Экономика

Почему в алтайских муниципалитетах не хватает глав

На прошлой неделе краевые депутаты приняли поправки в закон, преду­смат­ривающие новый порядок определения глав в городах, районах и поселениях региона. В Алтайском крае 12 городов, 59 районов и 652 поселения. Зачастую на местах вопрос состоит даже не в том, каким образом человек станет главой, — будет избран или назначен, а в том, чтобы на этот пост нашлись кандидаты. Кадровый вопрос на селе сегодня стоит остро. И если в крупных муниципалитетах спрос на кресло главы так или иначе есть, то в поселениях пост местного руководителя вовсе не является желанным.

Камень-на-Оби.
Камень-на-Оби.
jetworks.ru.
Инфографика. Кто сегодня управляет муниципалитетами.
Инфографика. Кто сегодня управляет муниципалитетами.

Только с начала 2015 года в четырех крупных муниципалитетах главы администраций написали заявления "по собственному желанию" — в Камне-на-Оби, в Крутихинском, Калманском и Поспелихинском районах (в последнем в отношении Петра Шрейдера было возбуждено уголовное дело). В 2014 году то же самое сделали главы 43 поселений. Один из них в заявлении написал: "Больше не могу!", об этом на одном из "круглых столов" на тему местного самоуправления рассказал его преемник. В прошлом году в Новичихинском районе депутаты сами отправили Алексея Штаба в отставку (в отношении него также было возбуждено уголовное дело). Также кресла глав администраций районов в 2014 году покинули руководители Быстроистокского, Змеиногорского районов, в декабре в Шипуновском районе скончался Виктор Гельцер. Эти примеры показывают, что потребность в обновлении корпуса руководителей муниципалитетов возникает регулярно, хоть и по разным причинам.

Велик ли запас кандидатов? По данным департамента внутренней политики администрации края, для решения задачи замещения должностей глав администраций в регионе создан резерв управленческих кадров, в который на 1 января входили 122 человека. Также в районах и городах созданы свои кадровые резервы, где в общей совокупности значатся более 3 тыс. человек, но в них включены кандидаты на все муниципальные должности.

На районном уровне процесс смены глав идет, конечно, более организованно и упорядоченно, под пристальным вниманием и контролем краевых властей. Но и здесь богатый выбор кандидатов наблюдается далеко не всегда.

Стелла Штань,
зампред комитета по местному самоуправлению краевого парламента:

Стелла Штань.
Стелла Штань.

Я бы хотела, чтобы кадровая скамейка не превращалась в кадровую табуретку. Иногда в ходе проведения конкурсов на замещение вакантной должности выясняется, что не каждый руководитель школы, больницы или крупного сельхозпредприятия может быть главой района или города. Специфика муниципального управления сложна. Буквально на днях я общалась с одним из кандидатов. Человек считает, что он справится, но когда ему задаешь даже общие вопросы по бюджетной политике, по 131-му закону, понимаешь, что претендент не владеет ситуацией. К тому же работа главы сложна с точки зрения выстраивания коммуникаций, связей с депутатским корпусом.

На местах же добавляют, что причина отсутствия большого числа желающих состоит еще и в том, что главы несут слишком высокую степень ответственности: с них строго, а порой и жестко спрашивают в крае, постоянно держит в тонусе население, плюс как должностному лицу главе грозят штрафы и наказания за нарушения. И все это в условиях жесточайшего дефицита финансовых средств, недостаточных для исполнения всех полномочий. Не все готовы платить такую цену за право быть руководителем муниципалитета.

Примерно те же проблемы, только в существенно большей концентрации являются причиной острейшего дефицита кадров в селах, факт которого признают и краевые власти. Сергей Королев, начальник департамента внутренней политики, отмечает, что "имеют место случаи наличия в течение длительного времени вакансий должностей муниципальной службы и руководителей муниципальных учреждений". Он признает проблемы в формировании резерва управленческих кадров в поселениях, называя причиной "отсутствие кадрового ресурса, соответствующего квалификационным требованиям, пре­дусмотренным законодательством". Стелла Штань также указывает на тот факт, что проблему дефицита кадров только усугубило введение с 1 июня 2013 года требования о высшем образовании для глав поселений.

Стелла Штань,
зампред комитета по местному самоуправлению краевого парламента:

Сегодня у нас кадровый голод, — признает она. — Хорошо, что мы вносим изменения в закон о муниципальной службе, где говорится, что муниципалы сами могут осуществлять подготовку кадров. Но опять же этим смогут заниматься только крупные образования. Я считаю, что проблема дефицита муниципальных кадров должна вый­ти на региональный уровень.

О том, как можно охарактеризовать корпус действующих глав муниципальных образований, смотрите в инфографике. Оговоримся, что речь в ней идет о руководителях исполнительных органов власти на местах: в городах, районах и в части поселений они называются главами администраций, а в части поселений — просто главами.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость