Экономика

Праздник покупателя

Кризис притормозил продажи машин в России. После динамичного роста последних лет продавцы машин столкнулись с реальным спадом продаж. Особенно это коснулось новых иномарок.

Дилеры готовы идти на любые меры, чтобы привлечь покупателей.
Дилеры готовы идти на любые меры, чтобы привлечь покупателей.
Олег Богданов

На первый взгляд не все так плохо. По данным консалтинговой компании "Автостат", за десять месяцев текущего года продажи иномарок выросли на 36%. Но цифра лукавит: еще в июле этот показатель составлял 46%, а в августе – 43%. При том что в прошлом году рост составил 64%.

Продажи падают

Юлия Яровая
руководитель отдела маркетинга автоцентра АНТ:

– Конечно, о гиперприбылях говорить не приходится, но дела в автоцентре идут планомерно. Был период, когда покупатели, подогреваемые слухами и беспочвенными доводами, буквально штурмовали нас, теперь же по сравнению с тем наплывом все более-менее спокойно.

Падают не столько продажи, сколько их динамика, считает Геннадий Кормильцев, генеральный директор салона "АГАС". Реальный спад, по словам Кормильцева, пришелся на марки автомобилей, популярность которых снизилась еще до кризиса.

Без кредитов

Вячеслав Пастухов, директор автосалона "Ассорти-моторс", основной причиной падения спроса называет автокредиты. До недавнего времени 20–40% машин покупали в кредит, после сокращения банками автокредитования эта доля резко сократилась. Во-первых, на несколько процентных пунктов выросли ставки по кредитам – до 15–20%. Во-вторых, банки стали жестче подходить к заемщикам – количество отказов увеличилось. Столь резкое сокращение рынка автокредитования может привести к падению объемов продаж автомобилей на 20–30%.

Впрочем, банки продолжают кредитовать клиентов, уверяют в АНТ. Но и банки, и автосалоны не скрывают, что объемы автокредитования снизились в разы.

Что делают

В сложившейся ситуации пока выигрывают покупатели. Да, почти пропали кредиты, зато появились бонусы. Спрос автосалоны и дилеры намерены поддерживать за счет скидок, подарков и специальных программ.

Самый приятный метод – скидки. Так, в октябре дилеры предлагали солидные скидки на автомобили марки "Митсубиси". На некоторые модели цена опускалась на 120 тысяч, рассказывает Юлия Яровая.

Некоторые автодилеры вместо скидок делают подарки. Например, к автомобилю "Хендай– Санта фе" покупатель получит страховой полис КАСКО и комплект зимней резины, а к модели "Соната НФ" ЖК-телевизор.

Скидками и акциями дело не ограничивается. Взамен подорожавших кредитов продавцы вводят собственные программы. В салоне "АГАС" предлагают аналог кредитной программы. Так, клиенты салона могут внести часть стоимости автомобиля, а на оставшуюся сумму получить отсрочку, например, на полтора года. Также "АГАС" продолжает развивать собственную лизинговую программу.

Наконец, все без исключения ждут предновогоднего спроса.

– Люди, у которых на руках есть наличность, стараются вложить ее во что-то материальное как можно скорее, – полагает Вячеслав Пастухов.

Тем более почти все скидки и акции, предоставляемые продавцами, точно останутся до нового года.

Неудобный курс

А вот что будет с авторынком в 2009 году, предсказать не берется никто. Кризис может ударить уже не по банковским кредитам, а по производителям и дилерам.

Проблем могут подкинуть слабеющий рубль и укрепляющиеся доллар и иена. Чем выше будет курс иностранной валюты, тем дороже станут обходиться импортные автомобили. Пока дилеры покрывают разницу за свой счет, но уже в начале года могут пересмотреть конечные цены в сторону повышения.

Высокие доллар и иена бьют и по самим американским и японским производителям – их расходы становятся выше. На это накладывается падение прибыли от сокращения продаж автомобилей на европейском и американском рынках. Все это может привести к внеплановому повышению цен от самих производителей. Для европейских автопроизводителей сегодняшняя ситуация пока выгодна – евро продолжает падать, соответственно, для российского потребителя "европейцы" дешевеют. Но и здесь через несколько месяцев все может измениться – слишком уж нестабильна экономика в период кризиса.

Справка:

75% – доля иномарок в продажах автомобилей в России.

На 20–30% могут сократиться продажи автомобилей к концу нынешнего года.

В октябре продажи иномарок в России снизились на 5,7% по сравнению с предыдущим месяцем. На фоне рынков других стран эти цифры кажутся скромными. Так, в Исландии продажи упали на 86%, Ирландии на 54,6%, а в Испании на 40%.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость