Экономика

На молочном рынке Барнаула становится тесно

Начиная работу над этой темой, мы, конечно же, не знали, как именно складывается в настоящее время ситуация на барнаульском рынке молока. Мы могли только догадываться об этом и рассуждали примерно так: если на зерновом рынке наблюдается сегодня "кризис перепроизводства", то аналогичный процесс должен происходить и в молочной индустрии. Ведь все сельскохозяйственные отрасли связаны между собой одной сырьевой цепочкой. Но наши предположения оправдались лишь отчасти.

Кислые воспоминания

Примерно пятнадцать лет назад в гастрономах Барнаула за молоком выстраивались достаточно длинные очереди. "Буренкин продукт" продавался в основном в стеклянных бутылках емкостью 0,5 или 1 литр, а также на розлив. Розничная цена литра молока жирностью 2,5% составляла 24 копейки (при средней зарплате 120-130 рублей).

В советские годы молоком барнаульцев обеспечивали по большому счету лишь два предприятия - гормолкомбинат и гормолзавод. Они принимали белое сырье от колхозов на договорной основе по строго установленной цене. Но иногда хозяйства привозили на сдачу и излишки молочной продукции, которые принимались и оформлялись уже по другой, немного более высокой цене. Такое молоко называлось "давальческим".

Нельзя сказать, что в советские времена молоко было весьма дефицитным товаром. При желании его можно было достать, простояв в очереди несколько десятков минут с трехлитровым бидоном в руках. Но производственных мощностей двух барнаульских предприятий все-таки не хватало для того, чтобы обеспечить постоянное наличие этого продукта во всех продмагах города.

В середине 90-х годов ведущие предприятия молочной отрасли Барнаула и Алтайского края пережили приватизацию. А многочисленные частные продуктовые магазины, открывавшиеся в городе в огромном количестве, требовали постоянных поставок продукции. В итоге, сегодня недостатка в молоке и местах его продажи барнаульцы не испытывают. Скорее, наоборот, в настоящее время молока на рынке слишком много.

Игроки и их козыри

Не так просто ответить на вопрос, сколько молока потребляют барнаульцы и гости нашего города в сутки. Точных расчетов давно никто не производил, поэтому оценивать объем рынка можно только на основе предположительных цифр. Если представить, что каждый из примерно 650 тысяч барнаульцев потребляет в день пол-литра молока, то суммарный объем ежедневного потребления должен составить 325 тонн. Но, по оценкам самих переработчиков, эта цифра завышена и должна быть гораздо меньше. Примерно на уровне 200-220 тонн.

Поставками молочной продукции на барнаульский рынок сегодня занимаются десятки предприятий. Условно их можно разделить на три группы. Первая - крупные производители (Барнаульский молочный комбинат, "Столица молока", "ЛАКТ" и другие), которые имеют солидные производственные мощности и могут при необходимости самостоятельно "залить" город "молочной рекой". Вторая и самая многочисленная группа - небольшие молочные комбинаты и крупные фермерские хозяйства из различных районов края, которые выходят на рынок со своей продукцией в основном в весенне-летний период, когда надои начинают расти. Третья группа - предприятия, пришедшие из соседних регионов. В числе этих крупных игроков выделяется, например, компания "Вим-Билль-Данн", которая продвигает свою продукцию из Новосибирска под марками "Веселый молочник" и "Домик в деревне". Во время беседы с одним из наших экспертов мы узнали, что на барнаульский рынок стремятся сегодня компании и из других сибирских краев и областей. Правда, конечная стоимость их продукции получается несколько выше местной из-за транспортных расходов. Но потребительский интерес зависит от качества продукта и поэтому появление каждого нового производителя с серьезными намерениями приводит к "уплотнению" на рынке.

Сливки рынка

В числе алтайских предприятий, удерживающих первенствующие позиции, следует выделить Барнаульский молочный комбинат (торговая марка "Молочная сказка") и холдинговую компанию "Столица молока", в которую объединились 16 крупных молочных предприятий края. Причем доля продукции БМК сооставляет сегодня на рынке примерно 50-60%.

Председатель совета директоров этого предприятия Гарри Шония так объясняет высокий показатель: "Важнейшим фактором продвижения продукции на рынке является, конечно же, ее качество. А оно зависит, прежде всего, от качества поступающего сырья. Наши поставщики - одни из лучших хозяйств края, которые постоянно работают над улучшением качества поставляемого молока. Второй по значимости фактор - постоянный контроль за технологическим процессом на всех его этапах. Третий - упаковка, которая должна сохранять все вкусовые качества продукта".

Кроме этих факторов, Гарри Шония отметил и ряд других, не менее важных. Компания-лидер должна постоянно поддерживать тесную связь с торговлей "в целях поддержания должного температурного режима до момента продажи". Ей необходимо постоянно расширять ассортимент продукции ("как традиционные молочные продукты, так и новые, содержащие дифидобактерии и другие биологически активные добавки") и продвигать на рынок молоко при поддержке мощной рекламной кампании ("надо проводить различные рекламные акции, в том числе и дегустации").

В холдинг "Столица молока", созданном в конце 90-х годов, вошли такие крупные предприятия, как Славгородский молочный комбинат, Алейский маслосыркомбинат, Благовещенский комбинат молочных продуктов, Поспелихинское акционерное предприятие по переработке молока, Тальменский маслосырзавод и другие. Директор компании Александр Карпов говорит, что "смысл объединения заключался в концентрации капитала и укрупнении производственных мощностей, что позволяло успешно вести конкурентную борьбу на рынке сбыта и сырья". Действительно, компания достигла определенных успехов в области продаж, а ее название стало в Барнауле и крае таким же раскрученным брэндом, как "Молочная сказка" или "Веселый молочник".

В тесноте, да не в обиде

Любой молочной компании, которая стремится к рыночному лидерству, приходится заниматься не только совершенствованием технологического процесса, но и налаживанием отношений с поставщиками сырья и продавцами продукции. От этих отношений зависит устойчивость собственного положения на рынке, а также конечная цена продукта. Ведь в процессе ее формирования заняты три участника - поставщик сырья, переработчик и розничный продавец. Причем розничная цена на молоко регулируется местными властями и должна превышать оптовую не более чем на 15%. Зная это, легко понять, в каком узком ценовом поле приходится вести конкурентную борьбу участникам рынка.

Компании выстраивают свои отношения с поставщиками молочного сырья в зависимости от их интересов и потребностей. Здесь необходимо учесть, что конечная цена на молоко в барнаульских магазинах в первую очередь зависит именно от поставщиков сырья. Если они начнут повышать отпускные цены, то автоматически начнется рост и розничных. Председатель совета директоров Барнаульского молочного комбината Гарри Шония рассказал нам о методе кредитования, который используется предприятием при работе с поставщиками (см. мнение экспертов). "Конечно, ГСМ и запасные части нужны хозяйствам для сева и уборки, а не для содержания дойного стада, - поясняет Гарри Викторович. - Но я считаю, когда с руководителя хозяйства снята часть забот о хлебе, он начинает думать и о буренках".

Сбыт молочной продукции зависит от постоянного контакта с ее конечными продавцами - розничными магазинами. И здесь оптовым компаниям лучше всего заключать договоры о совместной работе с крупными ритейлерами - то есть владельцами розничных продуктовых сетей, таких, например, как "Мария-Ра", которые заинтересованы в больштх объемах продукции. Хотя сделать это подчас и нелегко.

Сезонный рост цен

По прогнозам наших экспертов, цены на молоко к новому году должны повыситься на 20-25%. И если сегодня литровый пакет молока в любом магазине можно купить за 5,5 рубля, то в январе будущего года он может стоить все восемь.

Сезонное колебание цен на молочную продукцию наблюдается из года в год. Объясняется это тем, что летом, как правило, рынок затоварен молоком, чему способствует активность различных сезонных игроков - мелких хозяйств. Но к зиме они покинут Барнаул из-за уменьшения надоев, и тогда стоимость молока начнет расти.

Крупные компании решают проблемы затоваренности рынка за счет поставок своей продукции в другие территории Сибири. В частности Барнаульский молочный комбинат успешно осваивает розничные просторы Новосибирска и Новокузнецка. Причем доля продукции под торговой маркой "Молочная сказка", отправляемой сегодня на "региональный экспорт", постоянно растет. И хотя Гарри Шония предпочел не называть точных цифр, характеризующих объем этих поставок, он подчеркнул, что "алтайская молочная продукция неизменно пользуется сегодня высоким спросом у жителей других сибирских городов".

Максим УГЛОВОЙ

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость