Экономика

Лев Коршунов политиком себя не считает

Лев Коршунов в своей жизни успел побывать во многих ролях - успешного футболиста, руководителя предприятия, города, края. Сейчас он возглавляет краевую налоговую инспекцию. Как он видит свое прошлое, настоящее и будущее, мы попросили его рассказать нашей газете.

От студенчества до губернаторства

- У вас три высших образования, два из которых связаны с инженерными специальностями. Это случайность или осознанный выбор?

- Эти образования логично связаны. Заканчивая четвертый курс факультета промышленного и гражданского строительства нашего политехнического института, захотел получить и экономическое образование. И решил поступать в Московский инженерно-экономический институт (ныне - Государственный университет управления - прим. ред.) по одной простой причине - наиболее сильные экономисты по вопросам строительства преподавали там. Поступить туда удалось лишь с третьей попытки, поскольку в то время получение второго высшего образования было редкостью. К этому моменту я уже начал продвигаться по служебной лестнице, пришлось выбирать между карьерой и учебой. Я выбрал вуз и сейчас понимаю, что не ошибся. После окончания вуза мне предложили поступить в аспирантуру, но я, считая, что наука и практика вещи несовместимые, отказался. Но от судьбы не уйдешь, и сейчас в родном "политехе" я работаю заведующим кафедрой, являюсь доцентом, имею ученую степень, и понимаю - практика и наука вещи совместимые, более того, одно без другого существовать не может. Поэтому я активно подталкиваю своих подчиненных заниматься и тем, и другим.

Мое третье высшее образование - юридическое. Это естественный этап развития, так как при принятии решений основные вопросы, с которыми приходится сталкиваться, носят юридический характер и требуют понимания юридических проблем. Так они и выстроились, одно за другим, три образования. В мое время это казалось странным, но сейчас наука и практика настолько стремительно развиваются, что без постоянного приобретения разнообразных знаний выжить сложно. - Это любовь к управлению подтолкнула вас в 80-х годах к уходу в политику?

- Я никогда в политику не уходил и никогда ее не любил. Вся моя работа связана с управлением большими системами, но любое экономическое решение предполагает политический аспект. Так же как и любое политическое решение - аспект экономический. Таким образом: во-первых, я управленец, а во-вторых, экономист, хотя можно и наоборот. Но не политик. Это мне и помогало, и одновременно мешало.

- В чем разница между управленцем и политиком?

- Разница принципиальная и заключается в одной вещи. Управленец может прогнуться, еще раз прогнуться, но рано или поздно возникает ситуация, когда ты прогибаться больше не имеешь права. В противном случае перестанет работать вся система. В политике такого ограничения нет. Основная идея управленца - сохранить систему, в которой он работает, а политика - выиграть выборы. А отсюда политику всегда необходимо угадывать желания людей независимо от того, выполнимы они или нет. Обещать, что именно он решит все проблемы, ибо, играя на трудностях народа и страны, политики приходят во власть. Поэтому считаю, что управленцы - это люди, имеющие хребет, а политики - нет, более того это вообще для них не нужная деталь организма.

- Что как управленцу вам дала работа губернатором?

- Это действительно огромная ступенька и, наверное, даже вершина для большинства людей. Единицы могут после губернаторской должности подняться на ступень выше. Что мне дала эта работа? Первое: губернаторство дало возможность совершенно по-другому взглянуть на проблемы края, почувствовать ответственность за людей, которые здесь живут. Второе: мне пришлось управлять огромной системой, в которой в единое целое увязаны муниципалитеты, промышленные предприятия и общероссийские институты. И ты очень четко начинаешь понимать, как финансовые потоки перетекают из точки А в точку Б и дальше. Это нельзя ни в какой книге прочитать.

Третье: я стал смотреть на экономический мир совсем другими глазами. Работа губернатором позволяет каждой речке, каждому плоту и бревну определить свое место. И в конечном итоге ты начинаешь понимать, куда все они плывут. Они могут двигаться стихийно, вопреки воле, но всем этим можно управлять, а самое главное - нужно. Я по-другому стал понимать внутриэкономические процессы. И первое, что мы сделали - жесткий анализ того, что происходит в экономике края. Слово "депрессивность" появилось тогда, когда стало понятно, что Алтайский край в силу сложившейся экономической ситуации развала страны требовал к себе особого отношения и поддержки со стороны государства. И нам удалось доказать правительству, что региону необходимы финансовые ресурсы в виде трансфертов. Именно эта поддержка дает возможность сегодня выдавать зарплату бюджетникам, сохранять социальную инфраструктуру и спокойствие в регионе. Тогда же появилось первые федеральные программы и постановления правительства по развитию экономики Алтайского края, и как результат этих усилий - семипалатинская и другие социальные программы, где впервые люди, пострадавшие от ядерных испытаний, стали получать денежные компенсации, льготное медицинское обслуживание. Именно тогда нам удалось привезти в край природный газ, что позволило резко снизить затраты населения на коммунальные услуги. И еще понял, что, пожалуй, самое тяжкое испытание - это испытание властью, на мой взгляд, его мало кто выдерживает. Поэтому считаю, что губернаторство всегда является пиком и человеческих, и нервных и всех остальных сил.

- Есть ли что-то, что вы не успели сделать на этом посту?

- Многое не успел. Я только почувствовал нерв края. То есть ты принимаешь решения, а интуитивно понимаешь, как система на это откликнется. Кроме того, был задуман и подписан ряд постановлений, которые необходимо было бы решать авторам, и с этой точки зрения я не успел реализоваться. Сейчас, оценивая задуманное, я понимаю, что в целом направления были определены правильно.

- А поражение на выборах как вы восприняли?

- Нормально воспринял. Конечно, по-человечески всегда тяжело проигрывать. Но я спокойно проанализировал ситуацию и, в принципе, понял, где были допущены ошибки. Понимаете, когда в эту драку идешь, то нужно, видимо, обладать определенными психологическими качествами. Условно назовем их бойцовскими. Нужно уметь принять удар, уметь ответить, и, пожалуй, главное - надо уметь проигрывать, сделав при этом выводы. Думаю, что у меня это получилось.

Начальник и подчиненный

- Как сегодня устроен ваш рабочий день?

- Предварительно расписывается месяц. Ведь что самое страшное в работе руководителя? Случайный фактор, стихия. Вся работа управленца заключается в том, чтобы не тобой управляли, а чтобы ты управлял. Весь мой опыт говорит о том, что нужно очень жестко выстраивать свой рабочий день, это дает возможность встречаться с большим количеством людей и решать массу рабочих дел.

- Управление государственной и частной структурой можно сравнивать?

- И да, и нет... В системе госслужбы есть и положительные и отрицательные моменты. Я, например, привык работать в организациях, где заработок - твой и подчиненных - зависит от успехов в работе. На государственной службе этого нет. Если в частных структурах большая продолжительность рабочего дня компенсируется высокой зарплатой или иными благами, то в государственной системе ты можешь работать сутками, получая тот же оклад. Более того, ты можешь плохо работать за те же деньги. И в этом отношении государственная работа и ее мотивационная сторона расплывчата, что, бесспорно, отрицательно сказывается на эффективности. Мой опыт хозяйственника и понимание психологии госчиновника позволяет говорить о том, что товаропроизводитель первичен и он определяет благополучие государства. Нужно видеть в производителе не осу, которая надоела и жужжит, а пчелу, которая приносит мед.

- Вы умеете делегировать полномочия или предпочитаете концентрировать власть в своих руках?

- Если говорить о тех временах, когда я был управляющим трестом, то свой стиль назвал бы силовым. То есть я жестко концентрировал все нити власти в своих руках. Без моего ведома и муха не пролетела бы. Но как только стал председателем горисполкома, понял, что этот стиль работы изначально порочен. Ты не можешь сконцентрировать в своих руках 200 тысяч населения города. И постепенно я начал приходить к элементам делегирования полномочий, оставляя у себя ключевые позиции. Именно этот опыт работы дал мне понимание того, что система может работать только тогда, когда на каждом этапе находятся люди определенного качества, а главное, имеющие право принять решение и право ошибиться.

На уровне главы администрации вообще невозможно концентрировать полномочия. Более того, на этом уровне самое главное создать систему, которая может сказать тебе, что ты не прав. И в кибернетике, и в управлении, это принцип обратной связи, если ты его не создаешь, то система, не имеющая обратной связи, развалится. Чем выше власть, тем большее значение приобретают этот принцип. Я люблю работать с людьми, способными сказать "нет", опираться можно только на то, что упруго. Поэтому при принятии решений всегда использую коллегиальность, но упаси Боже после этого не выполнить принятое решение.

- Кроме того, что вы начальник, вы еще и подчиненный. Как вы себя чувствуете в этой роли?

- Думаю, что я неплохой подчиненный. Во-первых, предпочитаю обсуждать проблемы нашей системы напрямую с первыми лицами. Прихожу к министру не просто с постановочными вопросами, но и даю ему несколько путей решения. Это дает возможность более глубоко просчитывать ситуацию на месте. Но в то же время всегда дерусь за позицию, которую считаю верной.

За порогом кабинета

- Как вы отдыхаете?

- Я думаю, что для многих руководителей одна из больших проблем - снятие стрессовых состояний. В этом мне помогает спорт. В юности я был сильным футболистом. К сожалению, полученная травма привела к тому, что вынужден был оставить иллюзии вернуться в большой спорт.

...Сложная все-таки наша жизнь. С одной стороны, эта травма разрушила многие мои планы, но с другой, одиннадцать месяцев больничного позволили мне серьезно подготовиться к вступительным экзаменам в вуз. В определенном смысле меня выручил настольный теннис. Я и сейчас играю в высшей лиге края. Причем не как руководитель налоговой инспекции и не как вице-губернатор Алтайского края, а как спортсмен, как один из игроков, который может оказать сопротивление любому теннисисту. Еще люблю театр, музыку.

- А президентство в краевой шахматной федерации - это хобби или общественная нагрузка?

- И то, и другое. Я после окончания политеха пришел на работу в Барнаульское строительное управление № 3. А главным инженером этой организации был Рувим Менделеевич Кур. Это первый шахматный мастер в крае, и долгое время он был единственным. Я проработал с ним около семи лет. Во многом он был моим наставником. Потом наши пути разошлись и пересеклись снова в 90-х годах, когда он возглавлял краевую шахматную федерацию. Но, к сожалению, болезнь и смерть не позволили ему продолжать заниматься этим дальше. Перед своей смертью он порекомендовал на эту должность меня. И вот я уже пять лет возглавляю шахматную федерацию Алтайского края. У нас появилось не только мастера, но и мастера международного класса, есть чемпионы мира и России среди инвалидов. Так что шахматы - это и хобби, и общественная нагрузка, но и память о человеке, который когда-то был моим наставником.

О малом бизнесе

- Роль малого бизнеса в экономике возросла. Если говорить об Алтайском крае, то, во-первых, экономика нашего региона выстроилась таким образом, что она способствует развитию малого бизнеса. Это связано с огромной финансовой поддержкой региона из Москвы. К нам приходит почти 11 млрд. рублей, половина которых идет на зарплату бюджетникам. Население, приобретая различного рода товары и услуги, которые производит малый бизнес, фактически его инвестирует. Поскольку финансовая поддержка (трансферты) поступают в регион постоянно, то и инвестирование населением малого бизнеса происходит систематически.

Во-вторых, многие промышленные и сельскохозяйственные предприятия, к сожалению, не выдерживают сложившейся экономической ситуации, прекращают работать или распадаются на несколько малых предприятий. В любом случае, человек для того, чтобы выжить и прокормить семью, создает малый бизнес или приходит туда как наемный работник. Отсюда из понятия экономического он превратился в понятие социальное.

О налоговой политике

- В ближайшее время, возможно будет резкое изменение налоговой и финансовой идеологии. В чем ее суть - чем сложнее экономическое положение региона, тем больше ему государство оказывает финансовой поддержки в виде трансфертов. С одной стороны, это правильно. Но складывается парадоксальная ситуация: чем больше территория занимается собственным производством, тем меньше получает финансовой поддержки. Отсюда возникает соблазн не заниматься развитием экономики, а наоборот "опустить" ее, резко увеличивая поддержку Москвы. К сожалению, так и происходит, и если ранее немногие территории получали трансферты, то сейчас практически все.

Что необходимо сделать? Изменить идеологию - формировать бюджеты за счет физических лиц, как это делается на Западе. Что меняется - чем богаче население, тем больше доходов оно даст в бюджет, а это невозможно без развития производства, экономики. Таким образом, власть заинтересована в первую очередь в устойчивом развитии своих регионов и гарантированном увеличении доходов населения.

Лев Коршунов

Родился 13 февраля 1946 года в Иркутске. В 1970 году окончил Алтайский политехнический институт по специальности "инженер-строитель", а в 1976 году - Московский инженерно-экономический институт по специальности "инженер-экономист". В 2000 году окончил Академию государственной службы при президенте РФ. С 2001 года, после защиты диссертации "Налоговые ресурсы региона в условиях перехода к рыночной экономике на примере Алтайского края", имеет степень кандидата экономических наук. Женат, воспитывает двух дочерей.

Карьерный путь Льва Коршунова складывался следующим образом. С 1970 по 1977 год он работал в барнаульском стройуправлении № 3 треста "Алтайпромстрой". Был мастером, прорабом, начальником отдела. С 1977 года занимал пост главного инженера стройуправления № 8 "Алтайкоксохима". С 1984 по 1987 год - управляющий трестом № 46 "Главалтайстроя" в Рубцовске, а в 1987-1991 годах - председатель Рубцовского горсовета. В 1990-1991 - вице-мэр города. В 1990 был избран народным депутатом РСФСР. В 1991 году переходит на работу в администрацию Алтайского края на пост первого вице-губернатора. 20 января 1994 года был назначен главой администрации Алтайского края. января по декабрь 1996 года - член Совета Федерации по должности. В 1996 году балотировался на пост губернатора, но проиграл Александру Сурикову. С сентября 1999 года - начальник краевого управления Министерства по налогам и сборам РФ.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость