Читайте нас в соцсетях
  • Наш канал в дзене

Журналистам налили по рюмке

С 1 января 2004 года ставки акцизов на ликеро-водочную продукцию в России увеличатся на 18%. Повышение акцизов приведет к росту стоимости одной бутылки водки примерно на 7−8 рублей. В первом квартале будущего года производители ликеро-водочной продукции переживут существенный спад, а доля теневого рынка крепкого алкоголя увеличится. Об этом на встрече с журналистами барнаульских и краевых СМИ 19 ноября заявил генеральный директор Барнаульского ликероводочного завода Роберт Пальталлер.

Встреча журналистов с генеральным директором и топ-менеджментом Барнаульского ликеро-водочного завода (БЛВЗ) стала частью семинара, организованного Межрайонной инспекцией МНС России по работе с крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края. Сначала налоговики, организовавшие семинар по случаю профессионального праздника, который они отмечают 21 ноября, поделились предварительными итогами работы в 2003 году, рассказали о новинках налогового законодательства. Вторая часть семинара состояла из экскурсии по БЛВЗ. Этот завод входит в число десяти предприятий Алтайского края, получивших статус крупнейших налогоплательщиков, с которыми непосредственно и работает Межрайонная инспекция.

Всего в России предприятий-налоговых доноров около 1700. По стране они приносят до 58% всех налоговых поступлений. «То есть одна сотая от работающих в стране компаний приносит более половины налогов, — пояснил Владимир Жигалов, руководитель Межрайонной инспекции. — Правда, в Алтайском крае ситуация несколько иная. У нас десять предприятий дают примерно 28%". БЛВЗ, переживший нелегкий период реструктуризации долгов, за девять месяцев этого года уплатил налогов около 122 млн. рублей, и, как заявил Владимир Жигалов, «свои обязательства по заключенному соглашению выполняет».

Анатолий Селиванов, технический директор БЛВЗ, устроил для журналистов обстоятельную экскурсию по предприятию, завершившему пять лет назад процесс реконструкции, которая обошшлась заводу в 97 млн. рублей. При этом была показана новая котельная, линия по розливу безалкогольных напитков, лаборатория, помещения, где ранее размещался цех по производству майонеза (его пришлось свернуть). Из четырех линий по розливу водки на БЛВЗ сегодня работает лишь одна. Производственные мощности, по словам Анатолия Селиванова, загружены всего на 40%, и завод намерен продать одну из линий.

В одном из цехов группа специалистов занимается подготовкой к отправке в США первой партии новой водки БЛВЗ, получившей название «Сибирь». Этикетка на английском языке наклеивается на экспортную водку вручную. Каждая бутылка, прежде чем попасть в фирменную коробку, тщательно протирается. Первый контейнер водки «Сибирь» уйдет в США уже в декабре. Оптовая стоимость бутылки составляет 20 центов. По словам Анатолия Селиванова, водку «Сибирь» можно будет купить и в Алтайском крае.

После экскурсии, в рамках дегустации продукции БЛВЗ Роберт Пальталлер ответил на вопросы журналистов.

— Роберт Робертович, намерен ли БЛВЗ предпринимать какие-то действия после повышения акцизов?

— А что мы можем предпринять? Наценим свою продукцию, и все. По нашим прогнозам, первый квартал будущего года для отрасли будет «мертвым». В то же время вы знаете, что реклама водки сегодня запрещена. А реклама пива и слабоалкогольных напитков — нет. Пивной рынок очень мощно развивается и будет развиваться, по заявлениям специалистов, до 2007 года. В Алтайском крае это на высоком уровне пока не проявляется, у нас пока не строят заводов, по масштабу равных Барнаульскому пивоваренному заводу. Но в крае строятся мелкие заводы, которые работают в районах. Кроме того, в Новосибирске введен в строй мощный комбинат «Красный восток», способный производить 30 млн. гекалитров пива в год, что в пять раз больше, чем может выпускать наш пивзавод. «Винап» наладил производство немецкого пива, его производственная мощность — 12 млн. гекалитров ежегодно. Естественно, это пиво будет двигаться и на наш рынок. Если раньше крепкий алкоголь в России занимал примерно 85%, то сейчас его потребление только падает.

— Какова, по вашим оценкам, доля нелегальной водки в Алтайском крае?

— К сожалению, в крае, как и во всей России, 50% оборота крепкого алкоголя находится в тени. Это та доля оборота, которую загнали в подъезды, в гаражи, на базары. Те, кто не может заплатить за бутылку водки ту цену, которую сформировало государство, а это около 50 рублей в рознице, сейчас ищут водку за 20−25 рублей. Такая водка производится в крае, она завозится еще и из Казахстана. Может быть казахская водка и не совсем плохая, но с нее не собраны налоги. Поэтому она дешевле. В России же сегодня в каждой пол-литровой бутылочке водки более 30 рублей налогов.

Вообще я считаю, что политика нашего государства сегодня очень неуклюжая. Нас нагружают дорогостоящими акцизными марками, это, естественно, влияет на цену конечного продукта. Но если вы придете в магазин, вы не сможете определить, нормальная на бутылке марка, или нет. Марки ходят по кругу несколько раз. Есть так называемый теневой бизнес, а есть бизнес серый. Некоторые предприятия отрасли, выпустив продукцию с легальными марками, потом клеят марки с теми же номерами, только сделанные нелегально. Счетная палата России три месяца назад проверила собираемость акцизов по стране. Этот показатель составил 35%. Что это значит? Это значит, что 50% рынка точно находится в тени, еще 15% - это серый бизнес, наполовину уплачивающий акцизы. Например, водка, которая приходят из Закавказья, в два раза дешевле только потому, что акцизы с нее не уплачены.

— Вы можете предложить путь выхода их этой ситуации?

— Есть логичный путь, который уже прошли многие государства. Там эти марки, которые только обезображивают продукцию и делают ее дороже, ничем не защищая потребителей от подделки, вообще не клеятся. Самый лучший способ — государство должно взять на себя обязанности по контролю за оборотом спирта. Для этого даже не надо национализировать предприятия, производящие спирт. Просто открыть на них акцизные склады. Начислять акцизы нужно тогда, когда спирт был только произведен. И продавать сырье с уже начисленными акцизами. Тогда не будут нужны никакие марки. Однако проблема в том, что слишком много людей сегодня живут за счет этих марок. Одни богатеют на региональных марках, другие на федеральных, третьи — на нелегальных.

— Сейчас вы готовитесь отправить первую партию новой водки в США. А как обстоят дела с экспортом в целом?

— Экспортом БЛВЗ занимается в течение пяти лет, и входит в первую двадцатку российских экспортеров крепкого алкоголя. В 2001 году мы поставили на экспорт 4 тысячи гекалитров продукции, в прошлом году — 6 тысяч, в 2003 году намерены отправить за рубеж уже 12 тысяч гекалитров.

На Западе российская водка до сих пор занимает мизерную часть рынка. Например, Соединенные Штаты сейчас являются вторым, после России, рынком потребления крепкого алкоголя. Но в США в основном продается шведский «Абсолют», финская «Финляндия», водка из Дании, Польши, есть в продаже водки «Московская» и «Столичная», которые выпущены не в России, а в Риге. Чисто русскую же водку на Западе встретить сложно. Но мы постараемся это исправить.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости
Новости партнеров
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Рассказать новость