"Что? Где? Когда?" уникальна по многим параметрам. Во-первых, кажется, что она была всегда. И это отчасти соответствует действительности, так как ЧГК является программой-долгожителем отечественного телевидения наряду с КВН и "Спокойной ночи, малыши!". Во-вторых, не может не удивлять её высокий рейтинг. Игры разума в эпоху тотальной господства развлекухи и падения уровня образования - мыслимое ли дело? Наконец, ЧГК, в отличие от других телевизионных патриархов, несмотря на свой солидный возраст, не вызывает откликов, что-де и игра не та, что раньше, и "знатоки" уже не те. Нет, первые участники элитного Клуба знатоков, перешедшие в ранг магистров, с гордостью могут смотреть на племя младое и пытливое.
1. В отличие от "Своей игры", "Слабого звена", "Кто хочет стать миллионером" программа "Что? Где? Когда?"является исконно отечественным продуктом, разработанным настоящим демиургом советских телеигр Владимиром Ворошиловым. Театральный режиссёр и художник, он тонко чувствовал природу игры, её драматургию и эстетику. Игра была для него способом познания мира и человека, инструментом для художественной провокации.
2. Божья искра посетила его в магазине "Детский мир". Внимание Ворошилова привлекла игрушка "Скачущий всадник" - волчок, который выпускался на Московском станкостроительном заводе "Красный пролетарий". Стоит привести эту юлу в движение - и лошадка начинает скакать по кругу, перепрыгивая барьеры. Легенда гласит, что Ворошилов не мог оторваться от игрушки 10 дней. Он увидел в этой схеме и азарт (намёк на скачки!), и волю случая (волчок останавливается и как бы указывает волю жребия). В его воображении рождалась игра.
3. Правда, когда Ворошилов приделал к волчку стрелку, он тут же потерял центровку. Целое конструкторское бюро на заводе работало над тем, чтобы волчок не падал. В результате, его утяжелили, прикрепив к основанию металлическую подставку. Кстати, в 1986-м произошёл курьёз из-за каприза волчка - стрелка указала на музыкальную паузу трижды подряд при счете 0:0. Ныне время паузы определяет ведущий.
4. Игра стартовала под названием "Семейная викторина" "что? Где? Когда?". Представители двух самых распространённых фамилий в нашей стране боролись друг с другом, отвечая на замысловатые вопросы на глазах телезрителей. Семья инженера Иванова против семьи рабочего Кузнецова. Съёмки проходили в их квартирах, а потом монтировались. Участники должны были отвечать на вопросы членов другой команды, используя книги, находившиеся в доме. Не запрещалось также звонить друзьям. Время давалось для ответа не на каждый вопрос, а на все вопросы сразу.
5. Телеведущий комментировал игру, сидя рядом за столиком со знатоками. Но это был не Владимир Ворошилов, а... Александр Масляков. Дело в том, что создатель передачи на телевидении был персоной нон грата. Ворошилову было запрещено появляться в кадре в связи с гибелью участника передачи "А ну-ка, парни!", над которой он работал в начале 1970-х годов. Его прямой вины в трагедии не было, но Ворошилов попал в опалу.
Кстати, даже спустя годы в титрах не сообщалось, кто ведёт программу. Но уже не по цензурным соображениям, а для пущей интриги. Только много лет спустя зрители узнали, кто же такой на самом деле господин ведущий. Хрипловатый высокий баритон ведущего звучал откуда-то свыше - как голос "великого и ужасного" Гудвина в сказке про Изумрудный город. Это придавало передаче таинственность.
Консервативных советских зрителей поначалу шокировала жёсткость Ворошилова, его едкая ирония по отношению к знатокам. Однако элемент скандальности, конфликты знатоков с ведущим - стал двигателем программы.
6. Уже спустя год семейная викторина превратилась в телевизионный молодёжный клуб с тем же названием. Игроками первых сезонов стали студенты МГУ или инженерно-технические работники.
7. Участникам игры в те далёкие времена не давалась минута на обсуждение вопроса. Они отвечали сразу, и каждый играл за себя. Теперь даже странно представить себе такое, ведь именно обсуждение наиболее привлекательно в игре. Именно в нем - блеск эрудиции и интеллекта. А волчок тогда выполнял функцию выбора отвечающего.
8. Постепенно появились "классические" каноны: минута на обсуждение, игра до шести правильных ответов, спаянные команды-шестёрки знатоков во главе с капитаном, вопросы, составленные по принципу "угадай вещь, спрятанную в чёрном ящике". Зал время существования передачи в нём побывали сотни разных предметов: мыло, дирижёрская палочка, череп, туалетная бумага, свадебное платье и множество других вещей. Однажды среди них был даже настоящий авиационный "чёрный ящик". У знатоков есть шутка: если не знаешь что в ящике, говори - деньги. Если не знаешь кто, говори - Пушкин.
9. Окончательно образ программы сформировался лишь к 1977 году. Именно тогда в "Что? Где? Когда" появились команды из шести человек, дававшие ответ на вопрос после минуты обсуждения методом мозгового штурма. Такой формат программы очень понравился телезрителям. И если в 1977 году передача прошла всего один раз, то уже в 1978-м - целых девять. В 1979 году игроков впервые назвали знатоками и появились специальные призы - книги, вручаемые директором Московского дома книги Тамарой Вишняковой. Наиболее ценные экземпляры разыгрывались в итоговых новогодних играх. На рубеже эпох, когда распадался СССР, интеллектуальный клуб превратился в интеллектуальное казино, где игра шла на деньги.
10. Впервые музыкальная пауза появилась только в 1980 году. Благодаря игре "Что? Где? Когда?" прославилась в нашей стране прибалтийская певица Анне Вески. Минуя бдительную советскую цензуру, впервые в "ЧГК" удалось показать видеоклипы групп Queen и ABBA. На одной из передач решено было поставить Boney M, а дабы упредить претензии, что "это же музыка капиталистов", указали, что "ансамбль из ГДР". Некоторые телезрители писали: мол, хорошая передача, но "самый неудачный кусок - минута обсуждения. Сделайте вместо неё короткую музыкальную паузу". В разные годы на телешоу выступали: Людмила Гурченко, "Земляне", Эдита Пьеха и многие другие.
11. В течение первых семи лет передачу снимали в баре телецентра "Останкино". Там был круглый стол, который со временем стал непременным атрибутом игры. Какое-то время съёмки проходили в особняке на улице Герцена, потом в Центре международной торговли на Красной Пресне и, наконец, обрели пристанище в Охотничьем домике Нескучного сада. Колоритное с исторической точки зрения сооружение. Оно было возведено в середине XVIII века и представляло собой часть усадьбы князя Никиты Трубецкого. Когда в Охотничьем домике первый раз оказался Ворошилов, там было самое настоящее... отхожее место. После прихода ЧКГ Охотничий домик обрел новую жизнь. Общая площадь зала, в котором проходят съемки, относительно небольшая - 29 кв. м. Здесь могут разместиться 85 человек. На экране зал кажется более вместительным, но это за счёт зеркал, установленных на стенах и даже на потолке.
12. Каждое действие игры сопровождается определенной музыкальной композицией. Пока крутится волчок звучит композиция Геннадия Бондарёва "Дикая лошадь", чёрный ящик выносят под "Ra-Ta-Ta" Криса Ювенса и Кристиана Хайльбурга, а хрустальную сову вручают под аккомпанемент Homage To The Mountain группы Yello.
13. Символом игры является сова, а точнее филин по имени Фомка. В 1977 году он даже появился в зале во время игры. С 1984 года в качестве награды лучшие игроки получают "Хрустальную сову". В 2002 году к ней добавилась бриллиантовая. Её получает лучший игрок по результатам года. Любимый вопрос Владимира Ворошилова был связан как раз с совой: "Как вы думаете, что общего между передачей "Что? Где? Когда?" и художником Иеронимом Босхом?" Ответ: "Во всех передачах фигурирует сова, она же присутствует на всех картинах Босха".