Экономика

Жизнь после смерти

Почему на месте хлопчатобумажного комбината был построен гипермаркет?

Когда в начале 90-х годов нас пугали банкротствами, картины рисовали страшные: заводы распродадут по кирпичикам, людей вышвырнут на улицу. Потом, когда эту процедуру научились грамотно применять, она позволила возродиться множеству предприятий. Однако в случае с Барнаульским хлопчатобумажным комбинатом, на первый взгляд, произошло именно то, чем пугали. После признания комбината банкротом здания и оборудование были куплены различными структурами, а люди... Разошлись кто куда. Что же произошло?

Крутые перемены

Неожиданные перспективы для хлопчатобумажного комбината замаячили после кризиса 1998 года, когда спрос на все отечественное вырос за считанные дни. Правда, в августе 2000 года, когда здесь начались перемены, состояние ХБК могло внушать надежды лишь неисправимым оптимистам: в то время предприятие не выпускало ни метра ткани, из 700 сотрудников на работу ходили 20 бухгалтеров да несколько заведующих складом и работников охраны, значительная часть оборудования была разукомплектована.

В 2000 году гендиректором ХБК стал Александр Шепшелев, работавший до этого на канифольном и шинном заводах (ныне замглавы администрации Барнаула). Усилиями нового директора к июлю 2001-го комбинат уже производил более миллиона погонных метров тканей. И все же на предприятии заговорили о банкротстве: многим, в том числе Шепшелеву, казалось, что в этом случае акционерное общество погасит часть долгов, которые тянули его вниз, а само производство заинтересует инвесторов. Вдохновлял и пример еще одного текстильного предприятия Барнаула - меланжевого комбината (БМК), уже прошедшего через банкротство: его выкупили новосибирцы, после чего новое юридическое лицо, возникшее на месте прежнего,- ЗАО "БМК "Меланжист Алтая" - начало свой непростой путь наверх.

Выгоднее, чем "нефтянка"

В тот момент претендентов на "руку и сердце" ХБК, еще недавно не нужного никому, оказалось двое: новосибирцы, уже владевшие меланжевым комбинатом, и омичи ("Торговый дом ХБК"), с которыми работал Шепшелев, поднимая комбинат. Еще бы: подсчеты показывали, что инвестиции в текстильную отрасль выгоднее, чем в нефтяную. "СК" подробно писал об этой истории в декабре 2001 года, поэтому будем кратки: 14 декабря краевой арбитражный суд признал комбинат банкротом и принял решение ввести здесь конкурсное производство. Новосибирцы тогда не скрывали, что победа - на их стороне, тем более что к этому времени Александр Шепшелев решением суда уже был отстранен от должности на основе заключения аудиторской проверки.

Никто тогда, конечно, не клялся ни работникам ХБК, ни кому-то другому, что еще чуть-чуть - и небо будет в алмазах. Но и на заседании суда, и в личных беседах с одним из авторов речь шла о том, что два соседних комбината вскоре объединятся, работники ХБК будут оформлены как работники ЗАО "БМК "Меланжист Алтая" (так стал называться БМК после банкротства), а уж дальше инвесторы-новосибирцы помогут чем могут. В январе 2002-го замглавы администрации края Семен Байкалов объявил на пресс-конференции: все, объединение произошло. Формально так оно и было. Фактически вышло несколько иначе.

Да здравствует гипермаркет!

Весной и летом прошлого года в редакцию "СК" стали обращаться работники ЗАО БМК "Меланжист Алтая", рассказывая, что людей, которые работают на второй промплощадке (так стали называть бывший ХБК), увольняют. 700 из 900 работавших на момент отрытия конкурсного производства были приняты в ЗАО "Меланжист", и именно эти люди (а вернее, их часть) в первую очередь попали под сокращение, что, собственно, подтвердил замглавы администрации края Семен Байкалов в нашем недавнем разговоре.

Далее произошло следующее: меланжисты выкупили большую часть зданий, которые в тот момент числились за ОАО "БХБК", а также практически все оборудование, необходимое для производства. Однако производство было остановлено, оборудование вывезено с территории, а в одном из выкупленных зданий в декабре прошлого года открылся современный гипермаркет, являющийся частью торгово-выставочного комплекса "Алтай".

Причина гибели - плохая политика

Почему же все-таки предприятие, которое накануне банкротства выпускало более миллиона погонных метров отличных сатинов, было остановлено и на его месте открылся гипермаркет?

Один из бывших руководящих работников ХБК, пожелавший остаться неизвестным:

- Предприятие работало бы и сегодня, если бы его не обанкротили, исходя из чьих-то интересов. Олег Шевченко, директор торгово-выставочного комплекса "Алтай", последний руководитель проекта ХБК:

- Проект "ХБК - барнаульский текстиль" был свернут по экономическим причинам.

Артем Грушецкий, представитель инвестиционной компании "Лэнд" (Новосибирск):

- Комбинат погиб задолго до того, как арбитражный суд принял решение о банкротстве. И произошло это из-за неудачной маркетинговой, финансовой и технологической политики руководства. Геннадий Войнов, конкурсный управляющий ОАО "БХБК":

- Комбинат, выпускавший более миллиона погонных метров тканей, был убыточным, окупаемость составляла 40 процентов, то есть на каждый рубль, вложенный в производство, от продажи товаров восполнялось лишь 40 копеек.

Причины были объективными

То, что произошло с ХБК, замглавы администрации края Семен Байкалов называет трагедией. И все-таки причины неудачи, по его мнению, были во многом объективными. Особенно негативную роль сыграли принятое в 2001 году решение правительства РФ о снижении с 30 до 15 процентов пошлины на ввоз тканей из-за рубежа и введение налога на добавленную стоимость на хлопок. Кроме того, эффект девальвации рубля, на котором пытался подняться ХБК, закончился гораздо раньше, чем там начались серьезные перемены в управлении.

Сегодня Турция и Китай поставляют на наш рынок продукцию по демпинговым ценам - отсюда низкий спрос на продукцию, с которым столкнулся меланжевый комбинат. По сути дела, на тот объем производства тканей, который сегодня востребован потребителями, такое количество работников оказалось просто не нужно.

Технологии не исчезли

И все-таки, мог ли сохраниться комбинат? Гадать не будем: любой ответ на этот вопрос начинался бы со слов "если бы..." Если бы правительство не торопилось со снижением пошлин, если бы ситуация на рынке была иной и так далее. Однако факт остается фактом: на его месте появился современный магазин, который заставит нашу торговлю повышать качество услуг и снижать цены и будет платить налоги в бюджеты города и края.

Будет ли у нас, барнаульцев, возможность, как и прежде, покупать качественные ткани, которые когда-то делали на ХБК? По словам Семена Байкалова, меланжевый комбинат принял к себе квалифицированных специалистов с ХБК и приобрел оборудование. Потенциал сохранен, и значит, ткани производиться будут. Что касается уволенных работников... В этом, похоже, и есть одна из главных сегодняшних проблем: нехватка специальных программ переобучения и трудоустройство тех, кого увольняют с реорганизуемых предприятий. И решение ее сегодня как нельзя более актуально.

Мария ГУРЬЕВА и Надежда СКАЛОН.

Комбинат плодил убытки

Комментирует конкурсный управляющий ОАО "БХБК" Геннадий Войнов.

- С 1996 года хлопчатобумажный комбинат являлся нерентабельным. Запуск завода в 2000 году не стал панацеей от всех бед. Ориентированное на переработку давальческого сырья предприятие все больше скатывалось вниз. За 2000-2001 годы комбинат понес убытки на сумму 70,5 миллиона рублей.

Введение конкурсного производства стало логическим завершением деятельности предприятия. Производственная площадка комбината была выделена в отдельный лот и продана ЗАО "БМК" по целевому договору. Традиционная схема давала неплохие результаты на предприятиях, где я проводил конкурсное производство (ОАО "Химволокно", ОАО "БМК "Меланжист", ОАО "Городской молочный комбинат").

К сожалению, на ХБК этого не произошло по многим причинам, главная из которых, конечно, экономическая. По согласованию с руководством ЗАО "БМК "Меланжист Алтая" после остановки производства на "ХБК" в течение двух месяцев не производился демонтаж основных технологических звеньев. Это было сделано для того, чтобы совместно с краевой администрацией, со службой по финансовому оздоровлению и банкротству попытаться найти инвестора. К сожалению, такового не нашлось.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость