Кто сказал, что нагрузка стала меньше?
- Юрий Александрович, вы согласны с тем, что общероссийский тренд 2019 года заключается в росте финансовой нагрузки на малый и средний бизнес?
- Безусловно. И Алтайский край не исключение.
- Из чего он в первую очередь складывается?
- Применительно именно к малому и среднему предпринимательству, не расставляя акцентов по степени тяжести негативных последствий, назову ряд факторов, которые его формируют. В этом списке рост налога на добавленную стоимость, повышение тарифов естественных монополий и акцизов, работающая система «Платон»…
Рост фискальной нагрузки теперь обусловлен и умением налоговой службы эту нагрузку администрировать. Если что-то раньше выпадало из сферы контроля налоговиков, то сегодня они видят все. Оптимизация налогов предприятиями, правильная или неправильная, фактически ушла в прошлое.
Идем далее. Никто не отменял проверок предпринимателей и достаточно суровые штрафные санкции. Из Москвы все, может быть, видится по-другому, но штрафы в 200-500 тыс. рублей для малого бизнеса в Алтайском крае просто убийственны.
Как итог – сотни прекративших деятельность малых предприятий. И это, к сожалению, не предел.
Так, в Алтайском крае грядет новая переоценка кадастровой стоимости недвижимости. Не все предприниматели пока понимают, что их в связи с этим ждет. По отдельным налогоплательщикам сумма налога вырастет в 5-10 и более раз. Им, по-видимому, вновь придется погрузиться в изнуряющие судебные тяжбы, оспаривая результаты оценки. Или принять другие меры.
Выход я вижу пока один – хотя бы частичное снижение сложившейся фискальной нагрузки на малое предпринимательство. На региональном уровне такая возможность есть у правительства Алтайского края, например, в части регулирования местных ставок налогообложения.
Но для властей дотационной территории это болезненный вопрос, завязанный на теме наполняемости бюджета. И позиция руководства края понятна. Однако давайте смотреть не только с точки зрения текущей ситуации, а чуть дальше – что будет впоследствии с теми субъектами предпринимательской деятельности, оказавшимися на грани закрытия?
60 тысяч плюсом
- Вместе с тем, один из нацпроектов, стартовавших в стране в 2019 году, предполагает увеличение количества занятых в малом предпринимательстве Алтайского края за пять лет на 60 тыс. человек. Что может послужить мотивацией для этих людей и как краю добиться данного показателя?
- Я пока не представляю, что может стать драйвером этого процесса.
Да, в крае выстроена система грантовой и другой поддержки начинающих предпринимателей. Но эта поддержка - адресная. Нужны же общие понятные и прагматичные меры, льготные условия налогообложения и преференции, которые бы стали выгодно отличать край от других территорий.
Но такие подходы в дотационных регионах федеральным центром, мягко говоря, не приветствуются. И пока это – тупик: мы не можем предоставить малому предпринимательству свои преимущества, но без этих же самих преимуществ мы не способны придать импульс данному сектору региональной экономики.
Совет как бы есть
- Общественный совет по развитию предпринимательства при губернаторе, краевая межведомственная комиссия (МВК) по преодолению административных барьеров – мы, да и сами бизнесмены стали забывать названия этих структур. Эти институты взаимодействия предпринимателей и власти в регионе уже не работают?
- Инициатива создания МВК в бытность еще главы края Александра Сурикова принадлежала в том числе и нашему союзу. И эта комиссия, вы знаете, была востребована. Но, к сожалению, этот инструмент, сегодня практически не используется или используется не в полной мере. Хотя через МВК было решено достаточно много вопросов.
Общественный совет при губернаторе долгое время оставался без председателя (после ухода из жизни Николая Николаева – Прим. Altapress.ru). Насколько мне известно, сейчас его председателем стал сам Виктор Томенко.
И мы ждем возобновления работы этой структуры, как и краевой МВК по преодолению административных барьеров. Обнадеживающий позитивный момент заключается уже в том, что Виктор Петрович умеет слушать, что выгодно отличает его от предшественника.
- Практически каждый съезд предпринимателей, которые ежегодно проводились в регионе, открывал ярких и активных представителей малого бизнеса из районов. Сам АСП расширял сеть филиалов. Что же сейчас с этими лидерами из глубинки?
- То, что общения с ними стало меньше, - это факт. Некоторое время назад Минюст заявил, что тот формат, в котором зарегистрирован и действует АСП, больше не допускает наличие его филиалов на местах. Мы подключили юристов и убедились, что это действительно так. И исполнили распоряжение Минюста – привести устав и деятельность некоммерческого партнерства в соответствие с федеральным законодательством.
Личные контакты с предпринимателями из районов никуда не делись. Мы общаемся, в том числе, на мероприятиях, проводимых региональными властями. Но хотелось бы более широкой вовлеченности в эти мероприятия предпринимателей именно из районов края и более активного их участия в формировании повестки данных форумов.
Вопросы из прошлого
- Юрий Александрович, в мае 2012 года в своем первом интервью нам в роли главы АСП вы согласились опубликовать в газете номер своего мобильного телефона – для возможной связи с предпринимателями. Много было звонков потом?
- Звонки идут постоянно. Является ли это следствием той публикации, я не знаю.
- Мы подняли архив 2012 года и сегодня хотели бы задать вам несколько вопросов из того интервью семилетней давности. А потом сравним, как изменилась ваша позиция за это время.
- Давайте попробуем.
- Одному из активистов АСП принадлежит фраза: «Власть должна бояться испортить с нами отношения». Вы согласны?
- В АСП работают неконфликтные люди. Нам важен процесс движения и нахождения точек взаимодействия с властью. Понимаю особенности сегодняшнего времени, трезво оцениваю ситуацию, и меня происходящее не особенно радует. Но при этом я остаюсь сторонником эволюционных, а не революционных изменений. Это сложный путь, порой с непредсказуемым результатом. Но его надо пройти.
"Почему кто-то должен кого-то бояться? Какая в этом логика? Страх порождает ненависть, та в свою очередь порождает непонимание, которое становится причиной ответных действий. Страх полезен на поле боя — он позволяет сохранить жизнь, а потом, может быть, воодушевит на подвиг. Но у нас что, идет война?", - ответил собеседеник в 2012 году.
- Сколько должно быть участников АСП – достаточно работоспособного актива или более важно присутствие союза во всех районах края?
- Нас больше интересуют качественные, а не количественные показатели. Поэтому нет задачи бесконечно расширять членскую базу АСП. При этом нам очень дорог тот актив, который сложился в объединении.
Говорю сейчас не только о тех, кто давно в союзе, но и о его новых участниках. Они работают на ключевых направлениях – налогообложение, земельно-имущественные отношения, тарифы и т.д.; являются профессионалами, умеющими отстаивать свою точку зрения.
"Это к вопросу отношения предпринимателя к внешнему миру. Если он сосредоточен только на своем бизнесе, это не есть плохо. Но если он готов сосредоточиться на общественном поле, надо ему в этом помогать. Количественные характеристики здесь не являются определяющими. Вопрос о качестве. Чтобы человек приходил в АСП убежденным в полезности этой организации, при этом был готов сам дать что-то союзу", - был ответ в 2012 году.
- Вы будете выступать арбитром в споре двух предпринимателей?
- Для того чтобы участвовать в разрешении таких споров, необходимо как минимум иметь юридическое образование. Все-таки экономические споры двух хозяйствующих субъектов – это прерогатива арбитража, гражданского или третейского суда. Другое дело, если затронуты какие-то этические вопросы взаимоотношения предпринимателей. В этом случае АСП в лице правления союза может принять участие в разрешении конфликтной ситуации.
"Естественно, я буду вникать в предмет спора. И там, где мои моральные принципы будут позволять выступить арбитром, я буду делать это. Но если это спор двух хозяйствующих субъектов, данный спор должен рассматриваться в суде", - ответ Юрия Фрица в первом интервью.
Холостые выстрелы
- В краевой столице есть ровесник Алтайского союза предпринимателей – часы в здании под шпилем на площади Октября. Им в этом месяце тоже исполнилось 20 лет, и они уже стали одним из символов города. А символом чего стал АСП?
- АСП – это движение единомышленников, структура для генерации и дальнейшего продвижения идей предпринимателей. С разной степенью успешности нам это удается делать. Может ли союз быть символом? Возможно, по прошествии многих лет нас как-то и оценят. Но сейчас о символизме говорить не приходится.
- С каким настроением лично вы встречаете 20-летие союза?
- Я вообще достаточно оптимистичный человек. Но, знаете, смотря в будущее, пока не могу назвать существенных поводов для оптимизма. В 2020 году я вообще не вижу светлых пятен, которые бы стали путеводным маяком для малого и среднего бизнеса. Напротив, ожидается продолжение негативного тренда.
- Вы возглавляете правление АСП более семи лет. Назовете главную, на ваш взгляд, победу, а также неудачу союза за это время?
- Мы разобрались с понятием "самозанятые" Эта работа началась несколько ранее, но термин «самозанятые» был сформулирован именно в АСП. И спустя несколько лет такие субъекты предпринимательской деятельности появились в России.
Если смотреть в целом, то малый бизнес региона сейчас жив и существует, в чем есть определенная заслуга нашего объединения. Кроме того, мы помогли десяткам предпринимателей в решении конкретных проблем. И хотя это локальные решения, но для многих они были жизненно важные.
Неудача… Очень много нереализованных идей. Союз в среднем за год генерирует до 20 инициатив в различные органы власти. И нас крайне не удовлетворяет процент их реализации. 90% - слишком много холостых выстрелов.
- К вопросу о лоббизме инициатив союза. В АКЗС сейчас работает много достаточно влиятельных бизнесменов. Они являются помощниками в реализации идей, с которыми выступает АСП?
- В краевом парламенте есть силы, которые нас поддерживают. Но все-таки выстроенная вертикаль власти, партийная принадлежность накладывают отпечаток как на работу АКЗС в целом, так и на деятельность отдельных депутатов. Это данность, с которой мы живем.
Кроме того, возможности законодательного собрания сужены федеральным законодательством и рядом правил, гласных и негласных, которые установлены между дотационными регионами и федеральным центром.
Специальный вопрос
- Юрий Александрович, общественная деятельность существенно отнимает время и отвлекает от бизнеса. Вы не подумываете о ротации в руководстве АСП?
- Не скажу, что у меня очень обременительная функция, но время она действительно отнимает. В том числе, от общения с семьей.
Ротация – процесс полезный и обоснованный. И я уже дважды предлагал коллегам рассмотреть ее в руководстве союза. Пока они меня не поддержали. Я бы с удовольствием увидел на посту председателя правления АСП человека молодого, более энергичного и решительного.
Но при этом не хочу, чтобы объединение возглавил человек без характера, без внутреннего стержня и без безусловного понимания проблем и задач, стоящих перед АСП.
В любом случае, знаю, что мои коллеги в правлении союза предпринимателей – люди здравомыслящие, и они сумеют подобрать достойную кандидатуру.
О чем еще рассказал собеседник
О «вмененке» и самозанятых
- 2020-й – год, когда начнется сужение сферы применения ЕНВД. В свое время АСП был одним из активных борцов за то, чтобы эта система появилась в России. И она дала потом очень серьезный толчок развитию малого и среднего бизнеса. Она проста и удобна, и потому получила широкое распространение.
То, что предлагается сейчас взамен ЕНВД, для малого бизнеса по многим причинам не подходит. Та же общая система налогообложения для него просто губительна.
Патентная система – ее в нашем регионе никак не могут довести до ума. По системе же налогообложения для самозанятых мне не понятен сам подход: почему в эксперименте по ее внедрению в первую очередь участвуют самодостаточные регионы, а дотационные территории отодвинуты на более поздний период.
В концепции системы для самозанятых много плюсов для самого мелкого бизнеса как раз в регионах, похожих на Алтайский край.
О проверках по инициативе Москвы
- Мы принимаем участие в работе Общественного совета при прокуратуре Алтайского края, где владеют большим объемом информации в части проверок предпринимателей.
Так вот, не смотря на то, что на самом высоком уровне говорится о регуляторной гильотине, снижении давления на малый бизнес, реформе контрольно-надзорной деятельности и т.д., самые массовые проверки в стране проходят именно по поручениям президента и правительства РФ! Вот такой парадокс.
Справка
Юрий Александрович Фриц родился 7 июня 1969 года. Окончил барнаульскую среднюю школу № 45, затем политехнический институт по направлению «Технологии роботизированных производств». После института работал в отделе главного технолога завода «Трансмаш».
Позднее перешел на работу в кооператив, который занимался конструкторской работой. Параллельно занялся собственным бизнесом, связанным с поставкой и производством оборудования. С 2002 года специализируется на производстве железобетонных изделий. Юрий Фриц увлекается чтением, бильярдом, плаванием.
Самое важное - в нашем Telegram-канале