Экономика

Подробности уголовного дела о покушении на хищение страховых денег на Алтае

Правоохранительные органы забили последний гвоздь в применение "серых" схем страхования урожая в крае: в первых числах марта в Центральный райсуд направлено дело страховой компании "РуСА-Р", сотрудники которой обвиняются в покушении на мошенничество. Это будет четвертый судебный процесс, связанный с "серыми" схемами. Но по-белому аграрии страховаться не хотят: площадь застрахованных посевов сократилась до минимума.

Зерно.
Зерно.
Олег Богданов

Заключать договора страхования с барнаульским подразделением страховой компании "РуСА-Р" (Красноярск) сельхозпредприятия начали в 2012 году, когда уже шло расследование уголовного дела Александра Куфаева, возглавлявшего компанию "Баск". Деятельность "Баска", занимавшего до возбуждения дела около 80% рынка, была остановлена в октябре 2011 года, и "РуСА-Р" занял почти пустующую нишу.

Широко озвученная информация о деле Куфаева остановила часть аграриев, но далеко не всех: если с компанией "Баск" заключили договора 258 хозяйств, то с "РуСА-Р" уже около 160. При этом следствие полагает: все договора с "РуСА-Р" были фиктивными — страховщик заранее не намеревался их исполнять при наступлении страховых случаев. А все действия предпринимались для одной цели: получения бюджетных субсидий.

Документы уже были поданы аграриями в ГУСХ, и, по данным следствия, из федерального и краевого бюджетов в страховую компанию должны были поступить субсидии на 112,9 млн рублей. Но действия эти были пресечены силами УФСБ по Алтайскому краю — средства не были выведены из бюджета. По данным "СК", трое сотрудников страховой компании около года провели в СИЗО и сегодня ожидают начала судебного разбирательства.

Сотни руководителей сельхозпредприятий Алтайского края стали фигурантами уголовных дел
"Серые" схемы позволяли минимизировать затраты хозяйства на уплату страхового взноса, половину которого им компенсировал бюджет. Но с 2012 года порядок изменился: если раньше хозяйства сами должны были оплачивать 100% взноса, а потом получать компенсацию, то теперь сами они вносили лишь половину, вторую же часть компенсировал бюджет уже страховым компаниям. Казалось, это позволит устранить "серые" схемы. Но, судя по выводам следствия, схемы лишь претерпели изменения.

В частности, компанией "РуСА-Р" дело было организовано так. Для уплаты взноса хозяйство получало заем под 10,5% годовых от фирмы "Агрофинанс", зарегистрированной в Красноярске. Как полагает следствие, так создавалась видимость оплаты взноса и фиктивное основание для получения бюджетной субсидии.

Затем страховщик перегонял эти деньги в фирму "Агрофинанс" по договору купли-продажи простых векселей, а фирма вновь использовала средства на выдачу новых займов аграриям. Осенью сельхозпредприятие должно было погасить заем, а страховщик — получить положенные ему средства из бюджета. Схема была рассчитана так, что 45% бюджетных средств должно было достаться сельхозпредприятию (по основанию "гибель урожая"), еще 45% — страховой компании, а оставшиеся 10% предполагалось направить в Ассоциацию агропромышленных страховщиков (Москва) в соответствии законодательством.

Как полагает следствие, сотрудники страховой компании вводили в заблуждение аграриев, которые не полностью понимали процесс страховой деятельности и, будучи в трудном положении, нуждались в средствах. Пытались они ввести в заблуждение и сотрудников ГУСХ, которые уже даже приняли решение о выплате субсидий. Но сотрудники УФСБ, как указано в материалах дела, остановили "реализацию преступного плана".

Как и в деле компании "Баск", сотрудники "РуСА-Р" вину не признают (по крайней мере, трое из четверых). "Суть моих преступных деяний, по мнению следователя, сводится к следующему: я как физическое лицо не имел намерения исполнять обязательства. Но так можно привлечь любого страхового агента. По обязательствам отвечает страховая компания (а не ее сотрудники), а при недостаточности средств — ассоциация страховщиков", — пояснил Алексей Кочубей, экс-директор барнаульского подразделения "РуСА-Р".
Кочубей подчеркивает: в "РуСА-Р" были созданы резервы для осуществления предстоящих платежей по договорам страхования урожая. Он отвергает выводы следствия, что компания не была намерена исполнять договор, — следствие не могло этого предсказать летом 2012 года. "Факт, из какого источника уплачены страховые премии, с точки зрения закона не имеет никакого значения", — добавлял адвокат другого обвиняемого по этому делу.

Так или иначе, но прокурор края Яков Хорошев обвинительное заключение по этому делу утвердил.

Между тем алтайские аграрии крайне неохотно страхуют посевы. В 2011 году в крае было застраховано 28% площадей (по другим источникам — 24%), а в 2012 году 12%. По последним же данным, эта доля составляет лишь около 3% (в России в среднем 7%) — об этом сообщил на проходившей в конце февраля конференции начальник крайсельхозуправления Александр Чеботаев. Чиновник, не скрывая, связывает это прежде всего с уголовными делами, которые в последние годы сотрясали региональный рынок агрострахования.

Более того, по словам Чеботаева, страховые компании ставят на карте края "черные кресты". Так они отмечают районы, где чаще случаются чрезвычайные ситуации. В первую очередь это относится к западным территориям края, где засуха случается минимум раз в два года.

Кстати, представитель "РСХБ-страхование" Евгений Мартыненко информацию, по сути, подтвердил, заявив, что их "компания — не благотворительная организация". "Мы разделили регион на четыре основные зоны с разными подходами к оценке рисков. В западной зоне края мы страхование осуществлять будем, но по более высоким тарифам", — сообщил он.

Впрочем, краевые чиновники надеются, что в этом году уровень агрострахования все-таки подрастет. Дело в том, что в текущем сезоне из-за пролонгации кредитов по ЧС у местных сельхозпроизводителей возникли проблемы с залоговой массой. Банкиры уже предупреждают: они готовы кредитовать под залог будущего урожая, но только с условием его страхования. Если же директора хозяйств на это не пойдут, ситуация в аграрном секторе может стать патовой.

Справка

Приговор по делу компании "Баск" вынесен в августе 2013 года. Четверо сотрудников получили условные сроки, один — реальный. Осужденные должны будут возместить бюджету 500 млн рублей. В апреле 2014 года были признаны виновными сотрудники компании "Поддержка-Гарант", двое из троих обвиняемых получили реальные сроки. В октябре 2013 года в суд поступило второе дело Александра Куфаева и группы его сотрудников, дело рассматривается в Центральном райсуде.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость