1. Вся сложность описания нынешней ситуации в том, что у нас наложились один на другой сразу три кризиса. Первый – банальный циклический кризис, который в капиталистической экономике случается из-за перепроизводства.
Второй кризис связан с падением эффективности вложения капитала. Еще Адам Смит писал, что экономическая система для своего нормального существования требует расширения. Последнее расширение было в 1991 году, когда американская экономическая система разрослась на весь мир. Сейчас ей расширяться некуда. Такого рода кризисы случались несколько раз в мировой истории. Первый был в конце XIX – начале XX века, второй в 1930-е годы – это Великая депрессия, третий закончился распадом СССР. Сейчас мы видим четвертый, и для существующей экономической системы он должен стать последним.
2. Также мы наблюдаем кризис модели научно-технического прогресса. Поскольку развиваться дальше невозможно, то модель надо менять. За последние две тысячи лет такое происходило дважды. Сначала в IV–VI веках, когда поздняя античность сменилась на феодализм. Второй раз – в XVI–XVII, когда на смену феодализму пришел капитализм. Сейчас настало время еще одного слома. Но как он будет выглядеть, не до конца понятно, потому что никто не хочет публично обсуждать эту проблему.
3. Сегодня у любого нормального человека возникает когнитивный диссонанс. Он видит, что ситуация меняется, но все СМИ ему говорят, что "все хорошо, прекрасная маркиза", никакого кризиса нет – есть рост.
Начиная с четвертого квартала прошлого года правительство России твердило, что никакого спада нет и быть не может. Потом с апреля по июль оно на бюрократическом языке объясняло, что спад начался, но мы это так вслух называть не будем. Падение шло очень медленно, поэтому его легко было замаскировать. Сейчас они уже признали проблемы, но слова "спад" до сих пор избегают.
4. Статистика о якобы выходе Европы из кризиса ни о чем не говорит. Я занимался теорией вероятности и работал с Госкомстатом, поэтому не рассказывайте мне про статистику. Там даже не надо фальсифицировать данные – проще сменить методику. Другая методика – другие цифры. Без явных натяжек можно увеличить рост на 3,5%. Поэтому люди опытные смело вычитают из декларируемых цифр 3%. По моим оценкам, у нас сейчас накопился спад ВВП 2–2,5% (по оценке Международного валютного фонда, по итогам года рост ВВП России составит 1,5%. – Прим. авт.). Но опять же ВВП мало о чем говорит – надо смотреть на доходную часть бюджета.
5. Сегодня у нас главная проблема – не в отсутствии реального производства. У нас людей нет. Образование разрушено, население работать не стремится. Но по мере того, как денег на еду станет меньше, люди согласятся работать.
6. Одного только инвестиционного климата России сегодня недостаточно. Инвестору начхать на климат. Его интересует только возврат его инвестиций. А кровавые диктаторы инвесторов не пугают. Если в стране кровавый диктатор и ты с ним договорился, то это идеальная ситуация, потому что тогда никто тебе палки в колеса вставлять не будет.
7. Недвижимость сейчас не самый лучший вариант для сбережений. Она долго росла быстрее рынка, но сейчас будет падать. К тому же в условиях бюджетного кризиса государство будет брать деньги где только можно. И у нас есть одно место, где мы сильно отстаем в масштабах налогообложения. Речь о недвижимости. Я думаю, что через несколько лет мы придем к тому, что уже есть, например, в Германии: там ежегодный налог составляет 3–4% рыночной стоимости квартиры. Думаю, скоро начнут жестко облагать доходы с аренды. И, конечно, продолжат дорожать услуги ЖКХ.
8. В условиях кризиса из десяти людей, которые работают не по специальности, восемь будут получать меньше, а двое самых лучших будут получать больше. Потому что компании в кризис не заинтересованы в увеличении фонда заработной платы. Поэтому самое важное, что нужно делать обычному человеку в кризис, – это повышать свой профессиональный уровень.
9. Ситуация будет ухудшаться, но медленно. Для обычного человека есть несколько основных тезисов на ближайшие годы. Первое – кредиты пока не брать. Второе – работой надо дорожить. Рассчитывать, что ты уйдешь и быстро найдешь что-то лучшее, не стоит. Третье – не ждите пенсий от государства. Поэтому надо самим делать сбережения и рожать детей, которые будут кормить вас в старости. Ну и каждый месяц покупайте одну или две золотых монетки и откладывайте. Это осмысленная инвестиционная стратегия.
В кризис 1998 года все мои знакомые женщины вложили свои сгорающие деньги в шубы. Тогда цены на все уже выросли, а для шуб август – это время низкого спроса, поэтому ценники остались старые. В тот момент все шубы в московских магазинах смели за несколько дней.
10. Тушенку, соль и спички пока запасать рано.
Справка
Михаил Хазин родился в 1962 году в Москве. Окончил механико-математический факультет МГУ (кафедра теории вероятности). Работал научным сотрудником Академии наук СССР, затем начальником аналитического отдела "ЭЛБИМ-Банка". В 1995–1997 годах – начальник департамента кредитной политики Министерства экономики РФ. С 1997 года по июнь 1998 года – замначальника экономического управления президента России. С конца 2002 года является президентом компании экспертного консультирования "Неокон". Публицист, радиоведущий.
Автор благодарит "Сибирскую консалтинговую группу" за организацию встречи с экспертом.
Самое важное - в нашем Telegram-канале