Резкое падение национальной валюты аналитики связывали с тем, что Совет Федерации 1 марта одобрил использование Вооруженных сил в Крыму. Впрочем, все эти цифры — не следствие пока не случившейся войны, а отражение страхов, связанных с ее гипотетической угрозой. Отчасти это подтверждается тем, что уже во вторник, несмотря на официальный рост курсов иностранных валют, их стоимость в барнаульских обменниках снизилась до 50–52 рублей за евро и 36–38 рублей за доллар.
Тем не менее рынок хотел упасть и искал повод. Угроза военного конфликта стала именно поводом. Базовая же причина удешевления рубля другая. Слабая национальная валюта — отражение слабеющей экономики, в которой промышленность стагнирует, инвестиции падают, а капитал уходит.
Другой вопрос — чего в этой ситуации ждать дальше и что делать нам, вроде бы на ровном месте беднеющим россиянам? С одной стороны, уходить в доллары и евро из рублей уже поздно. В момент, когда на рынке панические настроения, а валюта дорожает уже несколько месяцев, нужно, наоборот, фиксировать прибыль — то есть продавать доллары по максимальному курсу.
С другой — уже никто не готов гарантировать, что пик падения пройден. Если еще в феврале многие эксперты уверяли, что к марту рубль отыграет потерянное, то сейчас желающих сесть в лужу с оптимистическим прогнозом все меньше.
С третьей — после того как курс пробил максимумы, ЦБ обязательно будет поддерживать отечественную валюту.
В общем, куда ни кинь – всюду клин. Каждый в этой ситуации ищет свою стратегию: одни все же бегут в валюту, другие срочно спускают деньги на что-нибудь материальное: от телевизора до автомобиля. В местных автосалонах уже отмечают нехарактерный для начала года приток посетителей. При этом многие рвутся сделать стопроцентную предоплату, даже если автомобиль придет только через три месяца.
Но самое интересное, что большинство наших граждан вообще не выбирает никакой стратегии. Из результатов февральского исследования ВЦИОМа следует, что половина россиян (53%) сегодня не испытывает беспокойства в связи ростом курса доллара. При этом три четверти россиян (75%) не будут предпринимать никаких действий в случае дальнейшего подорожания валюты. Причина проста: большинству просто нечего вложить ни в банк, ни в чулок. Тот же опрос ВЦИОМа показывает, что доля имеющих сбережения остается неизменной на протяжении пяти лет: не более трети респондентов. И это еще одно отражение слабеющей экономики, где у граждан впервые за последние годы замедлился рост зарплат, а закредитованность все выше.
Самое важное - в нашем Telegram-канале