Экономика

Компании в кризис предпочитают экономить на консалтинге

В кризисный период предприятия края не перестали осознавать важность обучения менеджеров и персонала. Однако их подход к этому процессу стал более прагматичным, что не могло не сказаться на текущем спросе на услуги консалтинговых агентств. Участники рынка и их клиенты рассказали, как изменилось отношение бизнеса к образованию.

Александр Беляев,
директор компании «Эль-Консул»,
руководитель представительства компании «Бизнес на продажу» в Барнауле:

Сегодня в Барнауле услугу по проведению тренингов и семинаров заявляют 53 компании. Из них 10—12 являются активными провайдерами, которые сотрудничают с тренерами и тренинг-центрами по всей России и СНГ. При этом во II полугодии компании заявили 75 сборных тренингов. Для сравнения: в прошлом году в этот период их число доходило до 120. Это говорит о снижении спроса.

Директор, финансовый консультант «Алтайского центра финансового консалтинга» Татьяна Листратова рассказала, что в кризисный период специалистам в области консалтинга пришлось на себе почувствовать неуверенность бизнеса в завтрашнем дне и его традиционный скепсис. «Все наши программы ориентированы на практическое управление финансами, но собрать группы стало сложной задачей. Аргументы отказа были полярными: «У нас кризис — нам не до этого» или «Нас кризис не коснулся — нам это не нужно», — говорит г-жа Листратова.

Эксперты отмечают, что экономическая ситуация не позволяет предпринимателям тратить деньги впустую, поэтому часть образовательных программ стали рассматриваться потребителями в качестве «модных и необязательных». «Учебные центры почувствовали себя такими же несчастными, как и рекламщики. Эти два «Титаника» так долго считали себя непотопляемыми, что для них было очень странно обнаружить не просто снижение интереса к своим услугам, а спины клиентов в самый неподходящий момент», — говорит руководитель центра «Эффективное управление» Наталья Поженко. Генеральный директор центра STAFF Юлия Тафинцева считает, что по сравнению с началом года положение консалтингового рынка все-таки выправляется, количество заявок на обучение стало больше. Однако собеседница не отрицает, что спрос на «обучение ради обучения» сократился. «Сейчас вызывают интерес не столько новые программы, сколько тренинги для решения конкретных задач предприятия», — говорит г-жа Тафинцева.

Раз под заказ

Небольшие компании и в спокойные времена предпочитали обходиться собственными силами. Те, кому требовалась специализированная поддержка, предпочитали использовать краткосрочные тренинги. Что касается тематических семинаров, то эксперты отмечают в крае популярность тех из них, которые в Москве давно считаются пройденным этапом. Таким образом, востребованный контент отстает на пару лет.

Генеральный директор сети АЗС «К1» Андрей Каштанов считает, что в кризис важно повышать качество обслуживания клиентов, но обучать операторов «хорошим манерам» и воспитывать корпоративный дух в компании предпочитают собственными силами.

Директор по персоналу «Новэкс» Татьяна Буднева говорит, что для линейного персонала (продавцы, администраторы и т. д.) учебный центр компании организует корпоративные тренинги. Для управленцев среднего и высшего звена используются как внутренние тренинги, так и внешнее обучение.

Татьяна Буднева,
директор по персоналу «Новэкс»:

Мы очень тесно сотрудничаем с новосибирской компанией «Харизма». Собственные затраты на обучение в этом году пришлось сократить. Но нам очень помогли бюджетные средства, выделяемые на переобучение персонала через городской центр занятости. Мы даже смогли направить на подготовку по программе МВА пять руководителей высшего звена за счет бюджетных средств.

В группе компаний «Практика» редко используют услуги привлеченных тренеров. Однако в этом году компании потребовалась программа по командообразованию. «Этот опыт был положительным, но масштабных тренингов мы не проводим. Руководство одобряет определенные затраты на образование, когда необходимо решить какую-то проблему. Стоит отметить, что более профессиональные тренеры работают в Новосибирске. Там серьезный опыт консультантов, а цены, которые заявляют компании, соответствуют эффекту от тренингов», — рассказала менеджер по персоналу группы компаний «Практика» Ирина Иващенко. Собеседница отметила, что 85% соискателей, которые обращаются в компанию, имеют опыт прохождения тех или иных тренингов.

Явления отсутствуют

На барнаульском рынке сегодня популярны 1—2-дневные тренинги по узким вопросам продаж, переговоров, командообразованию. Такую тенденцию отмечает Александр Беляев. «В крупных городах наблюдается ажиотажный спрос на такие темы, как «Корпоративные/рейдерские захваты», «Лизинг, аутсорсинг, аутстафинг персонала», «Принципы отчетности МСФО», «Передача бизнеса от собственника наемному менеджеру», «Управление филиальной сетью», «Менеджер по качеству», «Технологии НЛП» «Технологии коучинга в управлении» и др. В Алтайском крае они пока мало востребованы. Явления, рассматриваемые на этих тренингах, у нас пока либо просто отсутствуют, либо их мало», — говорит г-н Беляев. Эксперт также считает, что в крае пока значительное влияние сохраняет командно-административный подход к управлению. В то же время у нас набирают обороты такие направления образования, как «Управление проектами», «Формирование логистической системы предприятия», «Налоговая безопасность бизнеса», «Принципы частного инвестирования». Юлия Тафинцева отмечает интерес компаний к программам по разработке эффективных систем оплаты труда, семинарам по управлению для руководителей и тренинги по продажам. Татьяна Листратова замечает наибольшую популярность сборных программ. «В период кризиса было заметное усиление востребованности корпоративного обучения, появились такие новые форматы, как обучение линейного персонала на рабочем месте», — сказала г-жа Листратова.

«На мой взгляд, обучать персонал в кризис нужно больше, чем обычно. Нужно более тщательно подходить к выбору программ и тренеров. Важно рассматривать предложения сквозь призму полезности и приемлемости полученных знаний именно сейчас, а не когда-нибудь в принципе. Когда мы едем по горной дороге, полной ухабин и камней, мы принимаем решения, относящиеся к конкретной ситуации. Мы помогаем автомобилю в преодолении этого пути тем, что ему необходимо именно сейчас. Так, в период кризиса для предприятия персонал — это машина на ухабистой дороге», — резюмировала Татьяна Листратова.

Грамотные специалисты позволят сэкономить

Екатерина Русских,
директор Новосибирского регионального отделения
Института развития современных образовательных технологий (ИРСОТ):

Любой руководитель наибольшее внимание сосредоточивает на конкурентоспособности своего продукта, которая состоит из двух компонентов: цены и качества. Снижая себестоимость, уменьшая затраты, можно увеличить прибыль.

Существенная часть в себестоимости продукта — это налоги. Чем более грамотным будет специалист по налогообложению, бухгалтер, тем существеннее может быть экономия. Ни в коем случае нельзя экономить на повышении квалификации экономического блока предприятия.

Сегодня существенно возросла роль юристов, которые на предприятии непосредственно работают с нерадивыми дебиторами либо выстраивают защиту от кредиторов. Грамотный юрист защитит предприятие от конкурентов, а иногда и от разорения. Поэтому обучение этих специалистов также должно быть в числе приоритетных направлений, особенно в кризисный период.

Особое значение на среднем и крупном предприятии имеет квалификация менеджера по персоналу. С одной стороны, он должен полностью поддерживать определенный психологический настрой в коллективе, с другой — выполнять всю необходимую формальную работу, грамотно вести кадровое делопроизводство, что также является защитой от дополнительных рисков в трудовых спорах. Таким образом, повышение квалификации менеджеров по персоналу становится третьим важнейшим пунктом в образовательной стратегии компании.

Смотрите также
Только самые важные новости сайта altapress.ru! Никакого спама. Подпишитесь!

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость