Что изменилось в денежно-кредитной политике
Андрей Макулов начал выступление с краткого анализа текущей ситуации. По его словам, политика Центрального банка в 2024 году строится вокруг четырех основных задач:
-
Поддержка курса валюты. После отмены биржевых торгов курс рубля фактически регулируется крупнейшими банками.
-
Развитие платежных систем. Внутренние переводы работают стабильно, но международные расчеты остаются сложной задачей — это вопрос больше политический.
-
Борьба с инфляцией. Для этого ЦБ использует один из самых жестких инструментов — повышение ключевой ставки. Целевое значение инфляции, которого хочет достигнуть ЦБ — 4%. Пока оно остается в пределах 9-10%.
-
Регулирование банковской системы. Здесь ЦБ пошел по пути, говорит Макулов, «регулирования проблемы дорожного движения не за счет улучшения регулировки на дорогах, а за счет сокращения числа пешеходов». Говоря более специализированным языком, ради реформирования системы выбрал способ сокращения объекта реформирования. Однако усиление контроля приводит к снижению числа региональных банков, что ограничивает доступ бизнеса к кредитованию.

«Центральный банк — это орган, независимый ни от чего. Ни от президента, ни от правительства, ни от парламента. Он сам ставит цели, сам их контролирует, и, соответственно, сам их выполняет. Сегодня он стоит перед сложной дилеммой: с одной стороны, высокая ключевая ставка сдерживает инфляцию, с другой — делает кредиты недоступными для бизнеса. Это приводит к замедлению роста экономики», — отметил исполнительный директор Алтайского банковского союза.
Как высокая ставка влияет на предпринимателей
Андрей Макулов объяснил логику действий Центрального банка, которые определяют финансовую политику страны. Основной инструмент —ключевая ставка, с помощью которой регулируется инфляция и кредитование.
«ЦБ в марте сообщал: в 2025 году выпуск базовых отраслей снизился с очень высокого уровня 2024 года. В основном из-за динамики промышленного сектора. В то же время охлаждение активности пока происходит только в отдельных отраслях», — рассказал спикер.
Проще говоря, как выразился спикер, «промышленность уже упала», но не все отрасли пострадали одинаково. За счет поддержки из бюджета предприятия закрывают кредиты, а новые брать не спешат. Становится меньше и просрочки, и кредитов. Центральный банк ожидает, что экономическое охлаждение продолжится, — и так и планирует.

Один из главных вопросов, который задают Центральному банку: что будет, если ставка начнет снижаться? Ведь за время ее повышения у населения накопилось много сбережений, которые сейчас лежат на депозитах.
По мнению Центробанка, этого не произойдет, потому что, во-первых, люди не сразу потратят все накопления. Часть из них останется на вкладах, даже если проценты снизятся. А если спрос резко возрастет, ставку снова повысят. ЦБ прогнозирует, что его стратегия даст результаты к 2026 году.
Будущее региональных банков
Региональные банки в России переживают сложные времена. Как отметил спикер, Центральный банк успешно выполнил свою задачу по регулированию банковского сектора, но это привело к усилению крупных игроков и сжатию возможностей для малых финансовых организаций.
«Экономика России устроена так, что 50% — это госсектор, 30% — крупные корпорации, и только 20% приходится на всех остальных. Именно эти 80% экономики обслуживаются в 5–10 крупнейших банках, под которые и разрабатываются финансовые программы. Если ты не входишь в такую программу, то фактически выпадаешь из кредитного процесса», — подчеркнул спикер.

Ситуация особенно тяжела для малого и среднего бизнеса, который либо получает финансирование в минимальных объемах, либо вовсе остается без него. Формально существуют специализированные банки для поддержки предпринимательства, но их влияние на общую картину не так значительно.
«Если мы хотим развивать оставшиеся 20%, малый и средний бизнес, а я считаю, что это нужно делать, то без региональных банков не обойтись. Россияне обладают мощным предпринимательским потенциалом, и это наше конкурентное преимущество. Однако сегодня мы видим обратную тенденцию — четверть банков планируют сократить региональное присутствие», — отметил эксперт.
Владимир Семенов, председатель постоянного комитета АКЗС по промышленности, предпринимательству и туризму, отметил, что задача круглого стола заключалась не в поиске «революционных идей, которые изменят мир», а в разработке точечных предложений для стимулирования индустриализации страны и региона.
Материалы, собранные по итогам заседания, идут на рассмотрение в федеральные органы по инициативе АКЗС, а мы продолжим публиковать мнения представителей бизнеса и общественных деятелей региона. Ранее мы писали о том, с какими предложениями по реформированию налоговой системы выступил Евгений Госьков, генеральный директор компании «Бизнес-эксперт».
Самое важное - в нашем Telegram-канале