет на объем его потребления.
— Может ли инициатива Минсельхоза отразиться на рынке сырого молока в регионе? Стоит ли ожидать, что натуральное молоко станет более востребованным?
— Сырое молоко и сегодня востребовано молокоперерабатывающими предприятиями. В крае наблюдается дефицит молока-сырья. Мощности предприятий по производству молочной продукции загружены только на 50%, таким образом, при наличии необходимого объема сырья предприятия края готовы его перерабатывать и наращивать выпуск готовой продукции.
— Как вы оцениваете ситуацию с фальсификатом молочной продукции на местном рынке?
— В настоящее время фальсификация продукции является актуальной темой не только для Алтайского края. Сегодня из-за отсутствия строгого государственного надзора ряд недобросовестных производителей маскируют фальсификат под традиционные продукты питания. Ведь здесь главное, чтобы информация о составе продукта на упаковках была правдивая и не вводила потребителей в заблуждение.
— Есть мнение, что штрафы не помогают в борьбе с фальсификатом и необходимо вводить более действенные меры: уголовную ответственность в отношении юридических лиц, остановку работы предприятий. Как вы оцениваете такие предложения?
— Думаю, что необходимо расширить полномочия контролирующих органов, вплоть до остановки работы нерадивых производителей после обнаружения некачественной или контрафактной продукции. Кроме этого, надо законодательно разрешить осуществлять дополнительные проверки продукции предприятий в торговле и в производстве.
Валерий Деккерт: "В данном случае уместна фраза: лучше позже, чем никогда"
— Валерий Андреевич, как вы, производитель сырого молока, оцениваете нынешнюю инициативу Минсельхоза? Не кажется ли вам она несколько запоздалой?
— На сегодняшний день проблема фальсификации стоит очень остро. Люди должны четко представлять, что они покупают, но у нас этого нет. Решение Минсельхоза я считаю абсолютно правильным. Да, мы об этом говорим уже не первый год. Но в данном случае уместна фраза: лучше позже, чем никогда.
Информация о наличии пальмового масла в продукте должна обозначаться крупными буквами, чтобы каждый покупатель мог ее увидеть. А дальше решать, враг ли он своему здоровью или нет. Хотя сейчас некоторые источники пытаются оправдать пальмовое масло, говоря, что вреда организму оно не наносит и даже полезно, но я такую информацию отношу к разряду фантастики. Не секрет, что для удешевления производства предприятия зачастую используют техническое пальмовое масло. За такое не то что штрафовать, сажать в тюрьму надо.
— На ваш взгляд, все это может подстегнуть спрос на натуральное сырое молоко или тот, кто работал на "пальме", продолжит это делать?
— Молоко обязано быть востребовано. Но, к сожалению, у нас наблюдается дефицит, который покрывается привозным пальмовым маслом. Цифры статистики искажаются. Мы не знаем, сколько на самом деле производим молока. Реальных данных нет.
— Это вы сейчас говорите о ситуации в стране или в Алтайском крае?
— В целом по стране. Да и по нашему региону тоже есть вопросы.
— На ваш взгляд, готово ли наше молочное животноводство к возможному увеличению спроса со стороны переработчиков?
— Почему нет, если будут нормальные условия. При стабильном спросе и соответствующей цене ситуация может измениться в лучшую сторону. Но, к сожалению, стабильности на нашем рынке до сих пор нет. К примеру, в начале года говорилось, что закупочная цена на сухое молоко в государственный интервенционный фонд будет высокой и это поддержит производителей в сезон "большого молока". Сейчас уже появляется информация, что объемы по интервенциям будут меньше ранее объявленных, цены ниже. Ну как в условиях такой нестабильности работать?
А ведь надо создать такие условия, чтобы людей заинтересовать молочным животноводством. Сейчас ни одного фермера невозможно заставить им заниматься, потому что при нынешней ценовой политике делать это с нуля невыгодно. И это при наших природно-климатических возможностях — многие районы Алтайского края обладают прекрасными пастбищами и кормовыми угодьями.
Сергей Романов: "Как показывает практика, в итоге ничего не изменится"
— Сергей Владимирович, вы, как переработчик молока, которого в перспективе инициатива Минсельхоза может коснуться напрямую, как ее оцениваете?
— Я могу сказать, что постоянные изменения в требованиях к этикетке уже надоели. Скоро трясти от этого начнет. Причем после каждой такой инициативы ничего не меняется. Только возникает чувство, что бизнесу создают очередные препоны для работы.
— Если все-таки это примут, затраты на изменение упаковки будут существенные?
— Смотря какую упаковку использовать. Изменение дизайна может обойтись от 25 до 50 тыс. рублей.
— В последнее время информация о фальсификате молочной продукции возникает регулярно. На ваш взгляд, предложенные государством инициативы могут что-то изменить?
— Такая ситуация складывается не из-за того, что производители плохие, а потому что экономическая ситуация сложилась не в пользу покупателя. Проще говоря, жители страны не могут позволить себе дорогую продукцию. Поэтому идет удешевление.
— Не кажется ли вам, что появление больших надписей о наличии в продукте пальмового масла отпугнет народ от такого продукта? Да, сейчас добросовестные производители пишут о его составе, но совсем мелкими буквами. Кто-то, может, этого и не замечает.
— Я не могу ответить за всех людей. Может, единичные случаи отказа и будут.
— А как вы относитесь к увеличению штрафов за фальсификат? Многие ваши коллеги считают, что взыскания должны быть более суровыми, вплоть до остановки производства и уголовного преследования нечестных руководителей.
— Мелкое предприятие после наложения штрафа в восемь миллионов рублей и так прекратит свое существование. А крупное будет вынуждено прекратить выпускать фальсификат и поднять цену на другую продукцию. В итоге это в любом случае ударит по потребителям. Очень сложно сейчас об этом говорить. Если пальмовое масло действительно приносит выгоду, добавлять его все равно будут, какими бы ни были штрафы.
Ситуация на молочном рынке в России и так сложная. Резкие скачки цен, падение спроса ничего хорошего не принесут. Нужно ли это кому-то? Как показывает практика, в итоге ничего не изменится. Ну напишем мы крупными буквами о пальмовом масле на том месте, где раньше писали мелкими, начнется падение спроса, придется поднимать цены на другие продукты. От этого спрос еще сильнее сократится. Дальше что? Я бы все понял, если бы подобные инициативы принимались в условиях растущего рынка. Но сейчас объемы реализации молочной продукции сами по себе постепенно падают.
Денис Зюзин: "Давайте поговорим об этом через пять лет"
— Верите ли вы, что новые инициативы смогут очистить российский рынок от фальсификата? Некоторые ваши коллеги в этом сомневаются.
— Все будет зависеть от добросовестности производителей и ретейлеров. Вообще я считаю, что эта мера правильная, однако эффект от нее мы увидим не сразу.
— На ваш взгляд, кратное увеличение штрафов не слишком драконовская мера?
— Я считаю, что это лишний инструмент в руках контролирующих органов, которые будут стремиться зарабатывать на больших штрафах. При таких миллионных суммах можно поставить под сомнения легитимность любой проверки.
— Кстати, есть мнение, что надо не только увеличивать штрафы, но и вводить персональную уголовную ответственность для директоров предприятий, которые занимаются фальсификатом.
— Мне кажется, вся эта тема неправильно истолковывается. Не надо государству применять драконовские меры против переработчиков. Давайте лучше акцентируем внимание на том, где наше натуральное молоко и сколько его вообще производится в России. Предприятия начинают использовать растительные компоненты не от хорошей жизни.
Я думаю, было бы правильно объяснить людям, что комбинированные молочные продукты не наносят ущерб здоровью. Я, например, никак не пойму, почему на каждом углу не кричат о вреде тушенки, которая выпускается по непонятным техническим условиям совсем не из мяса. Огромное количество такого продукта присутствует на полках наших магазинов. Почему не говорят о кондитерских изделиях, в которых масса растительных жиров, или чипсах, напичканных трансжирами?
Вся эта ситуация еще раз подтверждает: зарубежные компании, которые потеряли Россию в качестве рынка сбыта своей молочной продукции, пытаются нагнетать ситуацию. Чтобы в один прекрасный момент сказать, что в нашей стране производится один фальсификат, а значит, пора открывать границы для импорта. Я считаю, что это провокация.
Очевидно, что за два года существования продовольственных санкций поднять с колен отечественное сельское хозяйство и переработку невозможно. Давайте на тему изменения маркировки молочной продукции поговорим через пять лет. Тогда действительно вопрос можно будет поставить ребром: почему при условии излишков молока-сырья и серьезных темпах роста алтайского животноводства переработчики используют растительные жиры? Только при условии достаточности натурального молока все это станет актуальным.
Рынок в цифрах
Производство молочной продукции в Алтайском крае в 2010–2015 годах, тыс. тонн
Факт
В начале 2016 года всерьез обсуждался вопрос введения акцизов на ввоз в Россию пальмового масла. Сейчас от этой инициативы отказались.
Самое важное - в нашем Telegram-канале