40 лет назад «Вокзал на двоих» рассказал историю трагичного разрыва Максаковой и Таривердиева

40 лет назад на киноэкраны большой страны вышел фильм Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих». Картина сразу получила одобрительные отзывы кинокритиков и зрителей, став классикой отечественного кинематографа. В честь юбилея ленты и к 95-летию со дня рождения великого режиссёра фильм выходит в повторный прокат.

"Вокзал для двоих".
"Вокзал для двоих".
kinopoisk.ru

«Смешные невесёлые истории»

Картина стала третьей и завершающей в цикле фильмов Рязанова о том, как два непохожих и не очень везучих человека находят друг друга. Предыдущими были «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» и «Служебный роман».

Начиная с картины «Берегись автомобиля», Рязанов вместе со своим соавтором Эмилем Брагинским создал особый жанр отечественной кинокомедии — «смешные невесёлые истории». Именно так назывался литературный сборник их сценариев. Герой и героиня поначалу чужды друг другу, что не сулит особого веселья. Затем оппоненты сближаются, что сопровождается смешными перипетиями, а порой — трагикомическими. «Вокзал для двоих» создан по этому же рецепту. От других «невесёлых историй» он отличен тем, что тут, скорее, больше слёз, чем смеха.

Правда жизни

У выходящих сегодня на экраны фильмах в начальных титрах часто подчёркивается, что картина основана на какой-либо истории, произошедшей в реальности. Создатели «Вокзала для двоих» афишировать тот факт, что сценарий основан на реальных событиях не стали, а между тем в фильм включили сразу два эпизода из жизни.

В основу сюжета легла история, произошедшая в самом центре Москвы с автором множества бессмертных мелодий Микаэлом Таривердиевым. Именно он попал в своё время в ситуацию, аналогичную неприятности, в которой оказался герой Басилашвили — пианист Платон Рябинин.

Композитор Микаэл Таривердиев.
kinopoisk.ru

Композитор был в серьёзных отношениях с актрисой Людмилой Максаковой. Их отношения ни для кого не были секретом, и дело даже шло к свадьбе. Однажды они вместе ехали в автомобиле, а Таривердиев уступил даме сердца водительское место. Этот заезд закончился смертельным ДТП — погиб пешеход. Композитор решил взять вину на себя. Судебное разбирательство продлилось два года — истинная виновница трагедии вскоре отвернулась от Таривердиева, но музыканта в итоге амнистировали.

«Вокзал для двоих».
kinopoisk.ru

Второе происшествие, оказавшееся в тексте сценария «Вокзала для двоих», произошло в 1953 году. Поэт Ярослав Смеляков, являющийся автором стихотворения «Хорошая девочка Лида» звучавшем в комедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения «Шурика», отбывал наказание в лагере и навестил своих друзей — будущих кинодраматургов Валерия Фрида и Юлия Дунского, живших на поселении. После дружеского застолья они проспали подъём, и Фрид с Дунским тащили на себе ослабевшего Смелякова, чтобы тот не опоздал на утреннюю поверку, неявка на которую могла привести к увеличению срока.

«Чтоб я ел вот это? Это уже один раз ели!»

Действие «Вокзала для двоих» происходит в заштатном городке Заступинске — в реальности его никогда не существовало. Именно там главный герой отстаёт от своего поезда «Москва — Алма-Ата» после разборок с хамоватой официанткой в местном ресторане. Окружающие его персонажи — лабухи, перекупщики, проводники, привокзальные хулиганы, рыночные торговцы. Именно с ними предстояло столкнуться пианисту столичного оркестра Платону Рябнину.

«Вокзал для двоих».
kinopoisk.ru

Казалось бы, что могло сблизить этих двух людей? У них разное воспитание, образование, уровень благосостояния, различие укладов жизни в столице и провинции. Платона в буквальном и переносном смысле тошнит от комплексного обеда в привокзальном ресторане, от манеры обслуживания — «ненавязчивый» советский сервис режиссёр показал без прикрас, едко и метко. «Чтоб я ел вот это? Это уже один раз ели!», — одна из нескольких ставших крылатыми фраз, прозвучавшая во время той ссоры.

«Вокзал для двоих».
kinopoisk.ru

Ему бесконечно противна вся эта мышиная возня: спекуляция на дынях, чаевые, желание срубить лишний рубль… Но всё больше узнавая Веру Платон открывает суть её натуры. Вульгарность, базарные интонации, оборотистость с клиентами — это лишь защитная скорлупа, под которой прячется чистая женщина, жаждущая любви, готовая последовать примеру жён декабристов…

«Поезда опаздывают, стоянки сокращают — никакой личной жизни!»

Неизвестно, получил бы фильм такое признание, если бы не фееричный дуэт Людмилы Гурченко и Олега Басилашвили.

Когда-то «Карнавальная ночь» Рязанова принесла Гурченко всесоюзную славу. Режиссёр намечал её на главные роли в «Гусарской балладе» и «Иронии судьбы», но пробы она ен прошла. Вероятно, актрису это обидело. Но, вращаясь в одних и тех же кругах, трудно долго соблюдать бойкот.

«Вокзал для двоих».
kinopoisk.ru

На одной из телепередач актриса и режиссёр встретились и «выяснили отношения» перед миллионной аудиторией. Это сломало барьер, разделявший их многие годы. После Рязанов говорил о работе с Людмилой Марковной: «Такой самоотдачи, такого глубокого проникновения в суть своего персонажа я не встречал ни разу».

«Вокзал для двоих».
kinopoisk.ru

По словам режиссёра, на съёмочной площадке она стала камертоном, проверяющим достоверность происходящего. Актриса много привнесла и в свою роль, и в роль партнёра. Например, Басилашвили считал, что диалог в купе натянутый, и целоваться в кадре совершенно не обязательно — в сердцах актёр даже покинул съёмочную площадку. А Гурченко сама переписала диалог, он стал состоять из недомолвок и междометий, но превратился в искреннее, правдивое признание.

Не сыграли, а прожили

Олег Валерианович рад был сниматься во всех фильмах Рязанова, а потому предложение мэтра принял с радостью. Энтузиазм Басилашвили поугас в первые дни съёмок. Снимать картину начали не с начала, а с конца, где действие разворачивается на зоне. «Декорациями» для съёмок послужила одна из подмосковных колоний, а заключённые стали актёрами массовки. Присутствие артиста раздражало осуждённых: сытый, успешный, свободный. Да и самому Басилашвили дубли в колонии давались с огромным трудом. «Ты знаешь, я не могу ничего играть, находясь в этой среде. Что-то изображать рядом с теми, кто подлинно несчастен, кто отбывает наказание, — святотатство!», — признался актёр Рязанову.

«Вокзал для двоих».
filmpro.ru

«Съёмки проходили в морозные февральские дни, когда градусник показывал минус 30 градусов. И артистам пришлось не столько играть, сколько пробежать и пережить то, что предстояло пробежать и пережить их персонажам. Они спотыкались, падали, вставали, снова валились, ползли по снежной дороге, по-настоящему изнемогали от усталости. У Гурченко после
этих съёмок были вдрызг разбиты обе коленки», — вспоминал впоследствии Эльдар Рязанов.

«Люди добрые, это мой дебют на базаре!»

В этом фильме все артисты сыграли блестяще. А какие образы создали Никита Михалков и Нонна Мордюкова! Сестра Мордюковой рассказывала, что Нонна Викторовна взялась за роль «дяди Миши» с энтузиазмом, сама подбирала антураж для спекулянтки. Образ получился ёмким, всего один эпизод, а человек как на ладони. Дом — полная чаша мещанского великолепия, и даже заморский видеомагнитофон есть, которому она радуется, как ребёнок.

А с какой точностью Михалков сыграл проводника Андрея! Этот обаятельный наглец с железной фиксой, самоуверенный и деловой: тут купит — там продаст, «зайца» провезёт без билета. По представлению таких людей, все продаётся, даже совесть.

«Вокзал для двоих».
kinopoisk.ru

Герой Басилашвили — полная противоположность хаму Андрею. Он живёт по другим меркам. Не задумываясь, Платон взял на себя вину за то, что жена сбила человека, считая, что так и должен поступить настоящий мужчина. Да, он не герой, он покорен судьбе, но не струсит на глазах у женщины, которая ему дорога, и даже вступит в схватку с амбалом Андреем.

«Вокзал для двоих».
kinopoisk.ru

«Вокзал для двоих» — тот редкий случай, когда картина была принята с энтузиазмом и зрителями, и критиками. К сожалению, его участие в основном конкурсе Каннского кинофестиваля, совпало со шпионскимо скандалом между Францией и СССР, поэтому он не получил должной оценки. За то по опросу журнала «Советский экран» картина была признана лучшим фильмом года, но главной наградой стало то, что ленту любят по сей день.

Рассказать новость