Экономика

Машинно-технологические станции сегодня в кризисе

Одна из острейших проблем, с которой ежегодно сталкиваются земледельцы края накануне начала весенне-полевых работ, - высокий износ техники. Сегодня он в среднем по краю превышает 80%. Казалось бы, в этих условиях разумно возродить опыт использования машинно-тракторных станций (МТС), которые на заре коллективизации позволили решить проблему энерговооруженности колхозов.

Но существующие сегодня в регионе пара МТС, несмотря на востребованность в их услугах селянами, находятся в кризисной ситуации.

Бессистемный подход

"Два года назад, - рассказывает начальник сельхозуправления Немецкого национального района Сергей Шнайдер, - мы решили создать машинно-технологическую станцию в помощь своим колхозам, так как планировали расширять посевы кормовых культур для животноводства. Краевая администрация ухватилась за эту идею и пообещала помочь при условии, что МТС будет обрабатывать поля в соседних семи районах, где и техника пришла в упадок, и механизаторов дефицит".

Технику приобретали по федеральной лизинговой программе через "Алтайагропромснаб". При этом администрация обязывалась выплачивать из фонда поддержки АПК в течение первых трех лет платежи за этот кредит. В дальнейшем "немцы" должны были постепенно все долги вернуть в краевой бюджет.

Для того чтобы МТС начала работать, было создано ЗАО "УАПФК "Гальбштадт ДТ" во главе с Владимиром Мурашко. Поначалу все было почти прекрасно. Владимир Рейнгольдович получил летом 2003 года 20 новеньких комбайнов "Дон"общей стоимостью 40 млн. руб., и его механизаторы сходу включились в уборочную страду. За услугу брали четверть урожая. По словам Мурашко, руководителей хозяйств такие расценки устраивали, и в клиентах у МТС проблем не было, тем более что солярку они жгли свою. Но на одних услугах станция не смогла бы выжить, а главное - рассчитаться с кредитами.

Поэтому уже на следующий год Мурашко взял в аренду у пайщиков землю. Расчет был такой: 15 "Донов" работают "на сторону", получая доход 12-14 млн. руб., оставшиеся пять комбайнов убирают урожай на арендованных полях, при этом "выхлоп" от них получается в 16 млн. руб. Вырученных в сумме денег хватило бы, чтобы впоследствии гасить лизинговые платежи.

Однако этим планам не суждено было сбыться. Заплатив в позапрошлом году "Алтайагропромснабу" 10 млн. руб., краевая администрация не только забыла в 2004 году про свои обещания о поставках в Гальбштадт тракторов и КамАЗов еще на 40 млн. руб., но и прекратила гасить действующий кредит. Объяснение простое: в краевом бюджете выпала соответствующая строчка.

В затруднительной ситуации оказалась и Калманская МТС, руководителю которой Левону Мелконяну тоже отказали в гашении лизинговых платежей. Мало того, в прошлом году у Мелконяна начались трения с районной администрацией, и ему пришлось перегонять всю технику в Первомайский район и перерегистрировать МТС там. Как говорит предприниматель Мелконян, власти создали ему обстановку, из которой с победой может выйти только герой.

Увеличивать стоимость услуг нельзя, она и так на пределе. Мало-мальский выход оба руководителя видят в том, чтобы переключится на обработку собственных или арендованных земель. Мурашко планирует в этом году обработать 13,5 тыс. га сельхозугодий. "Доны" "Алтайагропромснаб" у него забрало, так что придется искать инвесторов, чтобы приобрести что-то взамен. "А как иначе? - задает риторический вопрос Владимир Рейнгольдович. - Я же не могу бросить 600 пайщиков, которым пообещал, что осенью рассчитаюсь с ними за землю".

На последней сессии крайсовета председатель аграрного комитета крайсовета Николай Золотухин назвал эту забывчивость по отношению к МТС довольно мягкими словами: "Это бессистемный подход к развитию АПК края".

Осуществима ли идея?

Неужели сама идея машинно-технологических станций в сегодняшних экономических условиях окончательно себя изжила? "В России нет МТС, на которую можно было бы равняться, - считает заместитель начальника Главного управления сельского хозяйства по механизации Александр Шмаков. - МТС более или менее нормально существуют там, где зарабатывают деньги не только на услугах, но и на обработке собственной земли, где их поддерживают из бюджета. А нынешний бюджет по поддержке АПК края втрое меньше прошлогоднего. Мы даже не можем обеспечить субгарантией федеральный лизинг".

Между тем на днях председатель совета директоров "Алтайагропромгруп" Алексей Поляков озвучил планы своей компании по созданию третьей в крае МТС. Она будет состоять пока из трех свеклоуборочных комбайнов СФ-20, стоимость каждого превышает 15 млн. руб. В этом году техника будет работать на полях свеклосеющих хозяйств, расположенных вблизи Бийского и Алейского сахарных заводов, которыми управляет "Алтайагропромгруп". Со следующего года предприниматели намерены убирать корнеплоды с 1000 га арендованной ими земли.

Таким образом подтверждается мысль Александра Шмакова о невозможности существования МТС, которая работает только для обработки "чужих" полей. Но тогда теряется ее главное предназначение.

Факт на тему

МТС обеспечивают повышение производительности машин в несколько раз, позволяют вести эффективное сервисное обслуживание, закрепляют кадры механизаторов. В условиях МТС сельскохозяйственная техника имеет выработку в два-три раза выше, чем в хозяйствах.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость