Майские указы В. Путина — это указы, подписанные президентом после инаугурации в 2012 году и определяющие план социально-экономического развития России. При этом, как отметил Владимир Путин в декабре 2013 года, выступая с очередным посланием Федеральному Cобранию, "изменение экономической конъюнктуры — не повод говорить о том, что у страны нет средств на реализацию указов". Иными словами, выполнение данных указов должно быть обеспечено при любом развитии экономической ситуации в стране, о чем, собственно, и говорится в новом прогнозе МЭР.
Итак, согласно новому, сверхоптимистическому, сценарию развития экономики РФ экономический рост в 2014 году должен составить 2,7%, а в 2015 году — 9,8% по сравнению с предыдущим периодом. Для реализации этого прогноза инвестиции в основой капитал уже в 2014 году должны вырасти на 5%, а в 2015 году — на 31%. Такой рост инвестиций эквивалентен 6 трлн. рублей в номинальном выражении (то есть порядка 8,6% ВВП), или совокупному объему средств, содержащихся на настоящий момент в российских суверенных фондах.
Мы разделяем мнение экспертного сообщества о том, что с учетом ухудшения инвестиционного климата, масштабного оттока капитала и отсутствия фундаментальных факторов роста цифры, представленные МЭР, вызывают, по крайней мере, удивление.
Резкий скачок инвестиций в нынешней ситуации представляется малореалистичным. В то же время чистый отток капитала из экономики РФ только в I квартале, по данным ЦБ РФ, составил $50,6 млрд., что больше аналогичного показателя предыдущего года почти в 2 раза. В 2014 году в целом прогнозируется отток капитала до $100 млрд. Рост привлекательности российской экономики для инвесторов с учетом политических событий вряд ли возможен.
Что касается растраты средств суверенных фондов в пользу "экономического чуда" России, то подобное решение Минфин России вряд ли поддержит, особенно с учетом нестабильной бюджетной ситуации и сильной зависимости бюджетных доходов от динамики нефтяных цен, которые, как показывает в своих прогнозах МВФ, с нынешних $108/барр. к 2019 году могут упасть до $91/барр.
При этом МЭР подчеркивает, что подобный сверхоптимистический прогноз является не планом действий, а предположением, которое, по словам Андрея Клепача, "показывает, что должно произойти, чтобы мы смогли выйти на реализацию указов президента". Тем не менее, на наш взгляд, представлять сообществу столь странные и необоснованные цифры не вполне корректно, даже если речь идет о выполнении президентских указов. За любым показателем должна стоять четкая логика, учитывающая как текущую экономическую ситуацию, так и потенциальные возможности роста экономики в будущем. Кроме того, должны быть просчитаны все возможные последствия от реализации той или иной меры. Пока что, как неоднократно подчеркивается, потенциала для почти 10%-ного роста экономики России в обозримой перспективе не наблюдается, а возможные последствия действий, направленных на достижение этого показателя, могут оказаться крайне болезненными.
Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter


