Экономика

"Я уже знаю, где построить еще три “Ренессанса”". Виктор Косихин ответил на вопросы молодых предпринимателей

Очередным гостем нашего проекта "Школа успеха" на прошлой неделе стал хорошо известный в регионе и за его пределами бизнесмен — Виктор Косихин, основатель алтайской производственной компании "Ренессанс Косметик". Он почти два часа отвечал на вопросы молодых предпринимателей. Один из них после встречи сказал мне: "Послушал его и решил — все, надо действовать!" Сегодня мы публикуем некоторые тезисы Косихина и фрагмент его общения с молодежью.

Виктор Косихин встретился с молодыми предпринимателями.
Виктор Косихин встретился с молодыми предпринимателями.
Олег Богданов

— В далекие 50-е годы мы были мальчишками, послевоенное поколение. Естественно, в магазинах ничего не было, в том числе и игрушек. Поэтому мне приходилось очень многие вещи делать самостоятельно. Главная игра тогда у нас была — в войну. У меня хорошо получалось делать пистолеты, которые отлично стреляли. Их у меня был целый арсенал. И как только начиналась игра, ко мне домой выстраивалась очередь за этими пистолетами. Я, естественно, их давал ребятам, но спрашивал: "А что дашь мне ты?" Вот тут начинался бартер. Я менял пистолеты на все, что возможно было. Наверное, тогда и закладывались первые ростки моего предпринимательства (смеется).

Школы, учителя, власть

— Мой отец работал на заводе. Я хорошо помню запах этого завода. И я всегда думал, что тоже буду заводчанином. После школы так и должно было произойти — я поступал на факультет литейного производства политехнического института. Но волею судьбы я не попал на эту специальность. Я попал на строительный факультет. Это и определило всю мою жизнь.

Вы знаете, мне очень повезло с людьми, которых я встретил на своем пути. У меня были очень сильные учителя, они сформировали меня как человека, как производственника.

Я начинал работать на строительстве школ. А вы знаете, что в Советском Союзе школы были единственными объектами, которые сдавались в срок. Это было святое. И это очень дисциплинировало.

На строительных объектах отработал почти 10 лет. И, наверное, меня заметили. Мне предложили должность зампредседателя Железнодорожного райисполкома, а ровно через год — зампредседателя горисполкома, вице-мэром по капитальному строительству. Чуть позже мне предложили курировать коммунальное хозяйство.

Мне тогда был 31 год. Это были первые прорывы в СССР, когда началась ротация и молодежь стала приходить в органы власти.

Уроки Меркуна

— Наступил 1992 год. Я понял, что устал от власти. Тем более что власть растерялась полностью на этот момент. И я решил уйти. Организовал свою первую компанию — "Реноме". Мы построили не только оптовую структуру, но и около 25 очень красивых магазинов. В том числе магазин "Эдем" на Ленинском проспекте. Это был магазин элитной парфюмерии. Поставщиком являлся очень известный в Швейцарии человек — Янис Меркун.

Знаете, когда Меркун приехал к нам в гости, в Барнаул, наш съемный офис находился в старом здании на ул. Гоголя. И мне было очень неудобно принимать там известного миллионера. Я долго извинялся. Меркун сказал мне: "Виктор, это норма, когда человек строит свой первый офис через 15 лет бизнеса". Действительно, вы видите, у нас зачастую сейчас бывает по-другому: первые деньги человек заработал, "ввалил" их в офис, а на остальное уже не хватает.

Меркун преподал мне еще один урок. Когда у меня плохо шла торговля, я ему сетовал: "В Алтайском крае газа нет, нефти нет, земледелие — и то рискованное. Откуда деньги?" Он сказал: "Это здорово, что у вас ничего нет! Когда ничего нет, мозги лучше работают". И в самом деле, я эту формулу всегда применяю в своей жизни. Кстати, ее можно применить и сегодня.

"Ренессанс" в цифрах

— Было "Реноме". Но я всегда думал о том, почему, например, мы шампунь возим из Польши. Или из Германии. Я в 1995 году специально побывал на заводах "Шварцкопф". И, честно говоря, ничего не понял в этом производстве. После этого как-то в Москве на выставке я познакомился с одним поляком. И увидел его производство. Он едва ли не в гараже делал шампунь. И я подумал: "Так это же раз плюнуть!" Это был определенный толчок для создания собственного производства. Мы его открыли в 1999 году. А годом ранее жесточайший финансовый кризис, который разразился в стране, "накрыл" "Реноме".

Я не буду сейчас рассказывать о том, что мы сделали за 15 лет на предприятии "Ренессанс Косметик". Просто приведу некоторые цифры. Сегодня это 300 человек работающих. 15 тыс. квадратных метров производства и складов под крышей. И мы постоянно продолжаем строиться.

Это производство 500 наименований продукции. Ее мы поставляем во все крупнейшие торговые сети России. Так, в сеть "Мария-Ра" мы поставляем 35 наименований продукции. У нас очень широкая сеть дистрибьюции, включая Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан.

Добавлю, что каждый второй житель Алтайского края использует нашу продукцию. В Новосибирской и Кемеровской областях — каждый третий. Ежемесячно компания отправляет на рынок 50 железнодорожных вагонов. То есть целый состав.

За 15 лет мы сформировали очень хороший коллектив единомышленников. Компания легка на подъем, и мы продолжаем расти. Последние четыре года мы прирастаем на 30% ежегодно. Радует и текущий, 2014-й год. Мы планируем получить оборот в 600 млн. рублей.

Нужна школа

— С чего начать собственный бизнес? Надо пойти и поработать в компании. Чтобы вы почувствовали, откуда идут финансовые потоки, как работает бизнес в целом. В "Ренессанс Косметик" все мои ребята как минимум догадываются, как строится и ведется бизнес. И если завтра они откроют свое дело, они будут основываться на том, что увидели в "Ренессансе". Нужна школа.

Еще вопросы, которые задавали гостю

  • Где ваше предприятие закупает сырье? Это российские или иностранные производители?
  • Какой годовой оборот сейчас у вашей компании?
  • Можно ли попасть на экскурсию по "Ренессанс Косметик"?
  • Кого вы считаете конкурентами?
  • Кто вы по типу характера?
  • Ваше предприятие поддерживает какие-то социальные проекты?

И многие другие...

Диалог со слушателями

— Какой доход вы получаете от предприятия "Ренессанс Косметик"? И какими принципами в этом плане руководствуетесь?

— Принцип один: с "Ренессанса" не брать ничего. Дело в том, что у меня есть еще другой бизнес — около 20 объектов недвижимости в Барнауле.

— В каком направлении нам, начинающим предпринимателям, сегодня двигаться?

— Есть масса свободных ниш. Создается компания. Вы приходите на одно предприятие, на второе, на третье... И спрашиваете: "Что в вашем технологическом цикле представляет для вас проблему? Что вы готовы отдать на кооперацию?" Потому что нельзя все делать самому. Да, "Ренессанс Косметик" делает все самостоятельно. Но мы четко понимаем, что где-то у нас от этого страдает себестоимость продукции. Если бы у меня, условно говоря, за забором кто-то делал упаковку и крышку, я бы был только рад.

Другой пример. Я живу в новом поселке. Там садовника и хаускипера не найдешь. Но ведь кто-то же должен этим заниматься. Вообще, будущее за малоэтажным жилищным строительством. Это всем предельно ясно. Но это же дома, которые необходимо обслуживать! Это тоже ниша для вашего бизнеса.

— Какое у вас образование?

— Я — инженер-строитель. Правда, я еще окончил Высшую партийную школу в Новосибирске. Получил диплом политолога.

— Если бы вам сейчас дали деньги и предоставили все возможности, что бы вы построили?

— Я бы построил еще три "Ренес­санса". Я даже знаю, где их строить.

— Как вы перешли из строительства в торговлю дорогой парфюмерией и косметикой?

— Просто в тот период такой косметики в нашем городе не было. Для того чтобы ее продавать, нужны были и люди соответствующие. Когда мы объявляли конкурс на должность продавца в "Реноме", приходило до 300 девушек. Очередь стояла от нашего офиса на ул. Гоголя и по Ленинскому проспекту, вдоль магазина "Красный".

Я понял, что в этом деле все должно быть красиво. Мы создали учебный центр, в который привлекли косметологов, бухгалтеров, товароведов, юристов… Продавцы неделю работали за прилавком, а неделю обучались в этом центре.

— Какие факторы для вас являются ключевыми при подборе новых кадров?

— Мы разработали свою анкету, я ею пользуюсь, наверное, уже лет 10. Там вопросы, которые я хотел бы задать человеку в первую очередь. Для меня, например, очень важно, из какой семьи он пришел. Важно, что для него является приоритетом, когда он идет на работу. Зарплата? Карьера? Близость к дому? И такая анкета уже дает определенное представление об этом человеке.

Следующий этап — собеседование. На уровне менеджера по персоналу, затем — директора. А по каким-то принципиальным позициям беседую я. И здесь происходит разговор "глаза в глаза". Мне важно, насколько человек интересен, как он покажет себя. И это о многом говорит.

— Удача или адский труд стали определяющими в вашей жизни?

— Я в бизнес пришел поздно — в 41 год. Это был деревянный советский чиновник. Но я очень благодарен тем людям, с которыми работал, которые в меня вкладывали. Второй момент — я трудился очень много. Первые пять-шесть лет вкалывал как проклятый. Чтобы создать первоначальный капитал.

Но вы правильно сказали, что элемент удачи тоже должен присутствовать. Ведь те наши бизнесмены, которые начинали в начале 90-х, их сейчас можно пересчитать по пальцам.

— У вас есть еще какое-то хобби, кроме производства?

— Есть: семья, работа и путешествия.

— Есть ли у вас грань, когда вы уже не можете работать?

— Да. Раньше я работал сутками семь дней в неделю. В советское время вообще выходных суббот не было. Еще захватывали и воскресенье. Сейчас же, конечно, усталость есть. Если бы я сейчас начал бизнес с нуля, то вряд ли бы смог его построить.

— Что вы читаете?

— В основном экономические журналы. Ту периодику, которой доверяю и которая находится на острие.

— Какие каналы коммуникации вы используете для продвижения компании?

— Каналы продвижения собственных торговых марок достаточно слабы. Себя хорошо продвигает "Эвалар". У него годовой рекламный бюджет — 1 млрд. рублей. Вот это продвижение.

Когда мы продвигаем собственные торговые марки, естественно, мы запускаем ролики на местном телевидении, проводим акции в розничных сетях, собираем дистрибьюторов, проводим презентации. Но это несопоставимо с настоящим серьезным продвижением. Повторюсь: нужен мощный рекламный бюджет. А мы пока предпочитаем вкладывать деньги в технологии, ассортимент и в снижение себестоимости.

— Иностранные специалисты работают в "Ренессанс Косметик"?

— Нет. Но они постоянно бывают у нас в гостях.

— "Ренессанс Косметик" планирует создать собственную розничную сеть?

— Нет. Производитель не должен заниматься розницей. Это не его дело. Его задача — произвести конкурентоспособную продукцию, продвинуть и доставить ее.

— Вы планируете развивать производство за пределами Алтайского края?

— Производство размещается рядом с сырьем или рядом с рынками сбыта. Или между ними. По-хорошему, наше производство надо развивать на юге, а также на севере России, между Москвой и Питером. Третье предприятие необходимо ставить на востоке. Но пока я придерживаюсь принципа: лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе. Лучше быть сильным здесь. Сегодня есть необходимость вложить очень серьезные инвестиции в уже действующую площадку.

Так что выход производства в другие регионы — это перспектива будущих трех-четырех лет. За эту зиму мы хотим построить полностью автоматизированный склад площадью 4 тыс. кв. м­етров.

Добавлю, что в будущем, не исключено, на территории предприятия "Ренессанс Косметик" начнется выпуск продукции "Шварцкопф" и других иностранных производителей. Но для этого нужно быть очень хорошо готовым технологически. К этому мы и идем.

Евгения Малышева,
ведущий специалист по продажам Барнаульского филиала компании "ВымпелКом":

Тема очередной встречи касалась как различных нюансов по созданию прибыльного бизнеса и генерации бизнес-идей, так и важнейшего навыка любого эффективного руководителя — управление большим штатом сотрудников. Виктор Косихин озвучил много подсказок для создания своего дела, основанных на собственном опыте: как и с чего нужно начать, в каком ключе думать и действовать. В этом контексте сервисы "Билайн Бизнес" являются еще одной подсказкой для молодых предпринимателей: ведь они позволяют повысить технологичность любого бизнеса, создать комфортные условия для максимально результативного выполнения задач и, что немаловажно, оптимизировать затраты.

Факт

Следующая встреча в рамках "Школы успеха" пройдет в августе.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость