Экономика

Зачем нужна корпоративная культура

Многим, наверное, приходилось слышать такое необычное правило развития бизнеса: "Рост числа внутренних конфликтов на предприятии прямо пропорционален росту числа сотрудников этого же предприятия"? Эта ироничная мудрость не лишена логического обоснования. Когда счет сотрудников идет на десятки или даже сотни человек, перед менеджментом компании неизбежно встает вопрос формирования системной корпоративной культуры. Ее основные тезисы должны помнить все члены команды - от генерального директора до курьера.

Почувствуйте дух компании

Еще три-пять лет назад проблема формирования корпоративной культуры не была столь актуальной для руководителей большинства алтайских предприятий. Процессы накопления собственности и перераспределения капитала поглощали их внимание гораздо чаще и не позволяли отвлекаться на другие "мелочи". Но сегодня со стороны руководителей наблюдается устойчивый интерес к организационной культуре. С чем это связано?

По словам Вадима Дьячко, маркетолога компании "Компьютер-Трейд", отраслевая конкуренция сейчас значительно возросла и с каждым годом только обостряется на любом динамично развивающемся рынке. "Каких-то особых конкурентных преимуществ, допустим, в материально-технической базе или ценовой политике у многих фирм уже нет. Большинство из лидеров работают примерно с одинаковым успехом. Становится совершенно очевидно, что в таких условиях персонал организации является той самой "темной" лошадкой, которая может привести фирму к успеху", - говорит Вадим Дьячко.

С тем, что кадры решают сегодня если не все, то достаточно многое, согласен и генеральный директор фирмы "Новэкс" Виктор Филипчук. "Сегодня наша фирма достаточно хорошо известна жителям города. Как только мы открываем новый магазин, к нам обращается множество желающих в нем работать. Но кадры мы отбираем весьма тщательно. С каждым кандидатом беседуем, тестируем его", - поясняет руководитель одной из ведущих в Барнауле торговых компаний.

Но одного только правильного подбора кадров как метода укрепления корпоративной культуры для ведения успешного бизнеса, разумеется, недостаточно. Гораздо важнее, чтобы новички удачно вписались в новую для себя команду. Чтобы старожилы компании воспринимали их не в качестве "пятой колонны", а как равноценных работников. Искусство управления заключается в том, чтобы создать такую организационную культуру, которая позволяла бы любому сотруднику почувствовать "дух компании".

На три месяца вперед

Независимый финансовый консультант Ольга Черных, побывавшая не так давно на стажировке в компании IKEA, рассказывает: "До поездки в Швецию при упоминании термина "корпоративная культура" у меня возникали какие-то визуальные ассоциации - фирменная униформа персонала, ручки, календари и бейсболки с изображением названия и логотипа компании. Мое поверхностное представление сильно изменилось и расширилось за три недели, проведенные в IKEA".

Системный подход к формированию корпоративной культуры используют сегодня далеко не все руководители хорошо известных алтайских компаний. Здесь необходимо учитывать, что сформировать готовый к преодолению трудностей, крепкий духом коллектив одними только точечными акциями невозможно. Развлекательные поездки всем составом фирмы на туристическую базу, корпоративные вечеринки, походы на футбол или хоккей, - все это приносит только временный положительный эффект. Менеджер должен просчитывать свои действия на несколько ходов вперед, четко формируя у подчиненных представление о будущем компании и перспективах карьерного роста. Знаменитый управленец Ли Яккока, президент сначала компании "Форд", а затем концерна "Крайслер" в автобиографической книге "Карьера менеджера" указывает, что дальновидному бизнесмену полезно раз в три месяца встречаться с каждым менеджером среднего звена и составлять план работы на ближайший квартал. После таких бесед у подчиненных появляется "уверенность в завтрашнем дне и понимание ближайших целей компании".

От мониторинга персонала - до миссии компании

Согласно теории, формирование корпоративной культуры необходимо начинать с четкой формулировки миссии компании. Причем сегодня уровень развития и социальный статус барнаульских предпринимателей позволяет им обозначать ее далеко не просто как "ведение бизнеса с целью получения прибыли". Термин "миссия компании" гораздо шире и может носить ярко выраженный социально-ориентированный характер. Например, "предоставлять качественные услуги", "обеспечить поставку необходимых товаров", "создать эффективный, цивилизованный бизнес" и т.д.

Например, миссия барнаульского агентства недвижимости "Дом" сформулирована так: "Каждый раз, вкладывая часть сердца, мы помогаем вам ощутить радость, тепло и уверенность в вашем новом доме, и все это потому, что мы любим вас". Как рассказал нам Александр Никулин, психолог-консультант агентства недвижимости "Дом", "когда возникла потребность в пересмотре позиции фирмы на рынке, возникла необходимость осознать, для чего существует компания: либо для извлечения прибыли, не взирая на запросы клиента, либо компания работает для клиента". В агентстве недвижимости "Дом" решили, что на первом месте должен быть клиент и его интересы. "Сегодня наши сотрудники ориентированы на постоянное изучение новых форм и методов работы с клиентурой. Фраза "качественное обслуживание клиента - превыше всего" не является для нас пустым лозунгом", - говорит Александр Никулин.

При формулировке миссии полезно знать и зарубежный опыт. Рассказывает Ольга Черных: "Миссия компании IKEA звучит так: "Предлагать широкий ассортимент функциональных товаров для дома, хорошего дизайна по ценам, доступным большинству". Она грамотно сформулирована и зримо присутствует во всех зданиях компании. В каждом конкретном подразделении IKEA миссия дополняется основными целями, которые поставлены перед отделами на текущий год. Поразило меня и то, что содержание такой наглядной агитации отлично известно всем сотрудникам, начиная от секретаря и заканчивая вице-президентом, с которым довелось общаться. Миссия практически дословно цитировалась в начале каждой встречи с представителями компании, а детализирующие цели и задачи свидетельствовали, что она вполне выполнима".

Александр Никулин дает такой совет: "Прежде чем приступать к разработке миссии, философии компании, необходимо провести мониторинг персонала - по возрасту, социальному положению, полу, районам проживания, национальности, психологическим особенностям и т.д. Важно учесть, что корпоративная культура не должна насильно насаждаться сверху. Эффективным инструментом развития компании она станет в том случае, если будет строиться с учетом анализа результатов мониторинга".

Можно и зайца научить курить

Процесс формирования организационной культуры происходит на двух уровнях - внутреннем и внешнем. С внутренним сталкивается любой сотрудник самой компании, даже тот, который впервые попадает в ее стены.

Рассказывает Ольга Черных: "Новички в IKEA окружены особой любовью и заботой. Ротацией и бонусами компания поощряет долгосрочную работу в ней. Каждому вновь нанятому работнику с первого дня внушают чувство ответственности за порученное дело и значимость его вклада в общий результат. В профессиональном плане на начальном этапе придерживаются тезиса "можно и зайца научить курить, лишь бы человек был хороший", то есть главное - лояльность к компании, а дальше - как человек себя покажет. Когда к работе приступает новый сотрудник, все работники IKEA в разных странах получают электронное сообщение следующего содержания: "Сегодня мы приветствуем Джона Ли, помощника менеджера по закупкам в Сан-Диего, и желаем ему приятной и плодотворной работы в нашей компании". Прежде чем сотрудник получит собственную сферу ответственности и возможность принимать решения, в течение 6-8 месяцев его держат на ассистентских позициях в разных отделах. Для всех без исключения новичков обязательна стажировка в одном из магазинов IKEA и экскурсия в штаб-квартиру компании. Чтобы знали ее историю".

К внутреннему кругу корпоративной культуры относятся и многие другие разделы. Например, стимулирование персонала, развитие и обучение сотрудников, подбор персонала, создание внутрикорпоративного интернет-сайта и т.д. Поскольку каждый содержит множество внутренних проблем, мы не будем останавливаться на них подробно сейчас, а, возможно, посвятим в будущем отдельные публикации.

Внешний круг корпоративной культуры - это взаимосвязь компании с окружающей бизнес-средой. Здесь можно говорить о правилах работы сотрудников фирмы с ее клиентами или едином стиле внешнего вида персонала. К внешнему кругу корпоративной культуры относится организация PR-отдела компании. Дух компании можно передать даже через дизайн офисных помещений или архитектурный проект штаб-квартиры.

Рассказывает Ольга Черных: "По мнению президента IKEA Ингвара Кампрада, сложные правила сложно исполнять. Они парализуют, приводят к бюрократии и способны погубить корпорацию. Может быть поэтому, простота признается в IKEA добродетелью и хорошей традицией. Простота во всем - в поведении, в ежедневных рутинных делах, в отношениях с коллегами, поставщиками и клиентами. Изысканные деловые костюмы, дорогие часы, роскошные отели, представительские лимузины - не в духе IKEA. Из одежды приняты свитера и джинсы. Мебель в офисах дешевая, но удобная и функциональная. Так, например, за любым столом можно работать сидя и стоя. Кабинетов практически нет, все работают на открытом пространстве в рабочих зонах".

Окажите мне услугу!

Большинство руководителей алтайских компаний, с которыми нам удалось побеседовать, находятся в начале пути формирования корпоративной культуры. На первых порах им приходится сталкиваться с различными трудностями, главная из которых - недостаток знаний о технологиях ее создания или повышения. Одновременно бизнесмены сетуют на отсутствие информации о работе на местном рынке таких компаний, которые оказывали бы помощь в решении корпоративных проблем. "Я не знаю к кому обратиться сегодня, чтобы мне помогли в плане создания того же корпоративного кодекса, или рассказали бы о формах и методах развития организационной культуры", - говорит Виктор Филипчук.

Его слова подтверждает и Александр Никулин: "Я работал во многих компаниях специалистом по кадрам, психологом. В Барнауле почти нет таких компаний, к которым мы могли бы обратиться за разработкой и внедрением корпоративной культуры, миссии предприятия. Они только появляются на примере отдельных коммерческих подразделений, но как таковых особых услуг в этом плане не оказывают. Можно указать лишь кадровые агентства "Жираф" и "Персонал"..."

Почему в Барнауле сложилась именно такая ситуация? Наиболее известные консалтинговые фирмы, деятельность которых нацелена на решение внутриорганизационных проблем, специализируются в основном на финансовом анализе. Однако следует признать, что в городе работают несколько консалтинговых агентств, которые специализируются на бизнес-тренингах, занимаются организацией семинаров в области управления персоналом. Одно из них, агентство "Пик Алтай", планирует в будущем провести семинар, посвященный корпоративной культуре. Без таких тренингов владельцам предприятий, желающим создать команду единомышленников, не обойтись.

Вероника ЖИЛИНСКАЯ

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость