Владимир Чуканов,
генеральный директор СОЛО "Алтайлес":
В соответствии с уставом СОЛО "Алтайлес" вправе представлять общие интересы лесохозяйственных организаций в государственных и иных органах, обеспечивать защиту их прав и законных интересов. Мы не можем оставаться в стороне от участия в разрешении создавшейся в крае спорной ситуации, связанной с государственными природными заказниками краевого значения, созданными на землях лесного фонда. Не можем игнорировать информацию, озвучиваемую в СМИ и Интернете Алтайской краевой общественной организацией "Геблеровское экологическое общество". Данная проблема напрямую затрагивает интересы лесохозяйственных организаций, так как большинство из них являются арендаторами лесных участков на указанных землях.
Основной причиной, по которой идет нагнетание проблемы, являются утверждения "Геблеровского экологического общества" о том, что законодательством и положениями о заказниках в них запрещены любые виды рубок лесных насаждений. Однако данный вывод противоречит фактическим формулировкам положений о заказниках (их в крае 35). Ими предусмотрено, что "на территории заказника допускается рубка леса согласно материалам лесоустройства, прошедшим государственную экологическую экспертизу, рекомендациям лесопатологического обследования, проведенного в строгом соответствии с санитарными правилами в лесах Российской Федерации, а также для прокладки линейных объектов и других государственных нужд в установленном законодательством порядке".
Таким образом, прямого запрета на проведение рубок лесных насаждений ни одно из положений о заказниках не содержит. Проведение рубок лесных насаждений на их территории не противоречит и лесному законодательству. Иное утверждение приведет к тому, что данный запрет нарушит права Российской Федерации, являющейся собственником земель лесного фонда, и права лиц, использующих леса на данной территории, т. е. предприятий — членов СОЛО.
Стоит отметить, что заказники в крае образованы без изъятия земельных участков и перевода земель лесного фонда в иную категорию, их создание не изменило целевого назначения лесов, в связи с чем на их использование распространяются положения Лесного кодекса РФ.
Кроме того, вызывает большое сомнение легитимность существования заказников краевого значения в настоящее время. Сроки действия заказников давно истекли. Например, Залесовский заказник был создан решением крайисполкома в 1977 году сроком на 10 лет для сохранения численности охотничьих животных. Ограничения по проведению рубок не устанавливались. В 1987 году, по истечении 10 лет, документа о продлении срока действия этого заказника не издавалось. Такое же положение дел по всем 35 заказникам. Поэтому сегодня возникает вопрос о легитимности их существования.
Мы за то, что окружающую среду необходимо сохранять. Однако лес так же является компонентом окружающей среды. Как любой живой организм, лес имеет свойство болеть, стариться, отмирать. Он требует проведения рубок ухода, санитарных рубок, охраны от пожаров, защиты от вредителей и болезней, восстановления. Позиция "не рубить" приведет к невозможности проведения этих мероприятий и как следствие негативно скажется на состоянии лесов.
С другой стороны, запрет на ведение хозяйственной деятельности в лесах больно ударит по жителям лесных поселков: приведет к потере работы для тех, кто трудится в лесу, к разорению сел. Сегодня лесные предприятия являются почти единственными источниками рабочих мест, экономика лесных сел и лесных районов строится на средствах от использования лесов и от налогов, которые дают эти предприятия.
Самое важное - в нашем Telegram-канале