Экономика

В крае создано некоммерческое партнерство сельхозмашиностроителей

Правда, пока кластер существует лишь номинально – в рамках недавно образованного некоммерческого партнерства. Устав организации, а также ряд программных концепций были приняты на учредительном собрании, которое состоялось в Рубцовске 15 декабря. Событие прошло на фоне заявления собственников "РАТМ-Холдинга", обвинивших краевые власти в срыве договоренностей по преодолению кризисной ситуации на "АлтТраке". Любопытно: проблемное предприятие должно занять одно из ключевых мест в потенциальном машиностроительном кластере, что вызывает весьма неоднозначные оценки.

Представители науки неоднократно говорили, что кроме гусеничной техники в крае нужно организовать производство и колесных тракторов.
Представители науки неоднократно говорили, что кроме гусеничной техники в крае нужно организовать производство и колесных тракторов.
Анна Зайкова

Слух не подтвердился

Объединение сельхозмашиностроителей в кластер произошло на фоне заявлений "РАТМ-Холдинга", обвинившего краевые власти в срыве первоначальных договоренностей по "АлтТраку". Поэтому сейчас бытует мнение, что создание кластера – это "наш ответ Чемберлену" со стороны региональных чиновников на претензии "РАТМ-Холдинга".

Впрочем, по словам Евгения Елгаева, представителя собственников завода "АлтТрак", эти два события не имеют под собой общей основы.

– Вопрос о вхождении "АлтТрака" в машиностроительный кластер был решен еще год назад, а осложнения взаимоотношений с краевыми властями произошли в июне этого года, – утверждает Евгений Елгаев. – Мы входим в число учредителей недавно созданного некоммерческого партнерства. Кластер без трактора немыслим. Если рассматривать тракторостроительную площадку в Рубцовске, то ее мощностей хватило бы для удовлетворения всего платежеспособного спроса на сельхозтехнику в регионе. Сегодня "РАТМ-Холдинг" ведет диалог с администрацией региона, губернатор Алтайского края вместе с собственниками холдинга ведут переговоры о возможных поставках алтайских тракторов в Туркменистан. Вопросы решаются в конструктивном ключе.

Проектные точки

В одном из региональных СМИ были озвучены следующие цифры: в рамках работы предприятий некоммерческого партнерства "Алтайский кластер аграрного машиностроения" в ближайшие три года в регионе планируется произвести 3,9 тыс. тракторов, 8,8 тыс. основных сельхозмашин, оборудования для животноводческих ферм на сумму 6,9 млрд. рублей. Радужные перспективы, если учитывать, что проблема "АлтТрака" пока не решена. Впрочем, как пояснил Анатолий Хоменко, директор компании "Агроновь" и один из разработчиков концепции кластера, эти цифры были озвучены еще в феврале, когда "АлтТрак" надеялся на крупный заказ из Туркмении.

– Год назад, когда мы приступили к разработке концепции, одной из задач, которые были поставлены перед нами, являлось создание орудий для обработки почв по энергосберегающим технологиям в комплексе с модельным рядом "АлтТрака", – утверждает Анатолий Хоменко. – Такое решение было найдено, и я считаю, что алтайские трактора могут быть востребованы среди отдельных категорий сельхозтоваропроизводителей.

По словам Юрия Писака, директора некоммерческого партнерства "Алтайский кластер аграрного машиностроения", цифры, обозначенные в концепции, не утратили своей актуальности. Хотя он отметил, что в ближайшие годы сельхозмашиностроению региона в содействии с прикладной наукой предстоит реализовать три основных проекта – разработку и постановку на производство комплексов машин для выпуска зерновых, технических культур, а также для кормопроизводства. Что не исключает и других направлений.

В унисон

По информации газеты "Свободный курс", в состав соучредителей кластера вошли три подразделения администрации региона, два вуза, региональное отделение Россельхозбанка, предприятия по выпуску сельхозтехники и агроснабженческие фирмы. В перспективе это должно позволить более эффективно решать задачи как машиностроителей, так и сельхозтоваро­производителей. Что соотносится с тезисами некоторых выступлений, прозвучавших на межре­гиональной научно-практической конференции "Модернизация сельскохозяйственного машиностроения: проблемы, задачи и пути их решения", которая прошла на площадке Алтайского научно-исследовательского института технологий машиностроения в первой декаде декабря.

– В моем понимании у "Алт­Трака" было два благоприятных периода. Это 1992–1995 годы, когда сохранялся потенциал предприятия, и 2001 год, когда в стране шел подъем промышленного производства, – заметил Юрий Шамков, член Совета Федерации. – Наверное, заводу надо было расширять линейку, как это сделали на МТЗ, произвести полную реструктуризацию производства и экономики, тогда, на мой взгляд, ситуация на предприятии была бы другая.

Участники конференции отмечали серьезное отставание отечественных образцов сельхозтехники от более высокопроизводительных зарубежных аналогов, которые в последние годы активно приобретали многие хозяйства региона. В то же время, по словам Владимира Беляева, завкафедрой "Сельскохозяйственные машины" АГАУ, крестьянин далеко не всегда способен купить всю необходимую технологическую цепочку, очень часто комплекс машин подбирается стихийно, и в этом случае на какую-то эффективность рассчитывать не приходится.

Впрочем, говоря о перспективах тракторостроения в регионе, Виктор Альт, зампредседателя Сибирского отделения Россельхозакадемии, заметил, что развитие тракторостроения – это задача, которую невозможно решить только в рамках Алтайского края или Сибирского федерального округа.

– Мы не можем двигаться дальше до тех пор, пока у нас не появится мощная техника, нам нужны трактора класса 6–8 тонн, их в регионе серийно не выпускают, – заметил Виктор Альт.

Трактор A-600, который пока существует только как выставочный образец, морально устарел. В то же время КамАЗ представил новую модель трактора класса 5 тонн, а концерн "Тракторные заводы" ведет испытания сельскохозяйственной машины на резиновой гусенице, которая позиционируется как трактор 6–9 тонн.

– Я не могу сказать, когда на Алтае появится свой конкурентоспособный трактор, но он должен появиться, во всяком случае необходимость в этом есть, – заметил заместитель председателя Сибирского отделения Россельхозакадемии в беседе с корреспондентом газеты "Свободный курс". – Возможно, это произойдет не завтра, но чтобы это случилось, думать об этом нужно уже сейчас. 

Сергей Белоусов,
член Совета Федерации, инициатор научно-практической конференции:

Аграрное машиностроение раздроблено, не объединено единой политикой действий на рынке. Серьезные негативные последствия вызывает разномарочность техники, приобретаемой сельхозтоваро­производителями. Машиностроение – это та отрасль экономики, о модернизации которой можно говорить вполне конкретно и ставить и четкие задачи. Здесь критерий успеха прост – завоевание хотя бы 50-60 % внутреннего рынка продукцией отечественного производства.

Справка

150 моделей тракторов представлено различными агроснабженческими компаниями на рынке России.

Две трети парка зерноуборочной техники в стране составляют комбайны, выпушенные 20 и более лет назад.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость