Экономика

Почему созданные в Алтайском крае интернет-проекты не могут дорасти до лидеров Рунета

Интернет-проекты все меньше интересуют серьезных инвесторов, несмотря на то что проникновение услуги доступа в Сеть в России с каждым годом расширяется. Эксперты объясняют эту тенденцию тем, что интересных идей, на реализации которых можно было бы прилично заработать, не так уж и много. В Алтайском крае, как и вдругих регионах, ежегодно появляется множество новых web-проектов. И некоторые участники рынка считают, что наши специалисты могут придумать ресурс, который сравнится по популярности с"Одноклассниками". Но пока этого, увы, не происходит.

Сколько интернет-проектов разрабатывается в Алтайском крае и именно для региональных заказчиков, неизвестно. Такую статистику никто не ведет. По мнению Алексея Самойлова, руководителя интернет-агентства "Кинетика", эту цифру можно примерно определить, если посмотреть портфолио барнаульских web-студий. Однако сайты в основном сделаны для представленности каких-либо фирм в Глобальной сети. Даже интернет-магазин присутствует в них не всегда. И за каждый год представлено 10–15 разработок, а у относительно крупных студий города — около 20.

Но, по словам Анны Пономаревой, руководителя проектов интернет-агентства "Митра", около 90% заказов в ее компании — это сетевые проекты, а около 80% заказчиков — жители Алтайского края. Алексей Самойлов отмечает, что каждый пятый сегодняшний заказ от алтайских компаний — это интернет-магазин. И наблюдается тенденция к увеличению таких проектов. "Информационные порталы заказывают у нас не чаще одного раза в год, так как подобный стартап (start-up) обычно предполагает наличие собственной команды веб-разработчиков", — отметил он.

Это подтверждается и опытом руководителей нескольких алтайских веб-проектов, ориентированных на получение прибыли от продажи товаров или услуг через Глобальную паутину. Агентства, которые создают сайты, если и привлекались к участию в их разработке, то только на первоначальном этапе. А для дальнейшего развития и поддержки была собрана собственная команда программистов. Так, например, поступили Владимир Доронин, руководитель проекта "КомСиндром", и Геннадий Агеенко, директор интернет-магазина Bestink (см. "Несколько алтайских веб-проектов").

Затраты будут постоянно

О том, сколько алтайских интернет-проектов остается в Сети надолго, тоже правдивых данных нет. По оценке Анны Пономаревой, таких примерно половина. В свою очередь Алексей Самойлов утверждает, что умирают интернет-магазины и порталы, созданные "для того, чтобы были", без осознанных целей. "Чаще всего они заказываются у фрилансеров или студий-демперов, и стоимость создания таких сайтов — 15–30 тыс. рублей. А бюджет на поддержку — 2–3 тыс. рублей в год на продление домена и хостинга. Если же говорить о проектах, созданных осознанно, с бюджетами на разработку от 100 тыс. рублей и ежемесячными затратами на поддержку и продвижение от 10 тыс. рублей, то они эффективно работают и решают задачи своих клиентов", — утверждает он.

Владельцы же веб-проектов неохотно рассказывают о своих затратах. Геннадий Агеенко сказал, что первоначально они были "незначительными", но со временем все возрастали, так как требовалось вводить новые услуги для клиентов и делать ресурс более удобным. Но все эти вложения, по его словам, быстро окупаются. Владимир Доронин заметил, что объем инвестиций в проект "КомСиндром" составил "миллионы рублей", на вопрос окупились ли эти затраты, он ответил: "Это коммерческая тайна".

Ни один не попал в десятку

По поводу перспектив алтайских стартапов у экспертов нет единого мнения. Анна Пономарева считает, что в крае можно создать проект, который бы стал таким же популярным, как социальные сети "В контакте" и "Одноклассники". Ведь до того, как они появились, многим тоже казалось, что все это уже придумано. Алексей Самойлов также полагает, что в узкой нише можно создать проект "достаточно популярный среди пользователей всего Рунета, а не только его алтайской части".

"Справедливости ради стоит отметить, что ни один из известных мне барнаульских стартапов не стал лидирующим или хотя бы топовым в своей нише. Более того, я думаю, что если это произойдет, то стартапер очень быстро перестанет быть барнаульским жителем", — иронично отметил г-н Самойлов.

Дмитрий Старостенков, директор компании "Энтерра", в этом вопросе более пессимистичен. По его мнению, создание в крае веб-ресурса, который имел бы успех на федеральном уровне, "весьма маловероятно". Потому что отсутствует сообщество предпринимателей, которое могло бы генерировать десятки проектов в этой сфере. "Без специализированных презентационных мероприятий, таких как в Москве или Киеве, невозможно ожидать рождения и развития стартапов. Возможно только возникновение ресурсов регионального уровня или на стыке основных индустрий края и Интернета. Например, сайтов на аграрную, туристическую тематику, — считает он. —  Скорее нам следует ожидать прихода проектов федерального уровня в наш регион. Опять же без гарантии, что у них будет здесь успех".

Если же говорить об экономической изюминке края, то найти местные коммерческие web-проекты на аграрную или туристическую тематику "ВД" не удалось. Эксперты рынка также не смогли вспомнить ни одного стоящего. Единственной организацией, которая на сегодняшний день заявила о себе в данной области, стало, как ни парадоксально это звучит, Главное управление сельского хозяйства (ГУСХ) Алтайского края. В мае чиновничья структура презентовала ресурс www.selo22.ru, направленный на продвижение сельского туризма. В "Митре" сообщили, что сейчас к запуску готовится еще один проект этого госзаказчика, предназначенный для фермеров.

"К сожалению, аграрный сектор бизнеса в крае на данный момент трудно назвать достаточно гибким, для того чтобы он мог участвовать в действительно интересных интернет-проектах, — считает Дмитрий Старостенков. —  Здесь можно приводить множество факторов, но замечу, что подобный проект в Новосибирске продвинуть на порядок проще. Для инвесторов это однозначный сигнал — пока вкладываться в столь серьезные инфраструктурные проекты в Алтайском крае никто не готов".

Не все идут к разработчикам

Владельцы web-проектов в Алтайском крае зачастую рассчитывают, что со временем их ресурс станет успешным на федеральном уровне. Уже сегодня существенную часть пользователей некоторых из страниц составляют жители других регионов России. Константин Никитеев, директор агентства недвижимости "Ключ-риэлт", также сообщил, что, несмотря на недолгий срок работы портала Agent-home, его посещают клиенты из соседних регионов — Томской, Новосибирской и Кемеровской областей.

При этом не каждый предприниматель ставит перед собой амбициозные цели. "В настоящее время у нас около 5 тыс. постоянных клиентов по всей России, — говорит Геннадий Агеенко. — Наше преимущество перед розницей в том, что у нас существенно шире ассортимент. При этом у меня нет глобальных планов по завоеванию рынка, мне это неинтересно. Проект потихоньку развивается, но это эволюционное развитие, а не революционное". Константин Никитеев, наоборот, планирует выводить проект Agent-home на федеральный уровень. "Не каждый может продавать коммерческую недвижимость. Таких специалистов совсем немного. Уже сейчас к нам обращаются компании, желающие купить объекты в крае, в том числе из Центральной России. Поэтому, я думаю, у нашей веб-площадки есть потенциал", — говорит он.

Владимир Доронин рассказал, что ему было бы интересно сотрудничество с инвесторами. В июне текущего года "КомСиндром" принимал участие в сессиях инвестиционного агентства Startupindex. И проекту был присвоен довольно высокий рейтинг BBB — "достаточная инвестиционная привлекательность, более высокая чувствительность к воздействию неблагоприятных внешних факторов". Но наш вопрос: "Был ли найден инвестор?" — г-н Доронин оставил без ответа.

Инвесторы не спешат вкладывать деньги в Интернет

Леонид Делицын,
эксперт ИК "Финам":

Для успешного запуска проекта нужна прежде всего идея — оригинальная и с большим потенциалом. И не важно, в какой области сделана разработка. Существенным преимуществом стартап-компании является ее независимость от географического расположения. На хорошую идею всегда найдется венчурный инвестор. Неудачи в привлечении финансирования чаще всего заключаются не в отсутствии инвестора, а в отсутствии действительно интересной идеи либо в неумении заинтересовать.

Для стартап-компании идея — это только первый этап. Не менее важно создание четкого бизнес-плана, понимание того, как эта идея будет воплощена, как будет работать, в какие сроки окупится. Именно на этой стадии определяется потенциал стартапа. Условно говоря, венчурный инвестор знает, что из 10 проектов "выстрелит" только один-два. Но он отвергает сотню потому, что команда стартапа часто не представляет себе ни масштаба реализации, ни экономического эффекта, не имеет технической базы или технологических наработок. Амбиции — весьма полезное свойство, но все же они должны подкрепляться пониманием перспективы.

Евгений Агеенко,
директор поисковой системы "Где.ру":

За время работы над "Где.ру" я пообщался, наверное, со всеми инвесторами, которые есть в России. Но они сейчас не торопятся вкладывать деньги в интернет-проекты. И причины такого поведения известны. Пять-семь лет назад лопнул первый инвестиционный интернет-пузырь, многие потеряли большие деньги. Тогда было много неудач, но был приобретен и важный опыт. Появились и успешные проекты, такие как "В контакте" и "Одноклассники".

Сейчас инвесторам интересны прежде всего прикладные проекты. Например, они охотно вкладывают деньги в приложения для сотовых телефонов и уже существующих и популярных порталов, в онлайн-игры. Но нужно отметить, что даже те инвестиции, которые сделаны, составляют всего 2–3% от капитализации существующих инвестиционных фондов. Инвесторы не могут найти проекты, которые бы их устроили. А разработчики не могут аргументированно и доступно донести свои идеи.

Дмитрий Старостенков,
директор компании "Энтерра":

Учитывая особенности сервиса "Сфера услуг" и стартового региона, мы не ожидаем от него быстрой отдачи. Для любой даже полезной идеи необходимо время, чтобы дойти до конечного потребителя и продемонстрировать ему выгоду. Поэтому срок в полтора-два года не выглядит чрезмерно долгим.

В данный момент для подтверждения своих предварительных рассуждений о природе и интересах нашей аудитории мы используем контекстную рекламу в поисковых системах и партнерской сети Yandex и Google. Этим мы решаем сразу две задачи: привлечение первоначальной аудитории, для которой сервис поиска услуг через Интернет не является чем-то труднопонимаемым, и изучение интересов барнаульской публики с точки зрения поиска услуг через Интернет. В ближайшем будущем по результатам исследования будет принято решение о размещении таргетированной рекламы на тематических площадках и ресурсах. И, разумеется, будет использоваться SEO-оптимизация.

Наша ближайшая цель для барнаульского рынка — минимум 1 тыс. уникальных посещений в день с разумным процентом постоянных пользователей сервиса.

А вы готовы инвестировать в Интернет-проект?

Виктор Филипчук,
генеральный директор компании "Новэкс":

Да. Мы даже планируем это сделать: до конца года намерены открыть интернет-магазин. Будущее за интернет-технологиями.

Галина Лоренц,
совладелица сети торговых предприятий "Лидер" (Заринск):

Нет, не готова. Потому что я не изучала эту сферу.

Александр Капелькин,
руководитель КФХ "Восход":

Готов. У нас инновационный стиль развития предприятия, поэтому выход в Интернет был бы для нас закономерным этапом развития. Но пока, по-моему, у нас нет товаров, которые можно было бы реализовать через Интернет.

Василий Куц,
депутат АКЗС:

В Барнаульском филиале Московской академии предпринимательства, где я преподаю, в этом году один из студентов защищал дипломный проект — как раз интернет-магазин. И я предложил ему содействие в реализации. Я сам готов в нем участвовать, если после обсуждения мне станет понятно, что есть адекватный бизнес-план и понимание, как все будет выглядеть на практике. У нас уже запланирована встреча, где мы обсудим эти вопросы.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость