Детство и образование
Он родился 26 сентября 1969 года в Вентспилсе — небольшом городе в Латвийской ССР. Часто путешествовал с родителями — посещал средневековые замки и другие культурно-исторические памятники республики. У семьи была дача на озере Бушниеку, и отец нередко брал сына с собой на рыбалку. Белозёров питает слабость к этому занятию и сегодня. Сохранил и тягу к спорту: в школе он занимался футболом, боксом, дзюдо, гимнастикой и лёгкой атлетикой. Сейчас также поддерживает хорошую физическую форму — в День железнодорожника принимает участие в традиционном забеге на 1520 метров.
Из школьных предметов руководитель главной транспортной компании страны отдавал предпочтение математике. Высшее учебное заведение выбрал с помощью справочника вузов, в котором нашёл Ленинградский финансово-экономический институт им. Н. А. Вознесенского.
Вступительные экзамены сдал на отлично. Но был призван в Вооружённые Силы СССР (тогда отсрочка по учебе предоставлялась в ограниченном числе вузов). Вернувшись в Ленинград, продолжил обучение, окончил вуз уже заочно.
В 1992 году получил диплом экономиста по направлению «Планирование промышленности». Изучение финансовой сферы на этом не прекратил — в 2005 году защитил диссертацию и стал кандидатом экономических наук.
Карьера
Профессиональный путь Белозёрова начался ещё до получения диплома: на четвёртом курсе он стал работать в молодёжном научно-техническом центре. С 1998 по 2004 год занимал управляющие должности в различных организациях: сетевом распределительном предприятии «Ленэнерго», грузовом транспортном предприятии, оптико-механическом предприятии «ЛОМО» и «Российской топливной компании».
В июле 2004-го стал заместителем руководителя Федерального дорожного агентства. На этом посту проработал менее пяти месяцев, возглавив ведомство уже в конце года. Тогда же началось его сотрудничество с РЖД — под управлением Белозёрова службы вели совместную работу, строили путепроводы и решали общие задачи.
С 2009 года работал заместителем министра транспорта Российской Федерации, участвовал в подготовке и проведении крупных международных мероприятий: саммита АТЭС в 2012-м, Универсиады в Казани в 2013-м, а также Олимпиады в Сочи в 2014 году.
Руководитель одной из крупнейших транспортных компаний в мире
Распоряжение председателя правительства РФ о назначении Белозёрова президентом РЖД было подписано 20 августа 2015 года. До этого он состоял в совете директоров госкомпании, в который был включён в 2014 году.
В первый же год своего руководства побывал на всех шестнадцати железных дорогах России, общаясь с сотрудниками, осматривая оборудование и инфраструктуру. Среди проблем называл сложности на Забайкальской железной дороге, которая оказалась не готова к резкому росту объёма перевозок. Неоднократно подчёркивал важность расширения социального пакета для железнодорожных работников и развития ведомственной медицины.
Главными принципами своей профессиональной деятельности Олег Валентинович считает обеспечение эффективности клиентоориентированный подход — помнить, что вся работа выполняется ради пассажиров и грузоотправителей. Под его руководством были созданы новые туристические маршруты железнодорожных путешествий, введены льготы на летний проезд для школьников и студентов.
Также в РЖД ведётся деятельность по улучшению условий труда железнодорожников и повышению престижа этой профессии: организован гибкий график работы, улучшено соцобеспечение сотрудников, реализуются новые оздоровительные программы. Благодаря этому «Российские железные дороги» стали одним из самых желанных мест трудоустройства (вторая позиция в рейтинге ВЦИОМ в 2020 году).
С 2017 года пост руководителя РЖД называется «генеральный директор — председатель правления». Тогда же период действия полномочий был продлён с трёх до пяти лет. Министерство экономического развития РФ объясняет это сроками проектирования и строительства по инвестиционным договорам (время их реализации — не менее пяти лет).
Под руководством Белозёрова был достигнут ряд рекордных показателей:
- исторический максимум по грузоперевозкам — в 2019 году было доставлено свыше 1,2 млрд тонн грузов;
- наибольшее за последние 11 лет количество пассажирских перевозок — в 2019 году услугами воспользовались 1,2 млрд человек;
- в 2020 году инвестиционная программа была реализована на 717 млрд рублей — крупнейшую сумму с момента учреждения организации.
Прошлый год выдался сложным для РЖД: деятельность холдинга испытала влияние пандемии. Объём перевозок сократился, но руководству компании удалось адаптироваться к сложным условиям и запустить бесконтактную работу сервисов. Помимо этого, в 2020 году было отремонтировано более 5 тысяч км железнодорожных путей, начата эксплуатация мостов через реки Колу, Дон и Ахтубу. Компанией осуществлена реконструкция Козинского виадука в Красноярском крае, в конце июля 2021 года завершено строительство важнейшего объекта — Байкальского тоннеля, значительно повысившего пропускную способность железнодорожных путей на восточном направлении.
Кризис 2020 года, по словам руководителя холдинга, стимулировал компанию к развитию и оказал заметное влияние на привычный формат работы. В условиях пандемии был реализован ряд тарифных инициатив, привлечены к сотрудничеству новые клиенты из малого и среднего бизнес-сегмента.
В докладе по итогам 2020 года Белозёров Олег Валентинович назвал основные задачи развития компании: формирование экоэкономики и внедрение в деятельность принципов экологической культуры. Он отмечает минимальное влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду, особенно при использовании электрической тяги, и считает внимание к этому вопросу инвестицией в будущее. 2021 год был объявлен в компании Годом экологии.
Самое важное - в нашем Telegram-канале