"Количество заявок, поступающих на конкурс в бизнес-инкубаторы, невелико, поэтому, чтобы не сорвать конкурсную процедуру, выбираются проекты по принципу "из того, что есть", не учитывая потенциал развития малой компании", — это не мое утверждение, а цитата из публикации Татьяны Тормышевой, заместителя гендиректора Российской ассоциации инновационного развития. Почитал я недавно документацию очередного конкурса по отбору резидентов в "Алтайский бизнес-инкубатор" ("АБИ") и вынужден с г-жой Тормышевой полностью согласиться. Более того, документ этот привел меня в полное недоумение.
О краевом государственном учреждении "АБИ" наша редакция писала неоднократно. О том, как сложно он строился, о сбоях в финансировании, которые приводили к тому, что объект обесточивали и отключали телефоны. С этим все понятно и давно пройдено. Понятна и суровость теперь уже экс-директора "АБИ" Маргариты Горшуновой, которая, вступив в конфликт с руководством, "хлопнула дверью": уходя, дала скандальное интервью. Она заявила, что проекты в "АБИ" бесперспективные, некоторые при отборе лоббируются "сверху", а большинство резидентов банально не имеют денег на реализацию бизнес-планов.
Непонятно другое: как власть, содержа инкубатор на бюджетные деньги, позиционирует его? По официальным сообщениям, в "АБИ" сейчас размещены компании, "осуществляющие деятельность в сфере производства, туризма, инновационных разработок". Хорошо, что так. Но во что он трансформируется?
В недоумение меня привело то, какие проекты рассматривает конкурсная комиссия "АБИ". И степень их адекватности. Проект первый: развитие юридической фирмы. Согласно конкурсной документации, уже в 2012 году фирма из трех сотрудников намерена получить выручку 29,7 млн. рублей, а уже в 2014 году – 815,1 млн. рублей. Если это не опечатка, то работать в этой фирме будут юристы покруче Камаева и даже Падвы.
Проект второй: создание курсов для женихов и невест по организации свадебных мероприятий. К 2014 году автор проекта планирует выйти на выручку более 700 тыс. рублей. Тогда клиенты должны стоять в очередь.
Проект третий: производство сувениров для увеличения туристической привлекательности региона. Выручка в 2013 году — 2,6 млн. рублей.
Смотрим дальше: создание молодежного кадрового центра. Здесь тоже должны стоять очереди: запланированная выручка на 2013 год — 3,3 млн. рублей, а годом позже — 6,8 млн. рублей. Причем, по бизнес-плану, работать в центре будут пять человек.
Нет, имеются и заявки, связанные с производством, например, коксовых брикетов, декоративного камня и корпоративных книг. Но в целом же пока получается, как в той песне: "Я его слепила из того, что было…" Если это не так, пусть "АБИ" продемонстрирует реальную успешную продукцию, выпускаемую резидентами (кроме уже известных носков и светодиодов). В противном случае зачем содержать инкубатор ради инкубатора? Или, быть может, пора наконец научиться привлекать в "АБИ" действительно ценные проекты? Ведь инкубатору уже шесть лет.
Самое важное - в нашем Telegram-канале