В своё время Вия Артмане была одной из самых видных советских актрис. Восхищённые поклонники придумывали для своей любимицы самые лестные прозвища. Царственную Вию нарекли королевой советского кино, причём фанаты были уверены: в жилах женщины действительно течёт голубая кровь. Часто Артмане сравнивали с княгиней Монако, прозвав латышку "советской Грейс Келли". Поклонники её таланта и красоты даже не представляли себе, насколько метким было сравнение. Как и Келли, Артмане всю жизнь провела в "золотой клетке", лишь на закате лет найдя в себе силы признаться в этом людям.
Бедная пастушка
Алида Артмане родилась в 1929 году в небольшом латвийском хуторе в семье, где никогда не испытывали достатка. У неё было по-настоящему трудное детство. Отец-немец умер в результате несчастного случая ещё до её рождения. Мать же, простая крестьянка, полячка Анна Заборская, с большим трудом зарабатывала на пропитание себе и дочери. Через несколько лет после смерти отца девочки она смогла снова выйти замуж, но этот брак оказался несчастным - новый муж пил и бил, и Анна сбежала от него спустя несколько месяцев после замужества.
А дальше - жизнь батрачки. Ходили с хутора на хутор в надежде, что кто-то даст им работу и кусок хлеба. Анне приходилось вставать с первыми лучами солнца, а заканчивать свою работу с наступлением темноты. А девочка в это время была предоставлена сама себе. До тех пор, пока ей не исполнилось десять лет, - с этого времени Алиду определили в пастушки - следить за стадом коров.
В театр через студию
Когда девушке исполнилось 15 лет, Латвию освободили от гитлеровцев советские воины. У молодёжи появились новые интересы: республика начала бурно развиваться, а детский труд оказался под запретом. То, что эта власть была более справедливой, Анна с дочерью успели убедиться уже очень скоро. Алида успевала посещать не только обычную школу, но ещё и записалась в драматическую студию при Художественном академическом театре имени Яниса Райниса - с юности она увлекалась танцами и театром и мечтала о том, чтобы выступать на сцене. Мать же хотела, чтобы её дочь получила более "солидную" профессию.
Ещё во время учёбы Вию заметил основатель Художественного театра, режиссёр Эдуард Смильгис. Закончив учиться, она поступила к нему в труппу. Он учил дебютантку жить на сцене, забывая о том, что где-то есть зрители, помогал находить правильные интонации и движения. Девушка взяла себе новое имя - Вия. Ей казалось, что оно более привлекательное. Но самое главное, что девушка трудилась не покладая рук над каждой новой ролью: свой первый спектакль в 1949 году Вия отыграла почти в полуобморочном состоянии - так волновалась...
Очень быстро и на долгие годы Артмане стала ведущей актрисой театра. В основном она играла классический репертуар, и уже в начале карьеры такие роли, о которых некоторые актрисы мечтают годами, - шекспировских Джульетту и Офелию, Абигайль из пьесы Эжена Скриба "Стакан воды", Элизу из "Пигмалиона" Бернарда Шоу, Элен из "Войны и мира". Позднее были роли Настасьи Филипповны в "Идиоте", Надежды Монаховой в "Варварах" Горького, Аркадиной в "Чайке" Чехова, королевы Елизаветы и многие другие.
Однако сама Вия всегда пыталась выйти за пределы сложившегося типажа царственной красавицы. Она хотела работать не только с классикой, но и с современным материалом. Играть не только героев всем известных литературных произведений, но своих современниц - обычных женщин с их страданиями и надеждами, чувствами и страстями. Это стремление она смогла реализовать не в театре, а в кино.
Кино открыло новые горизонты
В середине 50-х годов спрос на актёров и актрис прибалтийского происхождения заметно возрос, не в последнюю очередь из-за того, что у них всё-таки был какой-то европейский стиль. Вия дебютировала в кино в 1956 году, сыграв в фильмах "После шторма" и "За лебединой стаей облаков". Потом была лента "Чужая в посёлке", где она сыграла директора рыбного завода. Но настоящую славу актрисе принесла роль в картине "Родная кровь" (1963).
Артмане сыграла главную героиню Соню, паромщицу, мать троих детей. Причём сумела донести то внутреннее достоинство, которое есть у героини, чем сразу же полюбилась миллионам советских женщин. Мелодрама пользовалась огромной популярностью советских зрителей и даже была отмечена на международных кинофестивалях. По результатам опроса журнала "Советский экран" Артмане признали лучшей актрисой года - так Вия стала всесоюзной звездой.
А дальше её пригласил сыграть одну из главных ролей в фильме "Никто не хотел умирать" литовский кинорежиссёр Витаутас Жалакявичус. Ему очень хотелось показать, что даже драматические повороты судьбы не в силах сломить слабую лишь на первый взгляд женщину...
В том же 1966 году Артмане снялась в ещё одном фильме - "Эдгар и Кристина" у режиссёра Рижской киностудии Леонида Лейманиса. Она сыграла главную героиню Кристину, причём сделала это очень пронзительно. Но иначе она и не могла - история конюха Эдгара и горничной Кристины в чём-то удивительно напоминала судьбу её мамы. Только здесь была более счастливая развязка - влюблённые, несмотря на многочисленные трудности, бросаются в объятия друг друга, чтобы не расставаться...
Афиши этого фильма привлекали к себе внимание в больших и малых городах всего Советского Союза. И в конце фильма, когда молодые люди давали всем понять, что отныне они неразлучны, плакали многие женщины: и русские, и украинки, и узбечки. Кстати, именно после этого фильма многих девочек стали называть Кристинами, тогда был настоящий всплеск "кристиномании". Следующий такой повторился только после показа в кинотеатрах мексиканской "Есении"...
Народная артистка СССР родилась нищей крестьянкой и выросла без отца, но стала настоящей королевой сцены и экрана.
Ошибка длиною в жизнь
Профессиональная судьба Вии Артмане сложилась на зависть удачно. Она состоялась как театральная актриса и прославилась на весь Союз как кинозвезда. Однако её личная жизнь была куда более драматична. На театральной сцене Вия познакомилась с актёром Артуром Димитерсом. Он был на 14 лет старше неё, да ещё и женат. Артмане сначала не обращала внимания на коллегу, но он оказался очень настойчив и целеустремлён. Агрессивно ухаживал, не давал молоденькой актрисе прохода, буквально преследовал, и, в конце концов, добился своего - Вия вышла замуж за Димитерса.
Уже через пару недель актриса пожалела о своём решении. Артур ревновал Вию, как говорится, к "каждому столбу". Следом шли придирки, ссоры и злые, несправедливые упрёки. Только вначале верилось пословице: "Ревнует, значит, любит". Потом, ссоры переросли в простую ругань и злобу. Кричали так, что стекла дрожали в квартире. Артур не хотел помочь ни в чём, уделяя время только самому себе. Впоследствии она признавалась, что настоящего женского счастья в её жизни так и не случилось: "Мой муж не был таким, о каком я мечтала и кого я бы хотела иметь рядом, но я смирилась. Полностью счастливой я себя никогда не чувствовала. Может быть, потому, что хорошего женского счастья у меня никогда не было. Меня никто не щадил, кроме мамы. Любимого, нежного мужчины рядом со мной не было. Могу сказать об этом совершенно откровенно".
Встреча, перевернувшая жизнь
С Евгением Матвеевым Вия встретилась на съёмочной площадке фильма "Родная кровь". Играя с ним невероятную любовь на экране, Вия не могла оставить без внимания тот огонь, который горел в душе актёра. Матвеев оказался пылким и страстным, нежным, внимательным и надёжным. Сыгранные образы получились настолько живыми и реальными, что людская молва их поженила сразу после выхода фильма в прокат. А муж актрисы был в ярости - уж очень роль была правдоподобной. Так сыграть можно только тогда, когда любишь. Это Артур хорошо знал. Вия терпела все нападки и оскорбления: чувствовала себя виноватой, ведь муж говорил правду.
У Матвеева в то время была жена и двое детей. Семьи рушить они не решились и не могли. Так и осталась тайна их отношений неразгаданной вплоть до смерти Вии. И только когда она уже почувствовала, что конец близок, призналась своей дочери, что её настоящий отец - Евгений Матвеев.
В последний раз они увиделись в 2002 году в Доме актёра, где проходил вечер в честь Артмане (ей исполнилось 70). Матвеев, худой и измученный болезнью, шёл через весь зал. Вия не ожидала его тут встретить, ведь у него был рак. В глазах актёра сверкал огонь страсти и любви. Они обнялись и долго стояли так. Не могли оторваться друг от друга, как будто чувствовали: встреча была последней. Родная кровь...
Травля на родине
Серьёзным испытанием для Артмане стал распад СССР. Она всегда с любовью отзывалась о русской культуре и, когда Латвия и Россия отдалились друг от друга, попала под удар националистически настроенных соотечественников. Она входила не только в артистическую, но и в номенклатурную элиту своей республики. Всё это вкупе с симпатиями к России привело к целенаправленной травле актрисы на родине. Причём дело не ограничилось грязными публикациями в СМИ.
В 1993 году в результате реституции у Артмане отобрали квартиру, так как дом в центре Риги передали потомкам бывшего владельца. При этом актриса никакой компенсации не получила. Она была вынуждена переехать на дачу в 40 км от города, где и жила последние годы. Однако, даже лишившись жилья, Вия не соглашалась на переезд в Москву, хотя имела такую возможность. Симпатии Артмане к России в конце концов обернулись её крещением в православие. Она приняла новую веру в конце 90-х вслед за своим сыном. При крещении актриса получила имя - Елисавета. Похоронили актрису по православному обычаю.