Экономика

Мы теряем их!

"На рынке мяса царит вакханалия!" - так генеральный директор холдинга "ВИТ-Агро" Владимир Минаков характеризует происходящие процессы производства и сбыта мяса в Алтайском крае. Даже несведующие в сельских вопросах горожане не могли не заметить, что на барнаульских рынках цены на мясо свинины и говядины в последние две недели сначала "плавали" вверх-вниз, а затем поползли в гору. Кое-где они выросли на 25-30%. Между тем, эта ситуация была вполне предсказуема, если не сказать - неизбежна.

Всю глубину происходящих процессов нужно искать в недалеком прошлом, когда в Алтайском крае один за другим разорялись свиноводческие хозяйства и животноводческие комплексы по откорму крупно-рогатого скота. По большому счету в крае осталось всего лишь два-три развивающихся хозяйства по обоим направлениям. "Сейчас почти 70% мяса на Алтае выращивается в личных подворьях, - грустно констатирует этот факт Владимир Обидин, начальник отдела животноводства Главного управления сельского хозяйства (ГУСХ). - По сути промышленное производство мяса в крае, особенно в свиноводстве, находится в упадке."

Между тем, именно промышленные животноводческие предприятия могут ровно работать на рынке производства мяса, стабильно поставляя его потребителям вне зависимости от времени года. Личные же подворные хозяйства имеют ярко выраженный сезонный характер работ. "Основной сброс мяса личными подворьями приходится на август, сентябрь и октябрь, когда продается столько мяса, сколько затем в течении всего года, - считает Павел Нагих, директор Рубцовского мясокомбината. - И все мясопереработчики, в очень большой степени зависящие от крестьян, уже привыкли подстраиваться под эту сезонность. Этот резкий скачок цен тоже можно считать сезонным. В конце весны стоимость мяса всегда слегка возрастает. Однако, помимо сезонности, последнее повышение цен обусловлено еще и тем, что в этом году крестьянин резко снизил производство свинины, и возник ее дефицит".

Активную продажу крестьянами поголовья животных можно было прогнозировать еще в августе прошлого года. Тогда стало понятно, что урожай зерновых не слишком велик, да и само зерно уродилось в подавляющем большинстве не фуражное, а продовольственное. Крестьяне заламывали за него цену, превышающую мировой уровень (порядка 120 долларов за тонну). Кто же будет "скармливать" такие деньги животным? Поэтому за зиму, по оценкам наших экспертов, было вырезано рекордное количество скота и свиней - кормить их было не чем.

Но это только полбеды. Еще одним неожиданным фактором образования мясного дефицита на Алтае стали пресловутые квоты на ввоз в Россию импортного мяса. Казалось бы, что нам эти квоты, если мы своим мясом не только себя кормим, но еще и некоторые соседние регионы? Но дело в том, что импортным мясом, поставляемым по квотам, "питается" масса громадных российских мясокомбинатов. А наше правительство еще и слишком затянуло распределение этих квот на 2004 год между компаниями, занимающимися ввозом мяса. Но мясокомбинатам надо работать "здесь и сейчас", и они, не дожидаясь расторопности чиновников, рванули за сырьем в регионы. Даже крупнейший в стране производитель мясокомбинат "Черкизовский" обратился в Европейский банк реконструкции и развития за кредитом в 62 млн. долларов для закупа мяса внутри России. "Сейчас у нас творится что-то невообразимое, - сокрушается Владимир Минаков. - По районам разъезжают "фуры" уже не из Кузбасса и Новосибирска, а из европейской части страны. Они скупают мясо у крестьян за хорошие наличные деньги. Мы, мясопереработчики, не в силах им противостоять. Объемы выпуска наших колбасных цехов упали уже до 50%".

На наш взгляд, сами частные производители мяса не очень-то понимают, что теперь политику развития животноводства в крае определяют они и мыслить им надо исходя не из личной выгоды, а в государственном масштабе. Хотя какой смысл им заботиться о краевых проблемах, если в свое время никто не решал их проблемы? "Цена кормов подорожала по сравнению с прошлым годом в 4-5 раз, никто крестьянам не помог. И поэтому многие просто вырезали животину. Так почему же мясо не должно дорожать? - искренне удивляется Ольга Овсянникова, предприниматель из села Зимари Калманского района, занимающаяся выращиванием скота и свиней и продающая мясо на Старом базаре в Барнауле. - Нужно, чтобы закупочная цена была не 60 рублей за кило, как сейчас, а как минимум 100 рублей. Тогда все затраты на его производство окупятся". Думается, что заезжие покупатели, подобные "Черкизовскому", за ценой не постоят. Тем более, что многие из них через подставных лиц оборудуют бойни в районах края и получают необходимое сырье от производителя.

"По данным ветеринарного управления, с начала этого года из края вывезено свыше 10 тысяч тонн мяса, - сообщил нам начальник ГУСХ Иван Лоор. - Мы обязаны предпринимать какие-то меры, чтобы остановить этот процесс." 28 мая в кабинете Лоора состоялось закрытое совещание. На нем присутствовали представители департамента пищевой и перерабатывающей промышленности, ветеринарного управления, животноводческого комплекса "Промышленный", Овчинниковского мясокомбината, "Рики", "Клен-Агро" и т.д. Собравшиеся согласились, что ситуация на рынке мяса выходит из-под контроля. Принято решение, что каждый из них подготовит пути выхода из кризиса. Сверять свои планы участники совещания начнут на этой неделе. Но будут ли эти предложения интересны крестьянину - большой вопрос.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость