До Светланы Дружининой подобные авантюрные ленты советские кинематографисты создавали только на зарубежном материале. Мини-сериал "Гардемарины, вперёд!" сломал стереотип, а костюмные фильмы о российской истории стали главной темой в творчестве режиссёра.
Рукописи не горят
Всё началось с телефонного звонка, который раздался в квартире Дружининой. Звонила Нины Соротокина с предложением дать режиссёру свой ещё неопубликованный роман "Трое из навигацкой школы" - как материал для сценария приключенческого фильма. По специальности Нина Матвеевна - инженер по строительству портов гидросооружений, но в свободное время баловалась сочинительством.
Дружинина нехотя согласилась встретиться с писательницей и обещала рассмотреть её предложение, но так и не нашла времени, чтобы почитать творение провинциальной писательницы, и та целый год пролежала у неё дома. А потом в квартире случился пожар, и одним из немногих, что уцелело, оказалась тяжёлая красная папка с рукописью. Так ею заинтересовался муж Светланы Сергеевны, кинооператор Анатолий Мукасей.
Неизданный роман ему чрезвычайно понравился, историю взахлеб прочитали дети Дружининой, и уже потом, заинтригованная такой популярностью книги в своей семье, с ней ознакомилась сама Светлана Сергеевна. История о друзьях из навигацкой школы оказалась на самом деле весьма интересной и необычной, Дружинина тут же загорелась желанием снять по ней фильм. Худсовет "Мосфильма" быстро одобрил идею создания "русских мушкетёров" и вскоре началась активная работа.
Как стать гардемарином?
С начала съёмок актёрский состав фильма менялся несколько раз. На роль Алёши Корсака пробовался Юрий Мороз, но ему пришлось отказаться от работы в фильме из-за экзаменов на режиссёрских курсах. Вместо него Дружинина пригласила Дмитрия Харатьяна.
В роли Саши Белова должен был сниматься Олег Меньшиков, но после того, как из фильма ушёл Юрий Мороз, предполагаемый актерский ансамбль развалился, и Дружининой пришлось искать нового актёра и на эту роль.Сергей Жигунов в то время только закончил театральное училище, он уже снимался в кино, но не сыграл ни одной заметной роли, и участие в фильме о гардемаринах стало поистине его звёздным часом.
Владимир Шевельков попал на съёмки позже всех, когда стало окончательно известно, что сын Дружининой сниматься в роли Никиты Оленева не будет. Принять предложение Дружининой Шевелькова уговорили его бдущие партнёры: "Давай соглашайся. Актёры хорошие подбираются. В самом деле - давай приезжай, а то ещё неизвестно, кого нам подсунуть могут".
Татьяна Лютаева, сыгравшая Анастасию Ягужинскую, как и Жигунов, пришла на съёмочную площадку прямо со студенческой скамьи, едва получив диплом ВГИКа. И первая же роль в кино сделала её знаменитой. На момент съёмок фильма Татьяна Лютаева ждала ребёнка (будущую актрису Агнию Дитковските). Правда, благодаря пышным платьям это незаметно.
Жигунов чуть не лишился глаза
Во время подготовки к съёмкам Сергея Жигунова призвали в армию. Но попал он в кавалерийский полк - единственную воинскую часть в стране, откуда бойца можно пригласить на съёмки в кино в любое время. Зато армейского обычая быть стриженным "под ноль" Сергею избежать не удалось. В середине съёмок гардемарин Белов лишился шикарной шевелюры. В некоторых сценах его кудри заменяет парик.
Однажды сорвиголова предложил самому опытному фехтовальщику, Владимиру Балону, знаменитому капитану гвардейцев кардинала Де Жюссаку, который играл в "Гардемаринах" Жака, слугу Де Брильи-Боярского, сразиться с ним по-настоящему. Тот долго отнекивался, но в конце концов согласился. Во время боя Жигунов не по правилам подбил клинок соперника, и его шпага угодила Сергею прямо под бровь. И в последующих сценах оператору пришлось прибегать к всяким хитростям, чтобы раненый глаз Жигунова не попадал в кадр.
Д'Артаньян всея Руси
Помимо молодых и малоизвестных актёров, в картине немало звёд своего времени: Владислав Стржельчик, Евгений Евстигнеев, Иннокентий Смоктуновский, Виктор Павлов, Александр Абдулов. А участие Боярского стало, возможно, одним из секретов популярности фильма.
Михаил Сергеевич говорит, что снимался у Дружининой с удовольствием, и со смехом вспоминает эпизод с "экзекуцией в варварской русской бане", когда его исхлестанный веником Де Брильи убегал в лес в чем мать родила. Боярский ожидал команды "стоп", а её всё не было. В результате актер вылетел прямо на прячущуюся в кустах публику - члёнов съемочной группы и поклонниц из ближайшего санатория.
Что такое "лафрен-лафра"?
Лиричности образу влюблённого авантюриста добавила песня "Голубка", написанная по просьбе самого Боярского. Некоторые находят, что её мелодия очень похожа на "Историю любви" Фрэнсиса Лея.Кстати, запоминающийся рефрен "ланфрен-ланфра" - ничего не значащие слова, что-то вроде "ой-люли" на французский манер.
Кстати, перед композитором Виктором Лебедевым и поэтом Юрием Ряшенцевым стояла нелёгкая задача. Слишком высока была планка, поднятая Максимом Дунаевским: вся страна распевала "Пора-пора- порадуемся на своем веку!" Тем не менее задуманное осуществили, и гимн гардемаринов "Не вешать нос..." звучал потом практически из всех динамиков страны.
Кроме Боярского и Харатьяна, никто из актёров не исполнял песни сам; за кадром пели Олег Анофриев, Елена Камбурова, Лариса Кандалова. Впрочем, некоторые герои и говорили "не своим голосом". Жигунова озвучивал Олег Меньшиков, Шевелькова - Александр Гриневич, Лютаеву - Анна Каменкова.
Секрет успеха
Когда "Гардемарины, вперёд!" вышли на телеэкраны, мнение о фильме разделились. Профессионалы в один голос говорили своё веское "фи!", а зрители смотрели, смотрели, смотрели... Русские мушкетёры, морские офицеры, а на деле - секретные агенты, не меньше. Их жизнь и служба проходят под девизом "Была бы честь!", звуковой ряд настраивает зрителя на не менее торжественный лад. Наивно, неправдоподобно, приторно или, как заметил исполнитель роли Оленева Владимир Шевельков, "мерзче фильма у меня не было". Впрочем, в нём говорила обида - у Владимира не сложились отношения с режиссёром Дружининой.
Секрет успеха так и остался нераскрытым. Четыре года спустя Светлана Дружинина поставила продолжение - "Виват, гардемарины!". Но сочное название не прибавило динамики самой картине, и возмужавшие герои неубедительно играли в войну. Авторы не разобрались, что принесло успех первой картине.
Судя по всему, авторы стреляли наугад и попали точно в цель. Романтичный Харатьян, пылкий и драчливый Жигунов, сентиментальный Шевельков - идеальное сочетание героев. Этот принцип со временем начнёт действовать при наборе певцов для бой-бэндов. К тому же "гардемарины" показали себя настоящими мужчинами - и шпагой владеют в совершенстве, и чужие тайны хранят, и влюбляются безнадежно, и при желании Империю спасти могут.
Немногие из девушек остались равнодушны при виде скачущего на коне Саши Белова, в развевающемся по ветру плаще и с горящим взором. Одно только это лёгкое, мимолётное очарование, сделало фильм "Гардемарины, вперёд!" достойным своего времени и вполне подходящим для ностальгических вечеров у телеэкрана.