Имя в истории: 65 лет легендарному фильму "Спартак", суперхиту советского проката

Редкий герой античного мира имел такую известность в нашей стране как этот фракиец-гладиатор. Правда, большая часть населения писало на стенах его имя из-за любви к короткому перепасу парней в красно-белых майках и ромбиком на груди. Но людей, внимательно штудирующих учебники истории или плакавших над романом Рафаэлло Джованьоли, тоже было в достатке. И, понятное дело, к легионам почитателей славного имени добавились стройные центурии киноманов, посмотревшие эпопею Стэнли Кубрика на широких экранах.

Фильм "Спартак".
Фильм "Спартак".
IMDB.com

Проверка на прочность

К концу 1950-х гг. критерием успеха для продюсера, режиссёра и киноактёра первой величины стало умение справиться с киноэпопеей и сыграть крупного исторического героя. Это было время расцвета пеплумов - масштабных фильмов о Древнем Риме (реже фильма с античным или библейский сюжетом). Идея снять фильм о предводителе восстания рабов - Спартаке - принадлежит знаменитому Кирку Дугласу, который получил право на экранизацию одноимённой книги. Но текст сценария, созданный Говардом Фастом, оказался, по словам актёра, "полной катастрофой": "В нём не используются драматические моменты книги. Его герои - ходячие монологи, они провозглашают идеи, и только". В итоге, сценарий создал Далтон Трамбо, пользуясь при этом подробным и глубоким пересказом истории Спартака, написанной английским писателем и философом Артуром Кестлером.

Строптивец Кубрик

Съёмки "Спартака" были очень проблемными. Уже через неделю после начала съёмочного процесса 54-летний режиссёр Энтони Манн успел снять сцену на соляных копях и повздорить с Дугласом. Кирк уволил неугодного режиссёра и вместо него пригласил Стэнли Кубрика, с которым познакомился на съёмках фильма "Тропы славы". Так 32-летний режиссёр вдруг оказался во главе постановки с бюджетом в 12 млн. долларов, с 27 тоннами платьев, туник и алюминиевых доспехов, многотысячной массовкой и с солидным составом исполнителей. К слову, Энтони Манн позже снял (в отместку?) два два похожих проекта, "Эль Сид" (1961) и "Падение Римской империи" (1964).

Фильм "Спартак".
IMDB.com

Чтобы сразу же обозначить подчиненное положение Кубрика, Дуглас решил представить его съёмочной группе в декорациях школы гладиаторов. Но первое, что сделал Стэнли, став режиссёром фильма, - уволил Сабину Бэтман, которая должна была играть Варинию. Уволил, хотя для неё уже были готовы костюмы и она даже позировала в них для рекламы вместе с другими актёрами.

Дуглас забеспокоился; он начал понимать, что Кубрик вовсе не сговорчивый и благодарный протеже, которого он облагодетельствовал. Это ощущение окрепло, когда Дуглас показал кое-что из отснятого Говарду Фасту. Романист пришёл в восторг. Какая удача, что Дуглас нашёл такого прекрасного режиссёра и так быстро! Дуглас разозлился. "Спартак" - его фильм, а не Кубрика. С этого момента тон его замечаний о режиссёре, даже для публикаций в прессе, сделался язвительным. Десятилетия спустя он всё ещё брюзжал: "Кубрик никогда не был энтузиастом картины, что меня задевало. Он из тех, кто привык всё делать по-своему, но эта вещь начата не им... корабль уже был спущен на воду".

Фильм "Спартак".
IMDB.com

Дуглас просчитался: он рассчитывал на то, что Кубриком будет легко помыкать, но внезапно оказался во власти решительного и непреклонного режиссёра-постановщика, который временами, казалось, мог померяться с ним самим упорством и самомнением. Кубрик снимал фильм в своём неторопливом темпе, что раздуло бюджет картины: Стэнли считал, что без потери качества можно снять только два плана в день.

Из 167 дней, потребовавшихся Кубрику для съёмок фильма, шесть недель ушло на постановку масштабных боевых сцен, в которых 8500 статистов воссоздавали сражения между римскими войсками и армией Спартака. По слухам, Тони Кёртис, уставший от долгих и изматывающих съёмок, спросил Джин Симмонс: "С кем нужно переспать, чтобы убраться с этой картины?". На это актриса ему ответила: "Когда узнаешь, дай мне знать". Неудивительно, что после окончания работ над "Спартаком" он переселился в Англию и все свои последующие фильмы создавал уже там, не допуская ни малейшего вмешательства чужаков в творческий процесс.

Романтики с большой дороги

Естественно, что исторические факты, знакомые всем ещё со школьной скамьи, представлены в фильме в несколько романтизированном виде. На этой основе были выстроены все личные - выдуманные - взаимоотношения между героями, среди которых присутствовали как реальные исторические фигуры (Красс, Спартак, Гракх, Цезарь), так и выдуманные персонажи (возлюбленная Спартака Вариния, Антоний, Лентул Батиат).

Фильм "Спартак".
IMDB.com

В фильме образ Спартака сильно идеализирован. По сюжету он был рабом с рождения. На самом деле он служил во вспомогательных войсках римской армии, дезертировал, но был пойман и продан в рабство. Об этом было известно сценаристам, но они сочли такой поворот истории недостаточно героическим. Кроме того, исторические источники упоминают об уничтожении по его приказу трёхсот пленных римлян в отместку за убийство Крикса. Чтобы показать своим воинам, что ждёт их, если они попадут в плен, перед сражением на глазах у обеих армий был распят римский солдат. Дважды Спартак уводил повстанцев к границам Италии и легко мог уйти от преследования, но оба раза возвращался для грабежей и разрушений...

Фильм "Спартак".
IMDB.com

Киногерой

Суровое, с мужественной ямочкой на подбородке, лицо Исера Гершелевича Даниеловича, более известного зрителю как Кирк Дугласа, стало символом сметающего всё на своём пути движения к свободе. Мускулистый раб ломал полководческие жезлы завоевателей, срывал пурпурные тоги с обрюзгших вельмож и менял сундуки с реквизированными драгоценностями на призрачные паруса пиратских кораблей.

Эмоции через край

Эта лента, сделанная в традициях американского героического кино, может быть скучна современному зрителю, но его без сомнения захлестнёт масштаб истории. Кубрик, хоть и под прессом, но показал и тренировки гладиаторов, и их кровавые бои, и размашистые сражения, и политические интриги Рима.

Фильм "Спартак".
IMDB.com

Самое поразительное - это сильная эмоциональность картины, особенно любовной линии. Это весьма необычно для Кубрика, известного своей бесстрастностью и сдержанностью. Так же стоит обратить внимание на актёрский состав. Кирк Дуглас укрепился во славе после этой роли, хотя чисто по актёрству он и уступает своим напарникам по площадке, особенно Лоуренсу Оливье, который своей ролью высокомерного, уверенного и жестокого аристократа Грасса сыграл, конечно, выше остальных и порой становится истинным центром картины.

Память в веках

В ленте полувековой выдержки Спартак принял смерть Христа. Рабства его порыв не отменил, наоборот, ещё два долгих тысячелетия большая часть человечества находилась в беспрекословном услужении цивилизованным господам. Но и значимость тех событий не уменьшить, особенно учитывая, что историю пишут победители, которым в этом случае не удалось скрыть свой страх перед побеждёнными невольниками.

Фильм "Спартак".
IMDB.com

О Спартаке написаны книги и исторические исследования, поставлены балеты и мюзиклы, снято множество фильмов, как о личности легендарной и заслуживающей восхищение. Отдать жизнь за свободу, быть готовым умереть за свои идеалы - это поистине великая цель, которую, конечно, пытались воплотить в жизнь и до, и после Спартака, но именно его имя лучше других сохранилось на скрижалях истории.

Успех

Естественно, "история раба, который бросил вызов Римской империи", как вещала реклама, не могла не тронуть сердца советских кинозрителей. В прокате 1967 года первую и вторую серию "Спартака" посмотрело соответственно 63 и 59 млн. человек, а в 1984-м, благодаря повторному выпуску, аудитория увеличилась ещё на 28,2 млн. Даже при средней цене в пределах 30 копеек кассовые сборы фильма в советском прокате могли исчисляться суммой 53,5 млн. рублей, что по тогдашнему официальному валютному курсу равнялось бы $86,3 млн.

Ссылка на эту страницу
Комментарии
Рассказать новость