Череда федеральных выборов прошла, и цены рванули вверх. С 1 июля ожидаемо подорожали услуги ЖКХ. А вот августовское подорожание бензина стало менее ожидаемым. На днях его стоимость в среднем по России перевалила за психологически важную отметку в 30 рублей за литр. Алтайский край пока выглядит островком стабильности: по данным Росстата, топливо у нас одно из самых дешевых в России. Но, по словам местных участников рынка, в мелком опте дизельное топливо на прошлой неделе подорожало на полторы тысячи рублей за тонну, Аи-92 — на тысячу рублей за тонну. Значит, скоро отразится и на розничных ценниках.
Рост цен у нас привычно списывают на жадность монополистов. Но в случае с бензином это не совсем так. По данным компании "Алгоритм. Топливный интегратор", на себестоимость добычи и поставки приходится только 27,7% от конечной стоимости топлива, еще 23,3% – совокупная прибыль всех участников производственной и торговой цепочки. Остальные 49,9% – это доля государства: акциз, НДПИ и т. д. Это к вопросу о том, почему, когда нефть в мире дешевеет, российские ценники на АЗС живут своей жизнью и не думают снижаться. Ведь на саму добычу приходится всего 9,5% от себестоимости бензина.
В принципе, в западных странах бензин сейчас тоже дорожает. Но, например, власти Франции уже снижают пошлины на горючее, которые составляют около 80% цены.
Готово ли наше государство пожертвовать своими доходами и таким образом снизить нагрузку на потребителя? Вопрос, мне кажется, риторический. По долгосрочному плану правительства, акцизы будут расти на рубль в год и индексироваться в 2012 году – на 6%, а в 2013-м – еще на 5,4%.
Между тем, по данным Росстата, российские домохозяйства тратят на ЖКХ, воду, газ, электроэнергию и топливо все большую долю своего семейного дохода. После нынешнего роста тарифов и акцизов доля таких расходов, например, для семей с низкими доходами достигнет 19% личного бюджета. А это уже пятая часть дохода средней российской семьи.
Самое важное - в нашем Telegram-канале