Экономика

"Мы хотим, чтобы Сибирь стала предметом культа и моды". Владимир Черепанов рассказал о смысле и реализации проекта I’m Siberian

Тhe United States of Siberia — не больше и не меньше. Под таким лозунгом начала продвигать Сибирь и все сибирское команда новокузнецкого креативного агентства Power Creative Strategies всего из четырех человек. Сибирь в географическом понимании всегда выглядела как забытый богом край, пригодный для жизни лишь темным, "дремучим" людям. Оказалось, что многие сибиряки давно ждали случая заявить, что это не так. Проект сибирского бренда уникален тем, что у каждого из них появился такой шанс. О том, как марка IMS (I’m Siberian) живет и воплощается сегодня, рассказал ее создатель Владимир Черепанов, директор Power Creative Strategies.

— Владимир Иванович, вы говорили, проект I’m Siberian продвигается в разных сферах (арт-направление, бизнес и другие). Какие из них наиболее развиты сегодня?

— Пожалуй, культурное и бизнес-направления. Мы создаем арт-проекты, посвященные Сибири. Например, с нами сотрудничали один новосибирский дизайнер, который делал специальную серию футболок нашей марки для своего города; художница из Санкт-Петербурга Татьяна Ахметгалиева, которая сделала серию работ, посвященных сибирякам. Также известен наш фотопроект "Сибирские амазонки", соединивший старинную письменность юкагиров (древнейшее население Северо-Восточной Сибири. — Прим. "ВД".) с ультрасовременными мотивами.

— Расскажите о бизнес-направлении. Какие фирмы уже используют ваш сибирский бренд для продвижения своих товаров?

— У нас несколько проектов в разработке. Среди компаний, которые сейчас распространяют наши продукты, — туристические фирмы, гостиницы, выставочные площадки, авиакомпании. Вместе с новосибирским предприятием Paperplane создаем франшизу для малого бизнеса: формат небольших магазинов с ассортиментом фирменных сибирских продуктов с размещением в крупных торговых центрах и аэропортах. На предзаказе уже более 20 предложений из разных регионов. Мы создаем высокорентабельные продукты  — товары демонстрационного потребления и сувениры. Даже при относительно небольших издержках на материалы и производство они выглядят отлично: сильная идея, хороший дизайн. За последние полгода мы продали более 2 тыс. единиц продуктов, используя, по сути, только Интернет. География продаж — Европа, Северная Америка, Азия, но главное, конечно, города России.

— Каким товарам подошел бы сибирский бренд?

— На рынке много товаров сибирских производителей. Но это, как правило, продукты в нижнем ценовом сегменте, среднего качества, реализуемые в рамках одного города. Мы хотим запустить продукты не только с хорошим качеством и красивой упаковкой. Это должны быть уникальные концепции, которых еще нет в мире, основанные на материалах, присутствующих в дикой природе. Например, кедровое молочко — чистый растительный белок, мечта спортсменов. И это больше, чем модная сегодня Organic Food, отличная замена синтетическим смесям и йогуртам. Необходимо создавать собственные потребительские традиции, вводить суперполезные продукты в ежедневный рацион сибиряков. Однако делать это не с позиции медицинских показаний, а с точки зрения стиля жизни. Например, стакан апельсинового сока с утра у американцев — это привитая традиция, которую инициировали поставщики фруктов. Ресурсы для такого рывка у нас есть, не хватает только амбиций производителей. Запустить новый продукт сложно и финансово емко.

— Не совсем понятно, как будет выглядеть на практике работа марки IMS для разных групп товаров разных компаний. Они будут объединены под зонтичным брендом? В любом случае неясно, почему они должны на такое пойти, если бренд подразу­мевает уникальность предприятия и его продукции.

— Да, это большой зонтичный бренд, в котором все участники, продукты и компании работают на распространение идеи марки, а большая идея будет работать на них. Наша задача — координировать усилия производителей для того, чтобы получить эффект синергии, создавать новые рыночные ниши. Для владельца компании-производителя это возможность заменить слабый продукт в линейке на высокомаржинальный, возможность выходить на новые рынки, а также работать с брендом, имеющим социально значимую функцию, важную для всех жителей Сибири.

Новая Сибирь

— Что вы лично подразумеваете под развитием проекта IMS? В чем оно проявляется?

— Для меня это — дело жизни. Возможность сделать что-то действительно важное и ценное для людей, живущих в Сибири. Каким проект станет в будущем, я не знаю. И мне это нравится!

— Но есть у проекта некая цель, то, чего надо достичь в определенные сроки? Ведь в кампаниях по продвижению чего-либо все это планируется.

— Цель — изменить отношение сибиряков к самим себе. Доказать, что мы живем не в глухой провинции, из которой пора валить, а в настоящей легенде, известной во всем мире. Сделать так, чтобы люди вкладывались в развитие своих городов, Сибири в целом. Цель проекта — распространение идеи новой Сибири, в которой привычные мороз, медведи и просторы играют роль вдохновителей для суперсовременных решений в культуре, социальной сфере, бизнесе. Наша задача — максимальное распространение идеи не только через обычные информационные каналы, но и в поп-культуре. Мы хотим, чтобы эта идея стала частью жизни сибиряков, имела материальное воплощение, стала предметом культа и моды. Сделать так, чтобы концепцию поддержали и представляли тысячи сибиряков по всему миру, сами, от первого лица. Это глобальная цель, и мы делаем все, чтобы она осуществилась. Для того чтобы проект работал эффективно, мы и сделали его открытым для взаимодействия и в культуре, и в медиа, и в бизнесе.

— При этом вы отказываетесь от спонсорства. Почему?

— Мы отказались от идеи спонсорской поддержки в пользу прямого участия в проекте. Спонсорство само по себе, как обмен денег на пиар, потеряло свою эффективность. Нам важно, чтобы организация или автор полностью разделяли идеи проекта, самостоятельно прорабатывали пути его развития.

— Можно ли сказать, что I’m Siberian получился затратным (по деньгам, времени)? Или его теоретически мог бы создать любой?

— Наше дело — пример того, как идея, придуманная даже двумя авторами, может без финансовых вливаний развиться до крупного проекта, которым пользуются тысячи людей по всему миру. Однако мало просто придумать, очень важно качественно ее воплотить.

— Кстати, о воплощении. Каким образом производите вашу сувенирную продукцию (футболки, наклейки, паспорта)? Планируете ли расширить линейку продуктов?

— Мы сосредоточены на разработке концепции и дизайна, а подрядчиков для изготовления ищем под каждый продукт в отдельности. Нам очень важно высокое качество и материалов, и исполнения. У нас много классных идей для вещей, которые ждут воплощения. Среди них и одежда, и обувь, и сувениры, и пищевые продукты: они будут воплощены тогда, когда найдется хороший, заинтересованный в проекте производитель.

Дикие, но симпатичные

— На "круглом столе" в "Алтапрессе", посвященном маркетингу территорий, вы говорили, что у бренда того или иного места должны быть три основных вектора, по которым оно будет развиваться. У концепции IMS они есть?

— Наш проект — это брендинг людей, которые живут на одной территории. Это брендинг самих сибиряков. Три главных смысловых поля, в которых будет развиваться проект, — "пространство", "мороз" и "дикость". Это важные понятия для понимания характера сибиряка, те самые факторы, которые формируют его мировоззрение с самого детства. Это то, что отличает Сибирь от любого другого места. То, что впечатляет.

— Должен ли брендинг территории всегда проходить так неформально, как в вашем случае? Примеры самых известных "марок" городов в мире показывают, что там процесс запускали "сверху", с вложением немалых средств, и был серьезный результат. Почему у нас в стране это пока не очень хорошо получается?

— В случае с I’m Siberian наша задача — найти эффективные пути реализации проекта, создать условия для того, чтобы все взаимодействие проходило естественным путем на основе общих интересов. Вертикальная модель управления брендом работает эффективно только в том случае, если правительство и ключевые представители общества продуктивно работают вместе. К сожалению, сейчас такой связки нет, и на ее формирование уйдет довольно много времени. Однако это не повод не двигаться в этом направлении.

— А какую роль в вашем движении играет медведь? Зачем он?

— Медведь — этакий символ, живое воплощение мифа о том, что у нас по улицам медведи ходят. Мы показываем, что они еще и на сноуборде в Шерегеше катаются, и "гарлем-шейк" танцуют. Плюс к этому, давайте признаемся, мы все в Сибири по характеру немного медведи.

Уехал из Барнаула

Владимир Иванович Черепанов родился 20 января 1978 года в Барнауле. Учился на социологическом факультете АлтГУ, переехал в Новокузнецк, заочно получил второе высшее образование по направлению "Информатика" в филиале Московского университета культуры и искусств. Около восьми лет Черепанов посвятил брендингу, креативу и дизайну в составе ряда компаний, в том числе в команде RealPro в статусе арт-директора. На различных престижных конкурсах его проекты получали награды: Гран-при, "золото" и "серебро" Mосковского международного фестиваля рекламы Red Apple, "серебро" Epica Awards, три "золота" фестиваля рекламы "Идея!", "бронза" ADCR Awards и другие. В 2008 году Владимир Черепанов с командой единомышленников основал компанию Power Creative Strategies, где в настоящее время работает креативным директором. Женат, воспитывает двоих сыновей.

Плакаты со слоганами проекта

Проект в воплощении

Визитка сибиряка в рамках проекта I’m Siberian для иностранцев

Привет. Меня зовут (имя), и я из Сибири. О, да, я живу в тайге, и здесь чертовски холодно даже летом. Я отвечу по телефону (номер телефона), если не буду съеден медведями, или отвечу по почте (адрес электронной почты), если меня окончательно не заморозит.

В оригинале — на английском языке.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость