Экономика

Шестеро против одного. Почему воюют соучредители "Суджука"?

Острые разногласия между учредителями барнаульского мясоперерабатывающего предприятия "Суджук" едва не закончились силовой акцией. 1 мая группа соучредителей предприятия отстранила от должности директора (и еще одного учредителя) Татьяну Ожогину, проникнув на территорию вопреки желанию ее охраны. Найти компромисс бывшие партнеры не могут и уже, кажется, не хотят. Таковы уж наши российские реалии.

Развод по-российски

Конфликт среди учредителей "Суджука" начался еще в 2005 году. Тогда шесть из семи учредителей предприятия отстранили от должности гендиректора и соучредителя Татьяну Ожогину (у нее доля в 20%, у них - соответственно 80%). Она возглавляла "Суджук" с самого его начала - с 1995 года.

Разногласия между основателями фирмы - дело вообще нередкое. Обычно в подобных случаях стараются как-то разделить бизнес. Однако попытка цивилизованно провести "развод" на "Суджуке" провалилась. "Предложение со стороны шести других учредителей для Татьяны Васильевны было неприемлемым", - объясняет Николай Лобода, начальник службы безопасности предприятия. "Мы предлагали ей сначала одно здание, потом другое - она ни на что не соглашалась", - объясняет ее оппонент и соучредитель Игорь Веретенченко.

Итог споров: шесть соучредителей "Суджука" в отсутствие седьмого (Ожогиной) в ноябре 2005 года приняли решение ее уволить. Главную должность занял Юрий Семыкин, соучредитель и на тот момент замдиректора.

Не знали, не ведали

Если бы речь шла только о доле в уставном капитале, конфликт, наверное, давно был бы исчерпан: прав тот, у кого больше долей или акций. И Татьяна Ожогина с ее двадцатью процентами не могла бы рассчитывать ни на что, что бы она ни сделала для предприятия как его менеджер, создатель и тэ пэ. В уставе "Суджука", однако, есть своя тонкость: решение об увольнении и назначении директора должно приниматься только в присутствии всех учредителей и при их полном согласии. Нет хотя бы одного - уволить нельзя.

Правда, как говорят ее оппоненты, они поначалу о такой строчке в уставе и представления не имели. "Да, мы подписались под таким уставом, но подписались потому, что верили ей и не знали, что в уставе прописано такое условие, - говорит Игорь Веретенченко. - Получается, что директор у нас несменяемый, как это может быть?"

В этой ситуации суд, естественно, признал увольнение директора незаконным и вынес решение о его восстановлении на работе. После долгих судебных разбирательств и в присутствии судебного пристава 10 апреля Ожогина вернулась директором на "Суджук". Только вот разногласия - куда они денутся-то?

Свергнута

"За время отсутствия Татьяны Васильевны предприятие снизило обороты в несколько раз, уменьшило число торговых точек, был закрыт консервный цех", - утверждает Николай Лобода.

Игорь Веретенченко же говорит: "Когда в ноябре 2005 года мы назначили другого директора, предприятие имело большой долг, который нам пришлось отдавать, думаю, она вела дело к разорению предприятия, и мы как учредители ей не были нужны".

Прошло только 20 дней с момента возвращения Татьяны Ожогиной - и разыгрался новый конфликт. 1 мая к проходной подошли около 20 человек, в том числе шесть учредителей. Охрана не пускала. По сведениям Николая Лободы, в ГУВД края следили за этим конфликтом и опасались, что 1 мая на предприятие придется посылать ОМОН. Однако обошлось: недовольные Ожогиной учредители проникли на территорию без применения силы, вскрыли кабинеты и цеха. "Экипаж вневедомственной охраны Железнодорожного района Барнаула пропустил этих людей на территорию, хотя мы просили их пресечь агрессивные действия нападающих, - возмущается Татьяна Ожогина. - Без суда и следствия я, законом признанный директор, была свергнута".

Нужна культура

Сейчас бывшие единомышленники пишут друг на друга заявления в различные инстанции, и, похоже, мир здесь наступит не скоро. Наступит ли? "За 15 лет работы не могу припомнить случая цивилизованного "развода" учредителей, - комментирует юрист Юрий Камаев. - На компромисс не пошел никто, в лучшем случае дело заканчивалось судебными разбирательствами". По словам юриста, психологическая тактика разрешения таких споров существует, но чтобы ею воспользоваться, нужна простая человеческая культура. А ее-то как раз и не хватает.

Комментарий

Александра Захарова, пресс-секретарь УВД Барнаула:

- В связи со спорной ситуацией, сложившейся вокруг ООО "Суджук", в ОВД по Железнодорожному району поступило три заявления - одно от гражданки Ожогиной (по факту захвата предприятия), два - со стороны других соучредителей фирмы "Суджук" (по факту захвата предприятия и по факту доведении предприятия до банкротства). Проводить проверку по заявлению о доведении предприятия до банкротства поручено сотрудникам ОБЭП, а другие два заявления находятся на исполнении в службе участковых уполномоченных милиции. Как мне сообщили, еще одно заявление (от Татьяны Ожогиной) поступило в ФСБ и было переправлено в управление по борьбе с организованной преступностью ГУВД по Алтайскому краю. В настоящее время по двум заявлениям проводятся проверки. Только по первому поступившему заявлению (о захвате предприятия) вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и заявителям рекомендовано обратиться в граждански суд. Говорить о возбуждении уголовных дел по другим заявлениям пока рано.

Справка "СК"

ООО "Суджук" было создано в Барнауле в 1995 году семью физическими лицами. Производит колбасные изделия, копчености и мясные деликатесы. Само название "суджук" обозначает плоскую колбасу из сухого, подвяленного мяса - говядины и свинины. По сведениям начальника службы безопасности фирмы Николая Лободы, балансовая стоимость имущества предприятия - 2 млн. долл. На предприятии работает около 30 человек.

Как цивилизованно развестись с учредителем?

В семье учредителей случаются споры. Это почти неизбежно. Что делать? Самое лучшее - заранее договориться о правилах игры.

1. Существующие формы юридического закрепления отношений, то есть уставные документы любого юридического лица, достаточно обезличены. В цивилизованных странах принято заранее заключать между соучредителями "брачные контракты" - учредительское соглашение, в котором прописано, кто из учредителей и за что собирается отвечать.

2. Такое соглашение должно существовать в письменном виде! Многие считают, что такой документ не будет иметь юридической силы. Это не так. Данное соглашение не противоречит закону и может иметь юридическую силу. Особенно если будут обозначены меры ответственности учредителей в случае невыполнения своих обязательств.

3. В уставе предприятия имеет смысл прописать условие: "реализация нематериальных активов, в том числе товарного знака предприятия может осуществляться только с общего согласия собрания акционеров". В случае цивилизованного "развода" один из владельцев становится собственником бренда. Это оформляется юридически с согласия второго учредителя. Собственник бренда обязуется выплачивать роялти в установленном размере тому, кто вышел из игры. В противном случае один из учредителей может зарегистрировать на себя товарный знак и сохранение бизнеса будет под угрозой.

Источник: Журнал The Chief.

Надежда СКАЛОН.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость