Об отношении программы к той или иной компании ее название говорит само за себя: "Агфа Имидж Центр", "Фуджифильм Имидж Сервис", "Кодак-Экспресс", "Коника-Фотоэкспресс". В рамках всех программ участникам бесплатно предлагаются рекламные и оформительские материалы - плакаты, светящиеся знаки, подставки и многое другое. А компания Fujifilm, как отмечено на ее интернет-сайте, готова оплатить разрешение на размещение вывески на фасаде здания. Участники программ получают некоторые скидки на фототовары и фотохимию соответствующих компаний, проводится льготное, а иногда бесплатное обучение персонала.
Право на участие в той или иной программе предоставляется, естественно, не на пустом месте. Компания Kodak, например, требует с одного магазина-участника ежегодную плату в размере 200 долларов. Основное требование, которое предъявляется к магазинам, владельцы которых желают на законных основаниях украсить свои торговые точки символикой, известной во всем мире, заключается в обязательном использовании в процессе проявки фотопленок и печати фотографий только фирменных материалов. Также в договоре указывается доля фирменных фототоваров, которые выставляются на прилавках. Например, Kodak требует, чтобы эта доля была не менее 80%. Требование компании Fujifilm сформулировано несколько иначе - "2/3 видимого ассортимента".
Есть особые требования к мини-лабораториям и помещениям, в которых должны располагаться магазины. Так, в типовом контракте Kodak сказано, что размер магазина "Кодак-Экспресс" должен быть не менее 20 квадратных метров, а его внешний вид "должен удовлетворять высоким требованиям качества участника программы "Кодак-Экспресс". Мини-лаборатория должна располагаться в самом магазине или в непосредственной близости от него. Что касается требований к минилабам, то, например, Fujifilm допускает помимо фирменных лабораторий, использование аппаратуры ограниченного круга компаний-производителей, а в магазинах Agfa могут стоять лаборатории только этой компании.
Необходимо отметить, что производители в лице своих российских представителей постоянно контролируют деятельность фирм, которым они доверили право использования собственного товарного знака, постоянно отслеживается качество работы мини-лабораторий. В компании Kodak для этого разработали компьютерную программу "КодаТел", в Fujifilm - "Оазис". Магазины Agfa контролируют фирмы "Риан-Фото" и "Полифото", которые являются официальными представителями этой компании в России. Участники программ подвергаются периодическим аудиторским проверкам. Если она пройдена удачно, на самом видном месте в магазине появляется соответствующий сертификат.
В регионах России довольно ощутимый плюс от участия в той или иной программе заключается в возможности сервисной поддержки мини-лабораторий. Компания Kodak организовала сервисные центры в ряде крупных городов России, правда, Барнаул в их число не вошел. Fujifilm планирует открытие двух центров в Западной Сибири, и еще одного на Урале. Программа сервисной поддержки Agfa в России только набирает силу. Однако следует добавить, что среди многих игроков барнаульского рынка фотоуслуг распространено мнение о том, что сервисное обслуживание в нашем городе находится на уровне ниже среднего. Комплектующие приходится заказывать со склада в Москве, а инженеры, приезжающие по заявке, берут около 20 долларов за час своего труда.
По самым приблизительным оценкам, в России сегодня работает около 2,7 тысячи мини-лабораторий. Часть из них "покрашена" в красный цвет (Agfa), часть - в зеленый (Fujifilm), часть - в синий (Konica), многие в желтый (Kodak). Для того, чтобы определиться с выбором цвета, достаточно изучить условия сотрудничества с компанией-производителем, которые размещены на ее интернет-сайте. Можно избрать и иной, пятый путь - не иметь "цвета" вообще. Речь идет о фотосервисах, которые предпочитают не зависеть ни от кого, и просто продавать сегодня ту продукцию, которая в большем почете клиентов. Есть такие "бесцветные" фотофирмы и в Барнауле.
Справка редакции
Участники барнаульского рынка фотоуслуг не особо охотно делятся опытом работы. И все же нам удалось получить от них несколько рекомендаций для тех, кто, возможно, решит попробовать себя на этом поприще.
1. При составлении бизнес-плана за основу лучше взять самый пессимистичный прогноз. Если получается, что минилаб окупится за год, лучше заложить срок окупаемости в два года.
2. На работу нужно подбирать квалифицированный персонал, а не родственников и друзей. Не следует жалеть денег на подготовку персонала, скупость в этом вопросе может обойтись в дальнейшем дороже. Нельзя держать зарплату ниже, чем уровень на рынке.
3. Следует помнить, что это сезонный бизнес. Спрос повышается летом и после праздников. Существуют колебания спроса и посреди недели. Например, в понедельник наблюдается максимальный рост заказов, а в субботу происходит спад.
4. При покупке минилаба нелишне спросить у продавца координаты двух-трех его последних клиентов, чтобы потом узнать их мнение о качестве машины. Отказ продавца можно расценивать как плохой признак.
5. В фотосервисе важно все: как он выглядит с улицы, как оформлена витрина, как освещено помещение, насколько легко открывается входная дверь, и наконец, даже то, насколько ухожены ногти девушки-продавца за прилавком.
Какую пленку вы предпочитаете?
Данные опроса на интернет-сайте www.photoeye.ru (приняли участие 1767 человек).
FuJi 623 (35%)
Kodak 526 (30%%)
Agfa 198 (11%)
Konica 190 (11%)
Отечественную 32 (2%)
Другие 110 (6%)
Снимаю цифровой камерой 88 (5%)
Самое важное - в нашем Telegram-канале