Экономика

Пивных дел мастер

В конце прошлого года редакция газеты "Ваше дело" и Алтайский союз предпринимателей провели конкурс "Лучший алтайский менеджер-2003". В ходе голосования были опрошены 106 бизнесменов, которые называли наиболее успешных, на их взгляд, управленцев. Итоги голосования оказались несколько неожиданными: набрав по 25 баллов каждый, первенство разделили руководитель предприятия "Алтайвагон" Сергей Хачатурян и генеральный директор Барнаульского пивоваренного завода Сергей Локтев. В декабре, публикуя итоги конкурса, мы пообещали, что подробно побеседуем с каждым из победителей. 27 января газета "Ваше дело" побывала в гостях на БПЗ, вручила Сергею Локтеву диплом "Лучший алтайский менеджер-2003", после чего он ответил на все вопросы.

О пиве пенном

- Сергей Александрович, как вы оцениваете итоги работы Барнаульского пивоваренного завода в 2003 году? Изменились ли позиции предприятия на местном пивном рынке?

- При проектной мощности пивного производства в 7,2 млн. декалитров, мы произвели 7,4 млн. декалитров. Если рассматривать наши объемы в масштабах всей России, то это составит примерно 1% от всего производимого в стране пива.

То, что завод отработал на своих проектных мощностях, думаю, говорит о многом. Зачастую, и особенно в летнее время, бывают ситуации, когда мы не имеем возможности полностью удовлетворить запросы наших партнеров, занимающихся на территории края оптовыми продажами продукции Барнаульского пивоваренного завода. На мой взгляд, позиции предприятию на рынке Алтайского края удалось удержать прочные. И здесь я бы отметил несколько составляющих. Во-первых, это качество производимого пива. Во-вторых, у нас сложилась очень хорошая команда, работающая в службе маркетинга. Она очень грамотно делает свою работу по продвижению нашей продукции. В-третьих, у нас создана собственная розничная торговая сеть, состоящая из более 40 предприятий. Через эту сеть предприятий способно реализовывать до 40% продукции. Но иногда мы себя в этом плане ограничиваем в пользу компаний, продвигающих барнаульское пиво на региональных рынках - в Кемерове, Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Томске и Омске.

Полученные результаты заставляют нас думать о дальнейшем развитии пивного бизнеса. В этом году есть намерение начать реализацию программы реконструкции предприятия. В денежном выражении это составит примерно 30 млн. долларов. В первую очередь инвестиции пойдут на повышение качества продукции. Второе направление - расширение объемов производства.

- Кто выступит инвестором БПЗ?

- 65% денежных средств - это наши ресурсы. Остальные 35% предоставляет Сбербанк России, который давно является нашим надежным партнером. Предполагаем реализовать программу реконструкции пивного производства в течение двух лет. Ранее мы регулярно инвестировали в развитие производства от 2,5 до 3,5 млн. долларов в год.

- Не опасаетесь ужесточения конкуренции в связи с открытием в Новосибирске двух крупных пивных заводов - "Красный Восток" и SOBOL?

- Но ведь они уже открылись! И мы не почувствовали их прихода. В январе Барнаульский пивоваренный завод имеет прирост производства в размере 3-5% по сравнению с уровнем прошлого года.

- С чем связано то, что БПЗ не спешит с активным выходом за пределы Алтайского края?

- Дело в том, что местный, алтайский рынок постоянно просит дать больше. Повторюсь, мы не всегда можем удовлетворить запросы местных оптовиков. У нас четкая политика: сначала нужно обеспечить местный рынок, а уж потом выходить за его пределы. Поэтому БПЗ всего 10-12% производимого пива продает в регионы. Тем не менее, ниши там у нашего предприятия есть, работают в различных регионах представительства БПЗ. Когда мы увеличим объемы производства примерно до 12 млн. дал в год, занятые ниши нам потребуются, и мы их довольно быстро расширим. Так что в регионах у нас некий "дежурный режим".

- Сейчас отмечается тенденция увеличения потребления дорогого пива. Вы выпустили сорт "Премиум" для того, чтобы защитить рынок от прихода конкурентов?

- Да, мы видим определенную категорию потребителей, которые готовы покупать пиво класса премиум. Это то пиво, при производстве которого используется более дорогой сырьевой набор. Например, солод приходится покупать за границей. Там он используется при приготовлении элитного пива.

- Как вы смотрите на перспективу начать выпуск баночного пива?

- Пиво, приготовленное классическим способом, имеет свои вкусовые оттенки. И настоящие ценители нашего напитка фиксируют те или оттенки, за счет которых им это пиво и нравится. Раньше пиво разливали в глиняные сосуды. Потому что глина - это нейтральная среда. Сейчас же природа до сих пор ничего нейтральнее, чем стекло, не придумала. Все остальное - это уже уход от классики.

- С 1 января 2004 года были повышены акцизы на пиво. Как это отразится на экономических показателях БПЗ?

- Цены мы не подняли. Повышение налога мы компенсируем за счет получаемой прибыли. У нас такая политика, что пока есть возможность удерживаться в определенном ценовом диапазоне, это нужно делать. В течение первого квартала, пока потребление пива несколько снижено в связи с зимним периодом, цены на нашу продукцию не поднимутся точно.

- Судя по вашим планам, вы не согласны с теми, кто утверждает, что местный пивной рынок почти исчерпал свои возможности?

- Не согласен. БПЗ производит примерно 70-75% пива на Алтае. Остальная доля - это та ниша, которая заполняется другими производителями. Ведь рынок не терпит пустоты. Я бы хотел, чтобы эти 25-30% отрабатывали другие алтайские производители. Например, развил бы мощности Волчихинский пивзавод или другие предприятия. Тогда ресурсы не вымывались бы из экономики края, а оставались на Алтае. Пока же из края уходят сотни миллионов рублей.

О водке "Ворсин"

- Начало производства водки под маркой "Ворсин" стало одним из этапов диверсификации бизнеса. Понятно, что делается это для получения дополнительной прибыли и упрочнения позиций предприятия. Но как вы намерены бороться с заводами-конкурентами? Ведь вы наверняка знали, что на Алтае, перенасыщенном водкой, возобновляют работу еще два завода - Змеиногорский и Бийский.

- Плотно по водочному направлению мы начали работать в декабре. И выпустили 19,9 тысячи декалитров водки под маркой "Ворсин". Это в два раза больше, чем произвел в декабре 2002 года приобретенный нами завод "СТС". В январе вышли на рубеж 20 тысяч дал. В феврале планируем выпустить уже 25 тысяч декалитров. Причем сложилась такая ситуация, что местный рынок просит еще больше водочной продукции. Сейчас мы рассматриваем вопрос о реконструкции водочного производства. Будет приобретено оборудование, которое позволит увеличить объем производства как минимум в три раза. Думаю, к ноябрю этого года реально мы сможем выпускать 45 тысяч дал.

И еще один важный момент - мы выдерживаем старые алтайские традиции. Купцы Ворсины были одними из первых, кто занялся на Алтае пивоварением. Но не забывайте, что у них был и винокуренный завод, они активно и успешно торговали водкой. Поэтому, говоря о водочном направлении, я уверен, что перспективы у бренда <Ворсин DESIGNTIMESP=5601> хорошие.

О политике

- Сергей Александрович, поговаривают, что у вас в бизнесе сегодня якобы большие финансовые трудности. В качестве аргумента приводится тот факт, что возглавляемое вами предприятие долгое время не может завершить строительство нового ЦУМа на проспекте Красноармейском. И якобы финансовые проблемы связаны с тем, что вы вложили большие средства в политическую рекламную кампанию партии "Единая Россия", членом которой вы являетесь.

- Это не так. ЦУМ мы начали достраивать в феврале прошлого года. То есть, еще не прошло и полных 12 месяцев. Объект готов сегодня процентов на 70. Технологически раньше завершить его строительство и отделку просто невозможно.

Если бы у нас были финансовые трудности, это наверняка повлекло бы сбои в производстве пива. Но в 2003 году мы произвели столько пива, сколько не удавалось сварить за все предыдущие 25 лет работы предприятия, и получили прибыль в размере более 7 млн. долларов. В Усть-Пристани мы запустили небольшой пивоваренный завод, сейчас рассматриваем еще два аналогичных перспективных предложения из районов.

Большая программа реализуется на принадлежащем нам заводе РТИ. Это предприятие к уровню прошлого года по экономическим показателям вырастет на 60-70%. В целом по году на наши инвестиционные программы было потрачено больше 10 млн. долларов. Так что говорить о какой-то финансовой несостоятельности, тем более связанной с политическим вопросом, неправильно. Это что за аналитики вас снабдили такой информацией? (смеется).

Что касается политики. Я не сегодня пришел в партию, когда она находится на гребне волны. Я один из первых, кто в нее вступил, когда "Единая Россия" еще не была так хорошо раскручена. Наоборот, тогда ей предрекали не лучшую жизнь. Политическая составляющая меня интересует больше с моральной стороны. Я считаю, что эта партия принесет пользу обществу, решатся многие вопросы, примутся законы, которые позволят экономике работать более эффективно, произойдут сдвиги в социальной политике, которые улучшат жизнь жителей Алтайского края. Да, какую-то помощь я оказываю, но речь не идет о суммах, которые повлияли бы на финансовое положение завода.

О футболе и не только

- В последнее время ваше имя чаще, чем обычно упоминают в разговорах об алтайском футболе. Почему вы приняли решение распустить футбольную команду "Пивзавод", которая заслужила право в этом году выступать во второй лиге дивизиона "Сибирь-Дальний Восток"?

- Команда "Пивзавод" за два года достигла всего, чего можно было достичь на этом уровне. Мы выиграли первенство города и края, Кубок и Суперкубок Алтайского края, нам предложили играть во второй лиге. Были мысли пойти дальше. Но в силу определенных причин, связанных, например, с несовершенством законодательства, мы не смогли решить ряд организационных вопросов. Поэтому мною было принято решение данную тему закрыть.

- Вместе с футбольным клубом "Пивзавод"?

- Футбольный клуб по-прежнему есть. Мы решили в поселке Новосиликатном набрать 50-70 ребятишек, увлекающихся футболом. Обеспечим финансирование, пригласим тренеров, организуем тренировки и сборы. Команда будет выступать на краевых соревнованиях. Главное отвлечь подростков от вредного влияния улицы. Мне кажется, в этом заключается решение одной из важнейших для общества социальных проблем. Пивзавод тем самым вносит вклад в развитие здорового образа жизни среди молодежи.

- Правда ли, что вам недавно предложили поддерживать финансово реконструкцию стадиона "Динамо" и фарм-клуб нашей команды мастеров, выступающев в турнире коллективов физической культуры?

- Такие предложения поступают постоянно. Но они остаются без удовлетворения.

У нас есть другое, на мой взгляд, более важное направление. Оно, скажем так, из области духовно-нравственной. Я говорю о строительстве церкви в городе-курорте Белокуриха. В феврале мы передадим эту церковь верующим. И дальше начнем строить что-то новое. Потому что в основе сильного государства должны лежать сильные духовно-нравственные основы. Так что пока будем в этой жизни, будем строить.

Кто такой Сергей Локтев

Сергей Александрович Локтев родился 14 августа 1959 года в селе Верх-Суетка Алтайского края. Значительную часть жизни прожил в Барнауле, в Научном городке. После службы в армии окончил Алтайский государственный политехнический институт по специальности "Машины и препараты пищевой промышленности".

На Барнаульском пивоваренном заводе работает с 1988 года. С 1996 года он - заместитель генерального директора, а 28 апреля 2001 года Сергей Локтев становится генеральным директором предприятия. Сергей Локтев кандидат технических наук, работает над докторской диссертацией. В 2001 и 2002 годах он вошел в рейтинг "1000 лучших менеджеров Pоссии". Является президентом Алтайской краевой федерации тхэквондо, мастером спорта по биатлону, увлекается горными лыжами. У Сергея Локтева трое детей и пока один внук Сергей.

Чем знаменит Барнаульский пивоваренный завод

Барнаульский пивоваренный завод был основан в 1978 году. В 1993 году завод пивобезалкогольных напитков "Баранаульский" был реорганизован в АООТ "Алпина", а три года спустя в открытое акционерное общество "Барнаульский пивоваренный завод".

Предприятие разрабатывает оригинальные сорта простого и пастеризованного пива по собственной технологии. Сейчас завод выпускает 13 различных сортов пива. Производственные мощности предприятия рассчитаны на 7,2 млн. дал в год.

Завод также выпускает минеральную воду "Джела", а в 2003 году, приобретя ликероводочный завод "СТС", начал выпускать водку "Ворсин" нескольких сортов. Барнаульский пивзавод - лауреат премии "Pоссийский национальный Олимп" в номинации "Выдающиеся предприятия малого и среднего бизнеса". Предприятие представлено Pоссийской академией бизнеса и предпринимательства в альманахе "Золотая книга Pоссии" в разделе "Лидеры экономики".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость