Фиктивная сделка
Операцию, которая попала в поле зрения налоговиков, «Мельник» совершил еще в 2014 году. К тому времени 100% его акций принадлежали офшору Хадсон Ривер Раша Лимитед (Малые Антильские острова). И лично директор офшора британская подданная Лоринда Кортни приняла решение: «Мельник» выкупит у офшора свои же 326 731 акции.
Слово акционера — закон. Переработчик выкупил свои же акции и заплатил за них офшору 289,6 млн рублей. Но налоговики решили: это фиктивная сделка. На самом деле прибыль «Мельника» была изъята без уплаты налогов — ее перераспределили в пользу офшора.
Компания-зернопереработчик не исполнила обязанность налогового агента и должна уплатить налог на доходы иностранных организаций (20%). Она этого не сделала. Значит, получила необоснованную налоговую выгоду. Вместе с пеней и штрафом налоговики предъявили «Мельнику» к оплате 78,8 млн рублей.
Налог на доходы, полученные иностранной организацией, уплачивают те иностранные организации, активы которых находятся в России. В этом случае именно местное предприятие обязано исполнить функцию налогового агента — удержать и уплатить налог. Разбирательство по этому виду налога для Алтайского края первое.
Прибыль не уменьшилась
Арбитраж Алтайского края не усмотрел нарушений и вынес решение в пользу «Мельника» — в том смысле, что платить ему не придется.
Ведь никакой налоговой выгоды зернопереработчик не получил, его прибыль не уменьшилась, за акции заплачено, они поставлены на баланс по цене приобретения. Сделка эта не фиктивная.
Но судьи следующей инстанции пришли к другому выводу. Они подробно рассмотрели, как проводилась операция по выкупу акций.
Сделка с обеих сторон
Для начала суд исследовал доказательства налоговиков, показавших, кто именно заключил сделку с акциями. Подданная Великобритании здесь уже вообще не фигурировала.
Со стороны зерноперерабочика договор подписал Константин Губин, руководитель «Сибирской зерновой компании» - она для «Мельника» является управляющей. По документам именно он бенефициарный владелец «Мельника». Причем бумаги, в которых сам он этот важный факт признает, налоговики представили суду.
А вот со стороны офшора подпись поставил некий господин Прыщенко. На допросе он признался: к компании Хадсон Ривер Раша Лимитед никакого отношения он не имеет. А знает ее только из доверенности, которую ему оформили, чтобы он отвез документы в Барнаул.
Более того, в ходе допроса Губин не смог назвать каких-либо представителей офшора, а на Прыщенко и вовсе не ссылался. Так что у последнего, собственно, полномочий совершать сделку не было. Это позволило налоговикам сделать вывод: Прыщенко лишь формальный представитель офшора.
Получилось, что сделку с обеих сторон контролировал Губин.
Все тот же Губин
Изучили на суде и движение денег. Как выяснилось, банковский счет офшора, на который поступили деньги за акции, открыт в одном из банков Латвии. Право на управление этим счетом имеет все тот же Губин. Он же его и открывал и, кроме того, наделен правом единолично представлять интересы Хадсон Ривер РЛ.
А после того, как деньги зернопереработчика «упали» на счет Хадсон Ривер РЛ, их перевели на счет другого офшора GEM Technical Assistance Corporation Inc в этом же банке. По сути, Хадсон Ривер, которая никакой другой хоздеятельности не вела, не получила и выгоды от операции.
В документах перевод обозначили как «перераспределение фондов в рамках холдинга». Между тем, и этот счет тоже открывал все тот же Константин Губин.
Выплатить придется
В итоге суд в Томске признал, что выводы суда первой инстанции неверные.
Из определения седьмого арбитражного апелляционного суда:
Действительным экономическим смыслом операции по выкупу собственных акций иностранного участника явилось выведение налогоплательщиком денежных средств в низконалоговую юрисдикцию без уплаты налогов и получение необоснованной налоговой выгоды в виде неисполнения налоговой обязанности по исчислению и уплате в бюджет налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации.
Так что выплатить налог на доходы иностранных организаций 78,8 млн рублей «Мельнику» все же придется.
Самое важное - в нашем Telegram-канале