Экономика

Состоялся семинар по стратегии развития Алтая

На прошлой неделе в Барнауле побывал Петер Шредер, эксперт по стратегическому планированию Фонда Фридриха Наумана (Германия). Один день своего визита немецкий специалист посвятил встрече с известными предпринимателями, которая получила довольно пафосное название: "Стратегия развития региона и повышение роли малого и среднего бизнеса в экономике края". В финале этого мероприятия предприниматели разработали и предложили на суд г-на Шредера две концепции по созданию имиджа Алтайского края как производителя высококачественной продукции.

Методика для всех

Кроме бизнесменов приглашения получали и чиновники из краевой администрации, однако этот орган был представлен только Владимиром Чепелем, председателем комитета по поддержке предпринимательства, которого бизнесмены уже давно считают "своим". Петер Шредер так объяснил цель своего визита на Алтай: "чтобы открыть вам глаза на то, что при наличии стратегии можно достигнуть цели в любой сфере". При этом эксперт посоветовал "поменьше думать о своей зависимости от чиновников, а побольше - о своем клиенте и качестве продукции". Г-н Шредер в довольно доступной форме рассказал, как выстраивается стратегия развития предприятия или региона, на каких моментах следует делать особый акцент. "Эта стратегия отражает мировой опыт. И применить ее можно везде. Например, мой сын, используя эту тактику, захотел сдать экзамены в школе, не прилагая особых усилий. И это ему удалось", - охарактеризовал эксперт переданные алтайским предпринимателям знания.

По словам Петера Шредера, у Алтайского края, как региона дотационного, есть пути к экономической самостоятельности, пойти по которым могут именно предприниматели. Но для этого необходимо, чтобы власть и бизнес не мешали друг другу. И еще необходимо четко определиться, в какую сторону нужно развивать регион. Как вариант, г-н Шредер предложил создать некую торговую марку региона, бренд, о котором знала бы вся страна. "У вас хорошие урожаи пшеницы, которая зачастую пропадает. Воплотите в жизнь слоган: "Если вы будете есть хлеб с Алтая, то проживете долго", - предложил г-н Шредер, - а можно вооружиться слоганом "На Алтае самый чистый воздух". Хотя тут же усомнился в возможности развития туризма: "Он не сможет стать вашим имиджевым продуктом. Сумки в гостинице никто не поднесет, в номере выключают воду, а когда я лег спать, то за час в номер позвонили более 20 раз. Может быть, вам стоит подумать о развитии индустрии секс-туризма?"

Мозговой штурм

Тем не менее, именно туризм, а также сельское хозяйство были предложены для рассмотрения Петером Шредером в качестве отраслей, способных помочь Алтаю в развитии. Какой продукт может стать торговой маркой Алтайского края? На этот вопрос предстояло ответить одной половине участников встречи. Другой группе эксперт предложил подумать о том, как заставить туристов ехать именно на Алтай.

После короткого "мозгового штурма" на суд эксперта были представлены две стратегии. Что касается туризма, то разработчики этой стратегии, в принципе, не смогли предложить ничего нового. Не усилило эту концепцию и предположение о возможном строительстве в Республике Алтай международного аэропорта, что увеличило бы туропоток. Сами разработчики стратегии признали, что без краевой программы развития турбизнеса, рассматривать туризм, как имиджевый продукт Алтая, бесполезно. По поводу же строительства аэропорта г-н Шредер высказался прямо: "Я видел, как работает ваш аэропорт. Это очень далеко от мирового уровня. В малых африканских государствах работа в аэропортах поставлена гораздо лучше".

Более полной оказалась стратегия, разработанная группой во главе с директором Барнаульского пивзавода Сергеем Локтевым. Было предложено сделать ставку на пивоваренный ячмень. Дело в том, что в России потребность в этом злаке восполнена лишь на 50%. Остальную половину в виде солода пивзаводы покупают за рубежом. А это свыше 1 млн. тонн переработанного ячменя. В одном из алтайских НИИ уже разработан сорт "Сигнал", адаптированный к местному климату. "Ни в одном регионе такая работа еще не проделана, - заявил Сергей Локтев. - После того, как мы отказались от импортного солода и стали покупать местный ячмень, экономия нашего завода составила 1 млн. рублей".

Свежо предание

В принципе, было трудно усомниться, что бизнесмены, хорошо представляющие стратегии развития своих компаний, не смогут предложить меры для уменьшения зависимость края от федеральных дотаций. Тем более, что учение Петера Шредера не стало новостью для местных бизнесменов. Около двух лет назад примерно в том же составе они говорили и о брэнде, и об имидже Алтая. Однако с тех пор ни того, ни другого край не приобрел. Тому есть несколько объяснений. Предприниматель Татьяна Ларина считает, что "сначала нужна стратегия устранения административных барьеров", а уж потом модель развития региона. В тоже время не лишено смысла высказывание Петера Шредера о том, что бизнесу нужно меньше думать о зависимости от власти, а больше о своих товарах и клиентах. Однако остается впечатление, что тема, которая поднималась на встрече с немецким экспертом, не очень интересна или понимается по-своему людьми, принимающими в крае ответственные решения.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость