Последний съёмочный день "Челюстей" выдался напряжённым. Спилберг, ожидая, что команда в конце концов искупает его в море, вместе с финальным "Снято!" стремительно покинул своих коллег, у которых были все основания если не утопить, то выразить своему шефу недовольство - съёмочный период вместо 52 занял целых 155 дней! Не имели причин для оптимизма и продюсеры: бюджет превышен более чем в два раза, чего ждать от фильма "про большую рыбу без кинозвёзд", совершенно непонятно. Сам Стивен на полном серьёзе считал, что его режиссёрская карьера окончена раз и навсегда. Тогда никому и в голову не могло прийти, что именно этот фильм перевернёт с ног на голову весь Голливуд и сформирует прокатную систему США (да и всего мира) в том виде, в каком она существует до сих пор.
Проглотит и не подавится

Никогда прежде кинокартины не выходили "широким экраном" (термин, по сути, появился именно в 1975-м) - даже самые успешные, как правило, сначала выпускались небольшим количеством копий и лишь со временем расширяли своё присутствие в театральной сети. За три года до "Челюстей" прокат оскароносного "Крёстного отца" начался всего лишь с пяти (!) экранов, а фильм Спилберга - с 462! Спустя месяц он шел уже в 675 кинотеатрах, став первой лентой, преодолевшей в США заветную планку в 100 миллионов долларов.
После столь головокружительного успеха студийные боссы открыли для себя потенциал летнего проката, а в обиходе окончательно прописалось слово "блокбастер". Кино про кровожадную морскую тварь посмотрели 67 миллионов американцев, отправив в карманы продюсеров 260 миллионов долларов (вкупе с заграницей "Челюсти" собрали фантастические 470 миллионов, и это при бюджете в казавшиеся многим "гигантские" 9 миллионов!).
Забавный факт: впоследствии продюсеры картины неоднократно говорили, что если бы они прочли роман Питера Бенчли дважды, то фильм никогда не был бы снят - слишком уж авантюрной и трудноподъёмной оказалась затея. Впрочем, сам автор литературного первоисточника однажды заявил, что вообще никогда бы не взялся за книгу про акулу-людоеда, разбирайся он хоть немного в поведении этих морских хищников.
Спасибо газетной заметки

Оказывается, история кино могла бы пойти иным путём, если бы Питеру Бенчли не попалась на глаза газетная заметка о рыбаке, поймавшем гигантскую белую акулу. Подкинув идею об океаническом хищнике, держащем в страхе пляжный городок, редактору Тому Кондону, Питер получил аванс в тысячу долларов и быстро принялся сочинять текст будущего остросюжетного триллера. Потенциал готовой книги не вдохновлял даже самого Бенчли, но его мнение о собственном труде поменяло издательство Bantam Books, предложившее дебютанту 575 тысяч долларов.

Ещё до того, как книга стала карабкаться по бестселлерной таблице, пристальное внимание к "Челюстям" проявила студия Universal в лице Дэвида Брауна и Ричарда Д. Занука, выплативших 175 тысяч долларов за права на экранизацию. Отказавшись от услуг режиссёра Дика Ричардса (тот имел привычку называть акулу китом, и глупая небрежность стоила ему места), они остановили выбор на 26-летнем самородке Стивене Спилберге, недавно завершившем работу над драмой "Шугарлендский экспресс".
Съёмки планировалось начать в мае 1974-го, однако до того проекту предстоял напряженный подготовительный период. Спилберг вознамерился основательно проредить бенчливскую историю, убрав из нее побочные сюжетные линии и поменяв повествовательную интонацию в пользу приключенческого зрелища.
Трое в лодке, не считая акулы

Питер Бенчли всерьёз рассматривал на главные роли кандидатуры Роберта Рэдфорда, Пола Ньюмана, Стива Маккуина, Джеффа Бриджеса и Джон Войт, настоящих голливудских звёзд, но все они поголовно отказывались, лишь только слышали о том, что им предлагают сыграть в фильме про акулу. Шерифа Броуди вроде бы хотел сыграть сам Чарльтон Хэстон, однако Спилберг и продюсеры были неумолимы: ни один актёр не должен затмить главную звезду ленты - гигантскую белую акулу. Хэстон сильно обиделся на Спилберга за отказ - в нескольких интервью легенда Голливуда отзывался о молодом режиссере крайне пренебрежительно и зарёкся когда-либо с ним работать.
Получив от ворот поворот у Джона Войта, которого постановщик видел в образе океанолога Хупера, Спилберг обратился к Ричарду Дрейфусу, переживавшему взлёт славы после роли в "Американских граффити", и тот неожиданно согласился, а на роль шерифа Броди позвали Роя Шайдером, который нравился режиссеру ещё по "Французскому связному".

Куда сложнее обстояли дела с Куинтом. Этого персонажа режиссёр хотел отдать какому-нибудь ветерану. Спилберг нацелился на Ли Марвина (правда, заядлый рыбак никак не мог смириться с тем, что на экране его любимое занятие будет показано в неприглядном виде). Идеальную кандидатуру подсказал продюсер, посоветовавший режиссёру присмотреться к Роберту Шоу - выдающемуся британскому актёру. "Дэвид, ты гений", - обрадовался Спилберг, осознавший, насколько точно Шоу вписывался в подобранную ему роль.
Враждебные воды
Роль курортного Эмити в фильме играл остров Мартас-Винъярд (штат Массачусетс), выбранный благодаря пологому песчаному дну, уходящему в океан на два десятка километров при постоянной глубине около десяти метров.

В таких условиях съёмки, казалось бы, должны пройти без сучка и задоринки, но по свидетельствам очевидцев, съёмки превратились в одну сплошную неприятность, а участники группы за спиной режиссёра называли фильм (Jaws - челюсти по-английски) не иначе как flaws (по-английски - "изъяны", "недостатки", "ошибки", "брак"). Над проектом нависла угроза актёрской забастовки, на площадке несколько раз возникали серьёзные инциденты, едва не стоившие жизни Спилбергу, аппаратура с только что снятым материалом периодически тонула, но главную проблему представляла собой акула, точнее, её искусственные двойники.
Для ленты сделали трёх полноразмерных пневматических акул. Стоило это удовольствие 250 тысяч долларов. По легенде, Спилберг официально называл акулу Брюсом, по имени своего адвоката. Несмотря на свою механическую природу, она обладала паршивым характером и никчёмным здоровьем. Попросту говоря, большую часть времени Брюс пребывал в нерабочем состоянии, заставляя постановщика перекраивать график, переписывать сценарий и снимать фильм про гигантскую акулу без самой героини в кадре.

Впрочем, чем были бы "Челюсти", будь с механической акулой всё в порядке, мы никогда не узнаем, поэтому воздадим должное непутёвым конструкторам - благодаря постоянным неполадкам режиссёр был вынужден нагнетать в кадре саспенс буквально из ничего - дрожащая ручная камера, съёмка на уровне воды "с точки зрения акулы", тревожная музыкальная тема...
В общую напряжённость, вызванную поломкой акулы, немалый вклад вносили накалённые отношения Дрейфуса и Шоу, а ткже хорошо известный всем алкоголизм последнего. Все эти передряги вконец измотали Спилберга, который после завершения съемок заявил: "Действие следующего моего фильма будет происходить на земле. В нём не будет даже сцен в душе!".
Публика вопила от страха, а боссы от предвкушения успеха
На тест-показах публика буквально вопила от страха, заглушая ревом диалоги и музыку. Все сомнения боссов Universal развеялись, уступив предвкушению грядущего успеха. Продюсеры решились на беспрецедентную промокампанию - никогда ещё реклама отдельно взятого фильма не обходилась в 700 тысяч долларов.

Для привлечения внимания к "Челюстям" использовалась не только телеролики - продюсеры совместно с книжным издательством, выпустившим книгу Бенчли, создали единый визуальный креатив для кино и книги и организовали турне по крупным городам США. Затем была придумана целая серия всякой сувенирки - футболки, полотенца, надувные матрасы в форме акулы и даже пластиковые плавники для тех, кто хотел потрепать нервы окружающим. В общем, о фильме тем летом узнал практически каждый американец.
Наутро после премьеры фильма большая белая акула проснулась знаменитой, а "Челюсти" стали классикой хоррора и родоначальником сотен голливудских триллеров, где персонажи бесстрашно сражаются со всевозможными плавающими, летающими и ползающими монстрами. Лента была номинирована на "Оскар" в четырёх категориях и одержала победу в трёх из них (за монтаж, оригинальную музыку и звук). Помимо "Оскара" картина завоевала ещё множество наград и была включена в огромное количество престижных списков. Продюсеры попытались сыграть на внимании к "Челюстям", продолжив историю новыми фильмами, оказавшимися один хуже другого (относительно приличным получился разве что второй).
Укротитель акул

Спустя годы понятно, что "Челюсти - фильм на века. В списке величайших фильмов всех времён и народов журнала Empire он значится под номером пять. Работа молодого Стивена Спилберга предельно реалистична и стилистически выверена. Да, акулы по большей части не достигают таких размеров, да и их поведение значительно отличается от образа действий акулы из "Челюстей". Но если отбросить эти нюансы, то перед нами лента о железном человеческом характере. История о долге, об отваге, основная сила которой - в режиссёрской работе. Соединив воедино наработки из поздних триллеров 50-60-х годов XX века с классическими философскими притчами вроде "Старика и море" Эрнеста Хемингуэя, постановщик сумел достичь того уровня искренности в своей работе, который не только мог развлечь и удивить зрителя, но и подталкивал его к серьёзным размышлениям на темы бренности жизни.