Читайте нас в соцсетях
  • Наш канал в дзене

«Я не терплю имиджевых проектов». Ирина Чанцева рассказала, как первой привезла брендовую одежду в Барнаул

Очередная встреча с молодыми предпринимателями в рамках проекта «Школа успеха» 21 октября собрала значительно больше женщин, чем мужчин. Обязывала гостья и тематика: на этот раз своим опытом с молодежью делилась Ирина Чанцева, владелица 10 брендовых магазинов одежды в Барнауле. Она рассказала, как сменила журналистику на предпринимательство, почему не боится конкуренции с торговыми центрами и как ведет бизнес сегодня.

Ирина Чанцева.
Ирина Чанцева.
Олег Богданов

— Я окончила исторический факультет АлтГУ с красным дипломом. Первым местом работы была средняя школа № 25, та самая, где я училась. Об этом времени у меня остались самые теплые воспоминания. Но в 1988—1989 годы бюджетникам задерживали зарплату по три месяца. А у меня уже был ребенок, и рассчитывать в жизни надо было только на себя.

После школы началась моя карьера журналиста. Сначала в университетской газете «За науку» — тогда это была модная, суперпопулярная газета! Потом Юрий Пургин пригласил меня и двух коллег в новую тогда газету «Свободный курс». В то время в стране зрели демократические преобразования, а мы работали в первой независимой краевой газете… Иногда казалось, у нас вот-вот вырастут крылья. В газете мне досталась очень интересная рубрика: «Штрихи к портрету предпринимателя».

В начале 90-ых никто не знал, что это за люди — предприниматели. А я начала делать с ними интервью и показывать читателям, кто это. Цель была — продемонстрировать бизнесмена с человеческим лицом. Не рэкетира, а того, кто создает или продает какой-то продукт, человека с образованием, с чувством юмора. Общаясь с этими людьми, я понимала, что они такие же, как все остальные, просто в какой-то момент не побоялись чем-то рискнуть. Тогда я и стала задумываться: почему бы не попробовать и мне?

Скажу сразу: никаких денег от родственников не было. Мои родители достаточно рано ушли из жизни. Замуж по расчету я тоже не выходила. С моим первым мужем мы поженились студентами, со вторым — вместе с нуля начинали бизнес, связанный с продажей брендовой одежды. Из газеты я ушла с 200 долларами в кармане (эквивалентны примерно 2−3 тыс. современных долларов): в свободное от журналистской работы время я продавала на базаре разные вещи. В начале 90-ых была распространена следующая схема — ты брал на реализацию партию товара, торговал, себе забирал какой-то процент. Вот так я «сколотила первоначальный капитал».

Про первые шаги в бизнесе

— Предпринимательскую деятельность я начинала с полиграфии. На работе была свидетелем множества проблем в производстве «Свободного курса», у которого тогда не было своей типографии. Он печатался в ИПП «Алтай», неповоротливой государственной структуре, где постоянно срывали сроки и было много других недочетов. А предпринимательство развивалось; всем бизнесменам были нужны визитные карточки, рекламные брошюры… и эти люди испытывали те же проблемы. Они хотели, чтобы появился человек, который бы раз — и все им сделал. Я решила стать таким человеком-посредником, который бы организовывал процесс так, чтобы все получалось качественно и в срок.

Сняла для этого маленький кабинетик. Первые заказы получила от людей, с которыми была знакома как журналист «Свободного курса». Для выполнения заказов мне нужна была полная предоплата, чтобы закупить бумагу, нанять людей, которые сделают макет, разместить заказ в типографии. Но благодаря тому, что первые заказчики меня уже знали и ко мне было доверие, все получилось.

Да, я бегала как сумасшедшая. И порой были убыточные заказы, потому что я не могла гарантировать качество на чужом оборудовании, как ни старалась. Но тем не менее мое предприятие вырастало довольно быстро. Уже через год у меня было пять сотрудников. Года через три мы брали уже серьезные заказы, которые выполнялись в Новосибирске, Москве и Минске. Потом пришло такое время, что понадобилась своя производственная база, иначе было невозможно дальше развиваться; а на это нужны были миллионы евро. Это мне было не по карману.

Про эпоху «Триумфа»

Еще продолжая заниматься полиграфией, я начала искать другие варианты. И все снова сложилось само собой. Я как молодая женщина, которая зарабатывала деньги и хотела красиво одеваться, ничего не могла себе купить в Барнауле! Приходилось делать это в столицах. И вот я решила это исправить: открыла отдел по продаже немецкого белья «Триумф». Отдел был такой: ровно один прилавок. Сама возила товар и сама торговала. Поэтому сегодня меня очень удивляют те, кто хотел бы заниматься торговлей, сразу наняв штат кассиров.

Потом у меня стало два прилавка, потом четыре, потом появился отдел метров на 10−15. Потом открыли второй отдел с одеждой — неудачно. Через три месяца закрыли с большими убытками. И я поняла, что нужен свой магазин. У меня были сбережения от полиграфического бизнеса. На них я купила двухкомнатную квартиру на ул. Союза Республик, одна из первых в городе перевела помещение из статуса «жилое» в «нежилое». Года два потихоньку делала ремонт, все, что зарабатывала с прилавков, вкладывала туда. И вот, когда я сделала магазин таким, как мечтала, случился кризис 2008 года.

Цены выросли в пять раз. В мой магазин никто не ходил. Я мечтала, чтобы в месяц объем продаж составлял 90 тыс. рублей — это бы покрывало хоть какие-то расходы. Потом ситуация стала потихоньку выправляться… И этот магазин существует до сих пор. Только тогда он назывался «Барышня», а сейчас там работает Max&Co. В общем, никаких открытий по три-четыре точки в год у меня не было. Кредитоваться в то время было очень трудно! Банки предлагали ставки под 65% годовых.

Про теорию и практику бизнеса

— Сегодня у меня 10 магазинов: Max&Co, два магазина Betty Barclay, два Gerry Weber, Boutique № 7, «Мода-Клуб», «Априори», «Штальман», «Французское белье». Было 11, но один закрыли год назад. Я не терплю имиджевых проектов. Наш бизнес не может их себе позволить. Некоторые переживают: как же мы закроемся, что о нас подумают? Но умные и опытные предприниматели подумают лишь, что вы наконец научились считать маржинальную прибыль своего предприятия.

Все наши магазины небольшого формата — площадь самого крупного 150 кв. метров. На 10 магазинов — 25 продавцов в сменах. Нет ни администраторов, ни директоров магазинов, ни замдиректоров. Кроме нас с мужем, в офисе три человека: главный бухгалтер, помощник бухгалтера по персоналу и товаровед — аналитик. У нас семейный бизнес, никаких компаньонов нет и никогда не было.

По своему опыту могу сказать, что семейные бизнесы очень живучие. Поговорка о том, что муж и жена — одна сатана, в таком деле проявляется в лучшем виде. У нас с мужем давно распределены зоны влияния и зоны ответственности, но при этом мы полностью доверяем друг другу.

В том формате, в котором свое дело начала я, особенные экономические знания не нужны. А дальше я училась на семинарах в Москве и за рубежом по 9−10 дней. Практиковала и онлайн-обучение по ночам. Могу вам сказать точно: если вы не имеете опыта торговли, на семинарах вам делать нечего. Вы не поймете, о чем ведется речь: в таких мероприятиях участвуют только собственники, и на обсуждение выкладываются, например, бухгалтерские расчеты реально существующего магазина в Москве — только не говорят, какого. Семинары эти дорогие, без опыта вы впустую потратите время и деньги. В Барнауле ни я, ни мои сотрудники не учатся. Здесь нет нужного уровня обучения.

Сегодня наш бизнес состоит из ежедневных, еженедельных, ежемесячных аналитических отчетов. Из долгосрочного планирования. Из предварительных заказов коллекций за шесть-восемь месяцев до их поступления в магазин. У нас накопилась глубокая статистика за 10 лет нашего бизнеса. Это очень ценный опыт, фактически мое МВА.

Когда открываете полноценный магазин, знание экономики, конечно, уже нужно. Нет такого: у меня хороший вкус, сейчас я буду всех одевать, как мне нравится. Но важны все же не столько экономические знания, сколько математика. Я сегодня сталкиваюсь с тем, что на вакансию товароведа-аналитика ко мне приходят люди с экономическим образованием и не могут посчитать пропорцию. А ведь чтобы начать бизнес с прилавком, кроме двух математических действий — уравнения с одним неизвестным и пропорции — ничего не нужно. Но сегодня, видимо, на экономических факультетах всех готовят управлять какими-то транснациональными корпорациями по продаже нано-технологий.

Хочу вас предостеречь: не надо замахиваться сразу на четыре магазина в главных торговых центрах города. Это можно делать, когда у вас уже работают 40. Не завидуйте, когда видите стремительный рост другого — вы же не знаете. что за этим стоит. Возможно, крайне рискованная кредитная политика, ведущая к банкротству. А возможно, это щедрые вливания из другого бизнеса. Но вы-то рассчитываете только на свои силы! Начиная свое дело, я всегда соревновалась только сама с собой. Тут как в спорте: надо обогнать вчерашнего себя.

Про конкуренцию и продавцов

— В торговые центры ходит молодежь; у нас с ними разные аудитории. Потому там и стоят в основном недорогие бренды, ориентированные на массовое молодежное направление покупателей. У молодых столько энергии, что их не выводит из себя шум моллов. Людям моего возраста, которые очень много работают, в торговых центрах плохо. У молодых людей нет приверженности одному бренду — они всегда в поиске. А с возрастом люди становятся более консервативными: «Я люблю эту одежду, она на мне хорошо сидит, и я не хочу мерить в восьми магазинах одну юбку». С мужчинами еще сложнее. Продавец должен точно определять на глаз его размеры и дать ему в примерочной не более трех пар джинсов. Иначе он уйдет: померил три пары и уже очень устал! И это во всех странах так.

Что касается рынка интернет-торговли, то он, конечно, развивается очень стремительно. Но в большей степени он тоже ориентирован на молодое поколение. Капсульные коллекции многих брендов в сети вообще нельзя найти.

Нужно учитывать, что судьба одежды прекрасных брендов из Италии или Германии, прошедшей длинный путь до потребителя, в конце концов оказываются в руках продавца в торговом зале. Либо они передадут уважение к бренду, либо нет. У меня очень мало молоденьких продавцов: у нас работает персонал с молодой душой, а это датой рождения по паспорту не измеряется. Очень многие работают у меня с самого начала, 15 лет; у нас очень теплые отношения, эти работники — настоящие профессионалы. Это оценивается, конечно, по личным продажам каждого. Планерок у нас не бывает, в них нет необходимости и на них нет времени: магазины работают 363 дня в году. Так что рабочие собрания выглядят так: я приехала в магазин, там работает пара человек — вот и собрались.

Про бизнес в России

— Вокруг всем чего-то не хватает. Мне хватает всего! Свободы предпринимательской деятельности в стране вполне достаточно. Незанятых ниш, особенно в сфере услуг — хоть отбавляй. Все бизнес-планы моей семьи связаны с Россией. Конечно, такой бизнес, как мой, не сделает из вас олигархов. Но я таких целей перед собой никогда и не ставила.

Сегодня открывать бизнес в России лучше, чем за рубежом — у нас самые низкие налоги., которым поражаются все мои иностранные партнеры. Есть прекрасная упрощенная система налогообложения для малого бизнеса, и я не думаю, что она продержится дольше 2018 года — надо пользоваться! Я советую вам идти в малый бизнес. Становитесь собственниками своего небольшого дела, любите его, развивайте, выращивайте, как ребенка, и оно обязательно отблагодарит вас — материальной независимостью и вашей внутренней свободой.

Может ли стать работа хобби? Для меня — нет! Хобби для меня — закрыться в комнате с книгой. По-моему, историческая литература — лучшее, что может быть. Но за хобби никто не будет платить. Поэтому дома у меня все завалено книгами, которые раньше было не достать, а теперь некогда читать.

Про бизнесменов в резиновых сапогах

— Недавно были с мужем на юге Франции, посещали маленькие семейные предприятия: винодельни, мыловарни, производства оливкового масла. Это компании с небольшим числом работников. Большую часть часть из них нанимают только на сезонные работы… Почему у нас так мало таких производств? И при этом все жалуются, что не хватает ниш. Я вижу, что все ниши свободны! В маленьких французских городках с населением, как в любом нашем районном центре, успешно существует куча маленьких производств, где семья в третьем и четвертом поколении все делает своими руками.

Их предприятиям может быть по несколько веков, но они не стараются расти. Форма небольшого бизнеса весьма удобна: в управлении, в налогообложении, в обьемах реализации своей продукции. Они не продают свой продукт через торговые сети, здесь как раз интернет-торговля очень помогает. Деньги сразу поступают производителю без всяких посредников.

В Тоскане на винодельне хозяева предприятия — два брата и сестра. Они сами в резиновых сапогах и джинсах ходят по предприятию, контролируют качество вина, договариваются с крупными ресторанами и лавочками о поставках, проводят экскурсии по предприятию. За всем следят сами, поэтому и качество вина прекрасное, и оборот предприятия для одной семьи внушительный.

А у нас многие представляют себе бизнес так: сейчас начну, через три года я в Монте-Карло живу, а работники шлют мне деньги. Почитайте у Тургенева или Толстого о приказчиках (сегодня их зовут управляющими). Пока барин ездит — все разворовали. Если собираетесь заниматься предпринимательством, настраивайтесь на то, что будете управлять своим делом только сами. Тогда деньги будут всегда у вас, а не у «приказчика», и цифры вашего предприятия будут вас радовать, а не приводить в шок, и вы будете получать моральное и материальное удовлетворение от многолетних трудов. Я желаю вам успеха. Дерзайте!

Какие вопросы задавали спикеру

  • Ваш бизнес стал вашим хобби?
  • Что вы сделали для бизнеса сегодня и что сделаете завтра?
  • Как вы понимаете, какими марками надо торговать?
  • Какой метод рекламы вы считаете самым эффективным?
  • У нас в Барнауле менее профессиональные маркетологи, чем на западе?
  • Где вы берете энергию для ведения бизнеса?
  • Как вы мотивируете персонал?
  • И другие.

Мнение участницы встречи

Мирра Гладкова,
ведущий специалист по продажам Барнаульского филиала компании «ВымпелКом»:

Ирина Николаевна, на мой взгляд, отличный пример для тех девушек, которые хотят быть успешными, самостоятельными и счастливыми. Я ей очень благодарна за то, что она зарядила всю аудиторию своей позитивной энергией, вселила в меня смелость и уверенность в том, что я могу куда больше, чем думаю о себе. Все было очень душевно, интересно и полезно.

Факт

Наиболее подходящим способом продвижения для своих магазинов Ирина Чанцева считает рекламу в глянцевых журналах.

Смотри также:

Фотофакты. Первопроходец в мире брендовых магазинов одежды в Барнауле рассказала молодежи, с чего начинала и почему пошла в бизнес

Сюжет «Школа успеха»: встреча известных алтайских бизнесменов с молодыми предпринимателями

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости
Новости партнеров
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Рассказать новость