Дефицит рождает предложение
Рынок работодателя, придирчиво выбирающего идеального сотрудника, постепенно уходит в прошлое. Современные компании готовы самостоятельно обучать новичка, предоставить ему полный соцпакет и даже компенсировать затраты на переезд и жилье. Все это не неожиданные перемены, а логичное следствие острого кадрового голода и демографического кризиса последних трех лет, сообщила Надежда Капура, начальник управления по труду и занятости Алтайского края.
В свою очередь молодежь стала более требовательной к работодателю. При выборе места работы молодые соискатели смотрят на размер заработной платы и корпоративную политику, а также учитывают уровень занятости, возможность гибкого графика и дистанционной работы.
Первый вопрос особенно волнует молодежь и часто становится причиной их переезда в другой, более перспективный регион. В 2025 году средний размер заработной платы в Алтайском крае составляет чуть более 62 тыс. рублей. Надежда Капура отметила, что зарплаты зависят от отрасли и занимаемой должности. Например, сегодня в списке вакансий встречаются предложения от 100 тыс. и даже 200 тыс. рублей. При этом ранее ректор Алтайского государственного университета Сергей Бочаров заметил, что в Алтайском крае одни из самых низких зарплат в стране.
Хобби тоже бизнес
По словам Надежды Капуры, половину алтайской экономики составляет агропромышленный комплекс, а вторую часть — субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП).
В последнем секторе все большую популярность набирают креативные индустрии, заметила Елена Абдулаева, начальник управления по предпринимательству. В этой сфере зарегистрировано около 5% от общего числа субъектов МСП.
В Барнауле все больше появляется креативных пространств. Ближайший масштабный проект — развитие территории барнаульского сереброплавильного завода.
«Мы видим большой потенциал для развития творческих направлений бизнеса и стараемся создавать для этого условия и соответствующую инфраструктуру, — сообщила Елена Абдулаева. — На площадке центра «Мой бизнес» в прошлом году мы создали Центр креативных индустрий, запустили площадку предпринимателей креативных сфер на портале мойкреатив22.рф, а также регулярно проводим форумы и выставки. Нам важно донести до ребят, что здесь, в родном крае можно реализовать себя и монетизировать свое хобби».
В 2025 году в Алтайском крае зарегистрировали около 3 тыс. предпринимателей и еще около 10 тыс. самозанятых по направлениям ремесленничества, музыки, гастрономии, IT и других.
Поддержка молодежи
Компании вступают в гонку за молодежь, и вслед за этим меняются другие сферы занятости, заметила Надежда Капура. Колледжи и университеты разрабатывают новые учебные программы, которые будут востребованы на рынке труда не только сегодня, но и в ближайшем будущем. А государство реализует меры поддержки молодых сотрудников на федеральном и региональном уровнях — сегодня их более 60.
Кроме этого, в сфере занятости идет тренд на раннюю профориентацию — начиная со школьной скамьи. Один из ярких примеров — проект «Заводская проходная» от Барнаульского завода АТИ, Союза промышленников Алтайского края и регионального министерства промышленности и энергетики. Это фестиваль, на котором молодежь знакомится с современными рабочими профессиями и ведущими промышленными предприятиями края. По словам гендиректора Барнаульского завода АТИ Артема Шамкова, в 2025 году прошло 18 событий «Заводской проходной», которые посетили 15 тыс. школьников и студентов со всего края.
«Сегодня алтайская промышленность открыта для молодежи и регулярно проводит экскурсии, конкурсы и выставки. Такая работа формирует кадровый резерв и меняет представление о рабочих специальностях», — подчеркнул Артем Шамков.
По словам Надежды Капуры, все это приносит плоды — последние три года уровень занятости молодежи вырос, а ее отток из региона снизился.
«Совместно с управлением молодежной политики мы планируем в будущем открыть молодежный кадровый центр, — поделилась планами начальник управления. — Это будет пространство, где молодые люди смогут, с помощью кадровых консультантов, получить профориентацию, познакомиться с профессиями и сформировать собственные предпочтения. Одним словом, построить личную карьерную траекторию».



