Экономика

Золотое дно

По утверждению психологов, до 80% потребителей при принятии решения о покупке нового товара ориентируются исключительно на оформление и качество упаковки. Для алтайских предприятий-производителей это далеко не новость. Между тем, впервые попытка обстоятельного разговора о перспективах упаковочной отрасли в крае состоялась лишь недавно. 29 октября в рамках выставки-ярмарки "Алтайская нива. Алтайагротех-2002" прошел "круглый стол", организованный Алтайской торгово-промышленной палатой. Руководство АлтТПП попыталось привлечь к обсуждению проблемы все заинтересованные стороны.

Заинтересованными сторонами оказались, во-первых, компании, являющиеся покупателями тары и упаковки. А, во-вторых, это сами производители упаковки, которые в условиях интенсивно растущих цен на сырье переживают сегодня не лучшие времена. Кроме этого за "круглым столом" собрались представители администрации Алтайского края, Алтайского союза предпринимателей и союза промышленников. Организаторы "круглого стола" не ставили перед участниками глобальных задач, и не собирались принимать по окончанию мероприятия никаких итоговых документов. Важнее было понять, есть ли вообще интерес у производителей упаковки и покупателей этой продукции вести диалог о развитии отрасли, а также какова по этому поводу позиция краевых властей.

Мнения были разные. Вячеслав Калачев, заместитель председателя исполкома Союза промышленников Алтая, бывший генеральный директор завода "Ротор": "Десятилетиями мы, будучи оборонщиками, с качеством продукции ни разу не подкачали. Это касается и гражданских заказов. А вот поиски достойной упаковки становились для предприятия просто мучением".

Очевидно, что не только "Ротор" имел такую головную боль. Дело в том, что до последнего времени ни одна федеральная структура не курировала разработку технологий в области производства упаковки и тары. Более того в России эта сфера, а также вопросы утилизации промышленной упаковки, не урегулированы законодательно. В 1999 году в структуре Российской торговой промышленной палаты (РТПП) был создан так называемый "комитет по предпринимательству в сфере упаковки". Специалистами РТПП был разработан и уже находится на общественном обсуждении проект федерального Закона "Об упаковке и упаковочных отходах". Судьбу законопроекта предугадать сложно. К сожалению, не удалось получить комментарии к нему и от участников "круглого стола" - большинство из них услышало о существовании законопроекта впервые. Зато о проблемах своих предприятий менеджеры компаний говорили крайне охотно.

Михаил Шацкий, менеджер компании "Ростпак" рассказал, что за последние пять месяцев стоимость сырья для производства упаковки (полипропиленовых мешков) выросла в два раза. Это обусловлено тем, что единственным его поставщиком в страны СНГ в настоящее время является белорусское предприятие "Белпак". Поставки в Россию осуществляются через ряд московских фирм, которые и диктуют свои условия на рынке. Подогревают ситуацию и хорошо налаженные поставки тары и упаковки из Китая. Китайские производители, по словам Михаила Шацкого, при низком качестве продукции выигрывают за счет дешевизны своего товара. "Нам сейчас крайне нужна мелкая бумажная упаковка для муки, чтобы фасовать по два килограмма продукции, - рассказал один менеджеров мукомольного предприятия "Поликорн", - Однако с ее приобретением серьезные проблемы. Не совсем устраивает и то, что мы покупаем сейчас. Эта упаковка не очень хорошо смотрится внешне и не выдерживает давления при транспортировке в железнодорожных вагонах".

Александр Блях, специалист сибирского представительства швейцарского упаковочного холдинга "Каэлер": "Алтай - ценный и перспективный регион. Так рассматривает его наша компания. Алтайская продукция высокого качества, а потому востребована в Европе. Теперь вам нужна качественная упаковка". В ближайшее время в крае будет налажена первая линия по производству трехслойной пленки для упаковки молока. Также появится упаковка, в которой молоко можно будет хранить на прилавке магазина до двух недель. Но это - единичные успехи нашей упаковочной отрасли. Ведущий специалист комитета по промышленности администрации Алтайского края Владимир Гурьевских считает, что как таковой индустрии упаковки в крае в настоящее время нет, "а потому говорить пока не о чем". Вячеслав Калачов с позицией представителя краевой власти не согласен: "Фирмам, выпускающим более менее приличную упаковку, нужно помогать уже сегодня. Они должны получать активное содействие со стороны краевой администрации для развития, приобретения нового оборудования".

Высказывание заместителя председателя исполкома Союза промышленников Алтая весьма своевременно. Велика вероятность того, что экспансия компаний, работающих на Западе России, будет сопровождаться приходом на территорию края крупных производителей упаковки и тары. Затем, согласно прогнозам, "западный капитал" довольно быстро полностью займет нишу утилизации и переработки промышленной упаковки. "Вопрос об утилизации упаковки в начале 21 века стоит очень остро, - говорит Александр Блях. - Все понимают, что ресурсы не безграничны. В Европе эта сфера на 90% контролируется мафией. Ведь это в большей мере золотое дно, чем любые россыпи алмазов". Учитывая, что в Алтайском крае производители и покупатели упаковки и тары не без участия АлтТПП только начали присматриваться друг к другу, а краевые власти избрали лишь наблюдательную позицию, такой прогноз развития событий имеет под собой все основания.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость