Читайте нас в соцсетях
  • Наш канал в дзене
Потребитель

Почему новый учет алкоголя приведет на Алтае к перебоям поставок и не спасет от контрафакта

Алтайская торговля активно готовится к работе в ЕГАИС*. Осталось три недели: с 1 января розничные и оптовые предприятия должны быть готовы к приему алкоголя от поставщиков по новым правилам. Бизнес, участвующий в продаже спиртного, называет внедрение системы затратным и непродуманным. Предприниматели сомневаются, что нововведения помогут борьбе с нелегальной продукцией. Но уверены, что она приведет к перебоям поставок качественного товара в первые месяцы 2016 года.

Нет водки.
Нет водки.
Олег Богданов
С нового года в России могут начаться перебои с алкоголем

ЕГАИС, по заявлению законодателей, поможет вести учет всего алкоголя на территории страны от производителя до прилавка: сколько, какого и когда продано. Новые правила работы будут вводиться поэтапно. Оптовые компании должны фиксировать покупку и продажу алкоголя в системе с 1 января 2016 года. Городскую розницу обяжут отмечать продажу каждой бутылки с 1 июля 2016 года, сельскую — с 1 июля 2017 года. Однако сообщать о приеме продукции от поставщиков уже с начала 2016 года придется всем магазинам. Исключение — деревни с населением менее 3 тыс. человек и без доступа к интернету.

Поэтому алтайская розница последние два месяца озабочена поиском и установкой нужного оборудования и программного обеспечения (см. справку). Точно известно, что обойдутся они дорого. На 771 магазин сети «Мария-Ра» потребуется не менее 54 млн. рублей. Как рассказал Владимир Назаров, директор службы ИТ компании, на одну точку будет нужно 70−100 тыс. рублей. «Винотека» планирует потратить на ЕГАИС 50−70 тыс. рублей на магазин. Эти затраты впоследствии могут привести к росту цен на алкогольную продукцию.

Пока о полной готовности сказать не может никто. К этому привело в первую очередь отсутствие внятных объяснений от государства о том, по каким стандартам надо подключаться к ЕГАИС. Многие нормативные акты для оптовиков и розницы не готовы до сих пор.

Борис Богомолов,
заместитель директора торговой сети «Винотека»:

Проблема в том, что нет единых стандартов к оборудованию: какая марка, где его приобрести и т. д. Об этом ничего не сказано на сайте Росалкогольрегулирования (РАР). Конференций, которые проводит ведомство, очень мало. Недостаток информации во всем: по оборудованию, по настройкам, по работе самой системы. Мы на рынке давно, и у нас есть много контактов в компаниях в других регионах. Мы звоним и обмениваемся информацией. Но это же ненормально, когда ты получаешь сведения методом проб и ошибок. И не у всех есть возможность получать информацию таким образом.

В итоге предприниматели берут оборудование, где придется: комплектом или по отдельности. Установка идет с переменным успехом. В «Винотеке» до Нового года пройдет тестирование покупки в нескольких магазинах. Богомолов не исключает, что оборудование не справится и придется покупать другое.

Владимир Казюта,
директор торговой сети «Дельфин»:

Нашу программу 1С надо дописывать, потому что в нынешнем виде она не может работать в новой системе. Сейчас дописанного варианта у нас нет, и потому пока мы ничего не можем установить и находимся в подвешенном состоянии.

Цифра

70−100 тыс. рублей составят затраты на внедрение ЕГАИС на один магазин «Мария-Ра».

Алкоголю — нет.
открытые источники

Запасаются на январь

За последние два года ЕГАИС пробовали тестировать на нескольких предприятиях (в том числе в сетях «Магнит», «Холидей» и других). Это дало основание правительству одобрить систему и не сдвигать сроки ее внедрения. Но на многие вопросы о работе новой системы продавцам алкоголя до сих не могут ответить даже представители РАР. Непонятно, например, как отражать в ЕГАИС товар, который ушел от производителя, но который магазин по какой-то причине отказывается принять. Также неясно, что делать, если товар поступил в магазин не весь — частично разбился по дороге или был утерян.

Максим Байкалов,
директор вино-водочного завода «Тейси»:

Возможность завести в системе личный кабинет появилась только с октября. Одно дело подключить только одну «Марию-Ра», скажем. Другое — подключить все магазины края. Мы же понимаем специфику функционирования информационных систем. Один из факторов — количество обращений в день. Как эта система себя поведет, когда у нее будет миллион обращений в минуту? Неизвестно. Но когда ЕГАИС внедрялся на производстве — оно месяц стояло.

Алтайские пивовары рассказали, как слабоалкогольные коктейли испортили им жизнь

Речь идет о 2006 годе, когда новый учет внедряли на предприятиях, выпускающих алкогольную продукцию. Тогда, как и сейчас, к моменту старта не была готова нормативная база, а сама система работала со сбоями. В итоге в ряде регионов алкоголь стал пропадать с прилавков. Теперь представители розницы опасаются повторения той истории. Они рассказали altapress.ru, что в связи с этим сейчас делают поставщикам более крупные заявки — запасаются на январь.

Одновременно некоторые небольшие магазины готовятся вообще прекратить продажу алкоголя. Сельский спрос не окупит вложения в обновление оборудования. В основном это касается торговых точек в деревнях, которые развивают местные предприниматели, а не федеральные сети. В частности, сложно придется магазинам, которые работают в потребительской кооперации.

Виктор Красилов,
председатель совета Алтайского крайпотребсоюза:

Чтобы подготовить одну такую точку к работе в ЕГАИС, нужно 180 тыс. рублей (а вначале поставщики оборудования предлагали вообще 840 тыс. за комплект). В краевой кооперации 645 магазинов, которые продают алкоголь, то есть на них всех потребуется более 100 млн. рублей. Суммы неподъемные: половина таких магазинов убыточны. В селах с численностью жителей до 3 тыс. человек без устойчивого доступа к интернету со скоростью трафика 256 кб/сек такое оборудование можно не покупать. Но пока я не могу сказать, сколько магазинов потребкооперации попадают под это правило. В любом случае, в некоторых точках придется просто прекратить торговлю алкоголем. Думаю, их будет где-то 60.

17 декабря на сессии краевого парламента депутаты намерены утвердить перечень алтайских сел без интернета, где вести учет спиртного пока можно будет по-старинке — в журнале от руки.

Цифра

180 тыс. рублей составят затраты на внедрение ЕГАИС в магазинах потребкооперации.

Алкоголь.
Олег Богданов

Контрафакт не отследить

Представители бизнеса считают, что ЕГАИС вряд ли оправдает проблемы своего внедрения. Она не сможет достичь главной цели — оградить граждан от нелегальной продукции. Например, одной из основных проблем в сфере оборота алкоголя в крае остается обилие казахстанской водки (как правило, контрабандной). Но ее розничные сети и так не продают — им это просто невыгодно из-за сложностей импорта и низкой цены.

Максим Байкалов,
директор вино-водочного завода «Тейси»:

Большинство нелегальной продукции проходит не через торговые сети. Но все мы знаем, как работают магазины в деревне. Придет сват, продавщица отпустит ему левую бутылку, ничего не сканируя. Кто про это узнает? Не думаю, что продавцы левой водки станут посылать сигналы о ней в ЕГАИС.

Виктор Красилов полагает, что закрытие легальной продажи алкоголя в ряде магазинов потребкооперации только подтолкнет население к «паленке».

Тем не менее новую систему учета отменять не собираются. 3 декабря руководитель Росалкогольрегулирования Алексей Кружалин сообщил, что до 20 апреля за неточные или не поданные сведения в ЕГАИС наказывать не будут. Таким образом, первый квартал 2016 года отводят на обкатывание системы. После этого наказания за сбои предусмотрены суровые: от штрафов от 300 тыс. рублей до лишения лицензии.

Цифра

46,6 тыс. литров нелегальной алкогольной продукции изъяли из оборота алтайские полицейские с января по март 2015 года.

Справка

ЕГАИС — Единая государственная автоматизированная информационная система, предназначенная для госконтроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

История проб и ошибок

Идея единой системы учета и контроля за алкогольной продукцией в России впервые появилась в 2005 году. Ее создание поочередно курировали несколько организаций: ФГУП «Научно-технический центр „Атлас“» (структура ФСБ), научно-исследовательский вычислительный центр Федеральной налоговой службы и Росалкогольрегулирование (РАР). В 2006 году к первой версии системы должны были подключиться производители. Процесс сопровождалось перебоями в работе ликеро-водочных заводов и поставках продукции. В последующие годы систему пытались модернизировать и отладить. В 2012 года РАР поставило вопрос о применении ЕГАИС в оптовом и розничном сегменте. 29 июня 2015 года президент России Владимир Путин подписал закон, который делает систему обязательной для всех оптовых и розничных предприятий, реализующих алкогольную продукцию. На 1 ноября 2015 года, по информации «Опоры России», к системе было подключено менее 5% оптовых предприятий страны.

Цифры

  • Около 5 тыс. лицензий на розничную продажу алкоголя действуют в Алтайском крае.
  • Не менее 3,5 тыс. магазинов продают алкоголь в регионе (сотрудничают с крупнейшими поставщиками).
Подписка на еженедельную рассылку самых полезных новостей
Пользователь согласен на получение информационных сообщений, связанных с сайтом и/или тематикой сайта, персонализированных сообщений и/или рекламы, которые могут направляться по адресу электронной почты, указанному пользователем при регистрации на сайте.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость