Поправки в закон о торговле касаются только продажи продовольствия и предполагают помощь отечественным производителям. Среди его положений - снижение вознаграждения ретейлерам от поставщиков за оборот и продвижение товара (ретробонусы) с 10% до 3%, сокращение сроков оплаты поставщикам, включение логистики в услуги по продвижению и т.д. Госдума приняла законопроект в первом чтении еще в мае 2015 года. С тех пор его бурно обсуждают в политическом и бизнес-сообществе. Уже около года документ ждет отзыва правительства, но его могут принять в 2016 году.
В части антимонопольного законодательства он угрожает в основном крупнейшим российским сетям. "Магнит", X5 и "О'кей" могут потерять по 5 млрд. рублей выручки, "Ашан" - 2,5 млрд рублей, а "Дикси" - около 1 млрд. рублей. При этом от ужесточения законодательства выиграли бы Metro и "Лента" — их выручка бы выросла на 1-2 млрд рублей. В плюсе на 0,2 млрд. рублей оказался бы и алтайский "Аникс".
Владимир Сальников,
эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования:
Такая оценка касается только потенциального снижения антимонопольного порога. Если его снизят, то какие-то компании теоретически вынуждены будут сократить свою долю на рынке там, где доминируют. Мы в рассчетах исходили из того, что другие компании получат возможность заполнить освободившиеся места. Понятно, что в жизни равномерного замещения не будет, но для оценки общего эффекта такое допущение приемлемо. Согласно данным на 2014 год, "Мария-Ра" в Алтайском крае и Республике Алтай занимала примерно около 21% рынка. После поправок, соответственно, ей бы пришлось ее снизить до 15%. А доля "Аникса" составляла около 5%.
Самое важное - в нашем Telegram-канале