С показателем 12 тыс. рублей Алтайский край находится на предпоследнем месте в рейтинге регионов по заработной плате в этой сфере.
Лариса Зорина,
председатель краевой организации профсоюза работников культуры:
Зачастую мы наблюдаем сокращение расходов на сферу культуры. Об этом говорит и динамика фонда оплаты труда, и зарплата самих работников. Но самый главный мониторинг — живое общение с работниками. Мы видим жесточайшую недофинансированность отрасли. Культура всегда финансировалась по остаточному принципу, но бывают годы, когда молчать просто невозможно.
Власти признают: в этом году заработные платы в культуре отстали от показателей дорожной карты, по которой они должны были сохраниться на уровне 2015 года, то есть составить 13 тыс. рублей.
Александр Бунин,
замначальника отдела финансирования госслужбы и отраслей социальной сферы краевого финкомитета:
На текущий момент ситуация с исполнением указов президента неоднозначная. Прослеживается отклонение и несоблюдение в выполнении процентных показателей.
Объем финансовой поддержки из федерального бюджета у нас значительно сократился: по сравнению с 2014 годом — в четыре раза. По бюджету 2017 года у нас предусмотрен рост зарплаты работникам краевых учреждений, по муниципалитетам рост находится в полномочиях органов местного самоуправления.
Муниципалитеты как раз являются самым крупным работодателем в сфере культуры.
Николай Жилин,
начальник отдела экономики и финансового обеспечения управления по культуре:
Уровень зарплат работников культуры на 70% обеспечивается муниципалитетами. По ФЗ №131, это их полномочия. Мы влияем и стимулируем их как можем, но не у всех исполнение указов президента оказывается на первом месте. В этом году за 9 месяцев показатель средней зарплаты у нас составил 12 тыс. 554 рубля с учетом федеральных служащих. Соотношение составило 65,9% от средней зарплаты по региону.
Начислить по среднему
В профсоюзе подчеркивают, что эти показатели — средние. Если подробнее рассмотреть оплату труда в разных учреждениях отрасли, окажется, что в муниципалитетах многие квалифицированные работники получают зарплату на уровне МРОТ. И если техническому персоналу руководитель организации обязан доплачивать до МРОТ, то педагог вынужден добирать до этой суммы дополнительными часами. Это приводит к напряжению в коллективах.
В управлении по культуре с этим не спорят. "Это сумма средняя, муниципальные учреждения культуры пусть не все, но "проваливаются", а вытягивают все краевые и федеральные", — говорит Жилин.
Лариса Зорина,
председатель краевой организации профсоюза работников культуры:
Средний показатель есть средний. Как бы мы не достигали показателей дорожной карты, как бы не отчитывались, реалии, которые видят работники, несколько другие. Система оплаты труда, заложенная в 2010-2013 годах, сформировала должностные оклады от 3,5 тыс. до 6,5 тыс. рублей, которые не удовлетворяют никаким реалиям. К тому же они не индексировались уже более трех лет. Ряд государственных учреждений при мониторинге показывали гарантированный процент должностного оклада от общей зарплаты на уровне 20-30%. Во многих муниципальных и краевых учреждениях штатные расписания выглядят таким образом: все должности, начиная от технического персонала, заканчивая замдиретора или заведующей филиалом, в графе конечный результат – 7,5 тыс. рублей. Все надбавки, доплаты, стажевые, стимулирующие в сумме дают 7,5 тыс. рублей.
По остаточному принципу
В 2013 и 2014 годах из краевого бюджета выделялись дополнительные дотации на повышение оплаты труда работников культуры. В 2015 году такой поддержки учреждения не получали. Ситуацию могли бы спасти стимулирующие, но найти средства на их выплату для многих не представляется возможным.
Лариса Зорина,
председатель краевой организации профсоюза работников культуры:
В 2012 году, когда закладывались дорожные карты, говорилось, что нужно направлять на повышение заработной платы работников 1/3 внебюджетного дохода учреждения и высвободившиеся в результате оптимизации деньги. А в большинстве случаев мы видим, что только за счет этого источника краевые учреждения и держатся в рамках показателей дорожной карты, то есть средств на выполнение указов президента они не получают.
Профсоюзы отмечают и такую проблему: оптимизация в учреждениях проходит, средства высвобождаются, но на повышение зарплат они не идут. Вместо этого финансирование просто уменьшается. При этом оптимизироваться многим уже некуда.
Лариса Зорина,
председатель краевой организации профсоюза работников культуры:
Оптимизационные процессы прошли во многих районах, главы говорят, что больше не видят резервы, чтобы ужаться. Культура обрезана и урезана до максимума.
В муниципалитетах прошла существенная реструктуризация сети учреждений культуры. Был предложен макет, когда в районе остается 4 самостоятельных учреждения: централизованная библиотечная, централизованная клубная системы, музей и школа искусств. Большинство муниципальных учреждений подошли к этой модели. Но что мы видим: где-то вообще не появилось свободных средств, где-то если деньги высвобождались, то они не были направлены на эти цели, а произошло сокращение финансирования на эту сумму.
Николай Жилин подтвердил, что такие случаи есть. При этом он предрек муниципалитетам новую волну оптимизации.
По словам Жилина, управление по культуре уже получило письмо министерства культуры, согласно которому дорожная карта должна быть скорректирована. Согласно новым данным, в 2017 году соотношение доходов работников культуры должно составлять 90% к средней зарплате по региону, в 2018 году уже 100%.
Николай Жилин,
начальник отдела экономики и финансового обеспечения управления по культуре:
В этом случае произойдет серьезный скачок в зарплатах. Как мы будем этого достигать? Одной из серьезных мер станет создание многофункциональных культурных центров в муниципалитетах.
Согласно этой новой модели, в районах останется два юрлица в культуре. Первое — детские школы искусств, а второе - как раз многофункциональные центры, объединяющие все остальные учреждения культуры.
Николай Жилин,
начальник отдела экономики и финансового обеспечения управления по культуре:
Это придумали не мы – такие тенденции идут с федерального уровня. На этот счет у нас есть письма и рекомендации Минкульта.
При этом он не исключил, что в будущем может начаться процесс возвращения детских школ искусств в систему образования.
В полсилы
Еще одна тенденция, которая наблюдается в учреждениях культуры — перевод персонала на неполную ставку. Это помогает "вписаться" в рамки фондов оплаты труда. Но по словам Зориной, качество услуг в таком случае начинает падать.
По данным управления по культуре, в 2013 году в учреждениях края работали 13 тыс 233 штатных единиц, из них 11 тыс. 253 — с трудовыми книжками, остальные — совместители. На 2015 год штатных единиц было уже 10 тыс. 378, из которых 1 тыс. 246 – совместители.
Лариса Зорина,
председатель краевой организации профсоюза работников культуры:
Большое количество работников трудится на неполную ставку. В 2013 году таких было 1,5 тыс человек, в 2015 — уже 1 тыс 689. На 0,75 ставки - 782 человек, 0,5 ставки – 751 человек, на 0,25 – 156 человек. По краевому закону о социальной поддержке специалистов, работающих в сельский местности, те, кто трудится на 0,25 ставки, не могут даже получать поддержку в виде ежемесячной денежной выплаты 776 рублей.
На днях на заседании общественного совета при управлении по культуре обсуждали проведение независимой оценки качества предоставления госуслуг. Те муниципалитеты, которые провели эту большую работу, показали, что самые низкие показатели по библиотекам, клубным учреждениям, где сотрудники работают на 0,25-0,5 ставки. То есть все связано: уровень зарплаты, количество штатных единиц и показатели качества предоставления услуг.
Самое важное - в нашем Telegram-канале