Почувствуйте дух компании
Еще три-пять лет назад проблема формирования корпоративной культуры не была столь актуальной для руководителей большинства алтайских предприятий. Процессы накопления собственности и перераспределения капитала поглощали их внимание гораздо чаще и не позволяли отвлекаться на другие "мелочи". Но сегодня со стороны руководителей наблюдается устойчивый интерес к организационной культуре. С чем это связано?
По словам Вадима Дьячко, маркетолога компании "Компьютер-Трейд", отраслевая конкуренция сейчас значительно возросла и с каждым годом только обостряется на любом динамично развивающемся рынке. "Каких-то особых конкурентных преимуществ, допустим, в материально-технической базе или ценовой политике у многих фирм уже нет. Большинство из лидеров работают примерно с одинаковым успехом. Становится совершенно очевидно, что в таких условиях персонал организации является той самой "темной" лошадкой, которая может привести фирму к успеху", - говорит Вадим Дьячко.
С тем, что кадры решают сегодня если не все, то достаточно многое, согласен и генеральный директор фирмы "Новэкс" Виктор Филипчук. "Сегодня наша фирма достаточно хорошо известна жителям города. Как только мы открываем новый магазин, к нам обращается множество желающих в нем работать. Но кадры мы отбираем весьма тщательно. С каждым кандидатом беседуем, тестируем его", - поясняет руководитель одной из ведущих в Барнауле торговых компаний.
Но одного только правильного подбора кадров как метода укрепления корпоративной культуры для ведения успешного бизнеса, разумеется, недостаточно. Гораздо важнее, чтобы новички удачно вписались в новую для себя команду. Чтобы старожилы компании воспринимали их не в качестве "пятой колонны", а как равноценных работников. Искусство управления заключается в том, чтобы создать такую организационную культуру, которая позволяла бы любому сотруднику почувствовать "дух компании".
На три месяца вперед
Независимый финансовый консультант Ольга Черных, побывавшая не так давно на стажировке в компании IKEA, рассказывает: "До поездки в Швецию при упоминании термина "корпоративная культура" у меня возникали какие-то визуальные ассоциации - фирменная униформа персонала, ручки, календари и бейсболки с изображением названия и логотипа компании. Мое поверхностное представление сильно изменилось и расширилось за три недели, проведенные в IKEA".
Системный подход к формированию корпоративной культуры используют сегодня далеко не все руководители хорошо известных алтайских компаний. Здесь необходимо учитывать, что сформировать готовый к преодолению трудностей, крепкий духом коллектив одними только точечными акциями невозможно. Развлекательные поездки всем составом фирмы на туристическую базу, корпоративные вечеринки, походы на футбол или хоккей, - все это приносит только временный положительный эффект. Менеджер должен просчитывать свои действия на несколько ходов вперед, четко формируя у подчиненных представление о будущем компании и перспективах карьерного роста. Знаменитый управленец Ли Яккока, президент сначала компании "Форд", а затем концерна "Крайслер" в автобиографической книге "Карьера менеджера" указывает, что дальновидному бизнесмену полезно раз в три месяца встречаться с каждым менеджером среднего звена и составлять план работы на ближайший квартал. После таких бесед у подчиненных появляется "уверенность в завтрашнем дне и понимание ближайших целей компании".
От мониторинга персонала - до миссии компании
Согласно теории, формирование корпоративной культуры необходимо начинать с четкой формулировки миссии компании. Причем сегодня уровень развития и социальный статус барнаульских предпринимателей позволяет им обозначать ее далеко не просто как "ведение бизнеса с целью получения прибыли". Термин "миссия компании" гораздо шире и может носить ярко выраженный социально-ориентированный характер. Например, "предоставлять качественные услуги", "обеспечить поставку необходимых товаров", "создать эффективный, цивилизованный бизнес" и т.д.
Например, миссия барнаульского агентства недвижимости "Дом" сформулирована так: "Каждый раз, вкладывая часть сердца, мы помогаем вам ощутить радость, тепло и уверенность в вашем новом доме, и все это потому, что мы любим вас". Как рассказал нам Александр Никулин, психолог-консультант агентства недвижимости "Дом", "когда возникла потребность в пересмотре позиции фирмы на рынке, возникла необходимость осознать, для чего существует компания: либо для извлечения прибыли, не взирая на запросы клиента, либо компания работает для клиента". В агентстве недвижимости "Дом" решили, что на первом месте должен быть клиент и его интересы. "Сегодня наши сотрудники ориентированы на постоянное изучение новых форм и методов работы с клиентурой. Фраза "качественное обслуживание клиента - превыше всего" не является для нас пустым лозунгом", - говорит Александр Никулин.
При формулировке миссии полезно знать и зарубежный опыт. Рассказывает Ольга Черных: "Миссия компании IKEA звучит так: "Предлагать широкий ассортимент функциональных товаров для дома, хорошего дизайна по ценам, доступным большинству". Она грамотно сформулирована и зримо присутствует во всех зданиях компании. В каждом конкретном подразделении IKEA миссия дополняется основными целями, которые поставлены перед отделами на текущий год. Поразило меня и то, что содержание такой наглядной агитации отлично известно всем сотрудникам, начиная от секретаря и заканчивая вице-президентом, с которым довелось общаться. Миссия практически дословно цитировалась в начале каждой встречи с представителями компании, а детализирующие цели и задачи свидетельствовали, что она вполне выполнима".
Александр Никулин дает такой совет: "Прежде чем приступать к разработке миссии, философии компании, необходимо провести мониторинг персонала - по возрасту, социальному положению, полу, районам проживания, национальности, психологическим особенностям и т.д. Важно учесть, что корпоративная культура не должна насильно насаждаться сверху. Эффективным инструментом развития компании она станет в том случае, если будет строиться с учетом анализа результатов мониторинга".
Можно и зайца научить курить
Процесс формирования организационной культуры происходит на двух уровнях - внутреннем и внешнем. С внутренним сталкивается любой сотрудник самой компании, даже тот, который впервые попадает в ее стены.
Рассказывает Ольга Черных: "Новички в IKEA окружены особой любовью и заботой. Ротацией и бонусами компания поощряет долгосрочную работу в ней. Каждому вновь нанятому работнику с первого дня внушают чувство ответственности за порученное дело и значимость его вклада в общий результат. В профессиональном плане на начальном этапе придерживаются тезиса "можно и зайца научить курить, лишь бы человек был хороший", то есть главное - лояльность к компании, а дальше - как человек себя покажет. Когда к работе приступает новый сотрудник, все работники IKEA в разных странах получают электронное сообщение следующего содержания: "Сегодня мы приветствуем Джона Ли, помощника менеджера по закупкам в Сан-Диего, и желаем ему приятной и плодотворной работы в нашей компании". Прежде чем сотрудник получит собственную сферу ответственности и возможность принимать решения, в течение 6-8 месяцев его держат на ассистентских позициях в разных отделах. Для всех без исключения новичков обязательна стажировка в одном из магазинов IKEA и экскурсия в штаб-квартиру компании. Чтобы знали ее историю".
К внутреннему кругу корпоративной культуры относятся и многие другие разделы. Например, стимулирование персонала, развитие и обучение сотрудников, подбор персонала, создание внутрикорпоративного интернет-сайта и т.д. Поскольку каждый содержит множество внутренних проблем, мы не будем останавливаться на них подробно сейчас, а, возможно, посвятим в будущем отдельные публикации.
Внешний круг корпоративной культуры - это взаимосвязь компании с окружающей бизнес-средой. Здесь можно говорить о правилах работы сотрудников фирмы с ее клиентами или едином стиле внешнего вида персонала. К внешнему кругу корпоративной культуры относится организация PR-отдела компании. Дух компании можно передать даже через дизайн офисных помещений или архитектурный проект штаб-квартиры.
Рассказывает Ольга Черных: "По мнению президента IKEA Ингвара Кампрада, сложные правила сложно исполнять. Они парализуют, приводят к бюрократии и способны погубить корпорацию. Может быть поэтому, простота признается в IKEA добродетелью и хорошей традицией. Простота во всем - в поведении, в ежедневных рутинных делах, в отношениях с коллегами, поставщиками и клиентами. Изысканные деловые костюмы, дорогие часы, роскошные отели, представительские лимузины - не в духе IKEA. Из одежды приняты свитера и джинсы. Мебель в офисах дешевая, но удобная и функциональная. Так, например, за любым столом можно работать сидя и стоя. Кабинетов практически нет, все работают на открытом пространстве в рабочих зонах".
Окажите мне услугу!
Большинство руководителей алтайских компаний, с которыми нам удалось побеседовать, находятся в начале пути формирования корпоративной культуры. На первых порах им приходится сталкиваться с различными трудностями, главная из которых - недостаток знаний о технологиях ее создания или повышения. Одновременно бизнесмены сетуют на отсутствие информации о работе на местном рынке таких компаний, которые оказывали бы помощь в решении корпоративных проблем. "Я не знаю к кому обратиться сегодня, чтобы мне помогли в плане создания того же корпоративного кодекса, или рассказали бы о формах и методах развития организационной культуры", - говорит Виктор Филипчук.
Его слова подтверждает и Александр Никулин: "Я работал во многих компаниях специалистом по кадрам, психологом. В Барнауле почти нет таких компаний, к которым мы могли бы обратиться за разработкой и внедрением корпоративной культуры, миссии предприятия. Они только появляются на примере отдельных коммерческих подразделений, но как таковых особых услуг в этом плане не оказывают. Можно указать лишь кадровые агентства "Жираф" и "Персонал"..."
Почему в Барнауле сложилась именно такая ситуация? Наиболее известные консалтинговые фирмы, деятельность которых нацелена на решение внутриорганизационных проблем, специализируются в основном на финансовом анализе. Однако следует признать, что в городе работают несколько консалтинговых агентств, которые специализируются на бизнес-тренингах, занимаются организацией семинаров в области управления персоналом. Одно из них, агентство "Пик Алтай", планирует в будущем провести семинар, посвященный корпоративной культуре. Без таких тренингов владельцам предприятий, желающим создать команду единомышленников, не обойтись.
Вероника ЖИЛИНСКАЯ