Когда любовь придёт не знаешь...
Говоришь "Николай Рыбников" представляешь простого рабочего парня с румяными щеками и лихим вихром, монтажника-верхолаза, штурмующего строительные высоты, лесоруба, срубающего могучие сосны, или сталевара с задушевной песней о родной улице и заводской проходной. Сильный, смелый, сознательный. Преданный, скромный, добрый. А улыбка такая, что таяли, как апрельский снег, передовые ткачихи и работницы литейных цехов. Только на одну женщину белокурую Аллочку Ларионову, Любаву из "Садко", восхитительную Анну на шее, рыбниковская волшебная улыбка долго не могла подействовать. Когда в 1956 году вышел фильм "Весна на Заречной улице" и в Рыбникова влюбилась вся страна, девушка его мечты собиралась замуж за актёра Ивана Переверзева, а Николай не знал, куда деться от отчаяния.
Аллочка купалась в обожании поклонников
Они познакомились на вступительных экзаменах во ВГИК в 1948 году. Оба поступили в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Ларионова рассказывала, что она первой обратила внимание на Рыбникова, а он тогда был увлечён другой. Но когда учёба подошла к концу, Николая как током ударило... Ларионова ездила в съёмочные экспедиции он находил её повсюду, слал телеграммы во все концы страны: "Люблю. Помню". Но куда там...
Она уже купалась в лучах славы и не знала отбоя от обожателей. Ларионова блистала в Венеции в 1953 году фильм "Садко" взял главный приз на кинофестивале, а она затмила всех своей красотой. Сам Фанфан-тюльпан, легендарный Жерар Филип, кокетничал с ней и писал стихи: "Со мной сидит блондинка в платье голубом, и я в неё влюблён", Чарли Чаплин приглашал её сниматься в кино. Потом была "Анна на шее", где от Ларионовой не мог отвести глаз сам Вертинский... У неё были и статусные почитатели, вроде министра культуры, и простые поклонники, которые дежурили под её окнами круглосуточно.
"Зачем, зачем на белом свете есть безответная любовь?"
Она всё больше и больше отдалялась от Рыбникова, а когда он узнал, что его любимая выбрала другого, рухнули последние надежды. Несмотря на все его старания, Алла Дмитриевна относилась к нему как к другу.
Её избранником стал Иван Переверзев, актёр послевоенного кинохита "Первая перчатка", с которым она познакомилась на съёмках картины "Садко". В нём чувствовалась мужская сила: здоровый, мощный, говорил басом, женщины от него были без ума. Иван Переверзев жил на широкую ногу. Но эта жизнь оставляла за собой шлейф из разбитых сердец...
Тогда Алла полагала, что именно с Иваном создаст хорошую семью, но этот период для Аллы Дмитриевны превратился в настоящий сюжет из "Санта-Барбары". В 1956 году она забеременела, Переверзев и Ларионова были на съёмках в Минске. Неожиданно Иван засобирался в Москву буквально на пару дней, по его же словам. Вскоре выяснилось: красавец мужчина женился на другой актрисе Кире Канаевой, которая также была беременна от него. Мир, который уже мысленно построила для себя Алла, рухнул в одночасье...
Сложно сказать, кто был первым: Ларионова ли вспомнила о своём преданном поклоннике и попросила его приехать, или до него долетели легкокрылые слухи, но 31 декабря 1956 года Рыбников, сбежав со съёмок, примчался к ней в Белоруссию. Он сделал ей предложение в Новый год, и 2 января 1957-го они расписались в минском загсе, уговорив работниц дворца поженить их вне очереди.
"Эх, Коля, прощай твоя холостяцкая жизнь!"
В 1957 году, спустя несколько недель после их свадьбы, состоялась премьера фильма "Высота", на которую Рыбников и Ларионова пришли вместе. Когда на экране его герой, влюблённый монтажник-верхолаз Коля Пасечник, взмахнув костылём, произнёс фразу "Эх, Коля, прощай твоя холостяцкая жизнь!", зал взорвался аплодисментами.
Рыбников был счастлив. Свою супругу он окружил не просто любовью поклонением, достойным богини. "Моя жена самая красивая в Советском Союзе" это были его любимые слова. Хозяйство, готовка, походы в магазин всё это он взвалил на свои плечи. "Как только мы поженились, вспоминала Алла Ларионова, я сразу же сказала: "Коля, даже если у нас останутся последние пять рублей, твои рубашки будет относить в прачечную домработница. Я стирать не могу. Мне это не дано". Он ответил: "Хорошо!" И клянусь, за всю жизнь ни разу мне претензий не высказывал".
И лапочки-дочки
Дочку Алёну Рыбников всегда считал своим ребёнком. А спустя несколько лет после свадьбы у Рыбникова и Ларионовой родилась Арина. Это счастливое для всех событие произошло в 1961 году, когда на экраны вышел фильм "Девчата" одна из лучших советских лирических комедий.
Сам Рыбников поначалу был не в особенном восторге от этой картины: считал сценарий слабоватым, с актрисой Надеждой Румянцевой (поварихой Тосей) частенько спорил на съёмочной площадке и был расстроен, что на роль красавицы Анфисы взяли Светлану Дружинину, а не Аллу Ларионову. Но успех фильма был настолько велик, что Рыбников просто не смог не полюбить картину.
Вместе навсегда
К сожалению, никогда больше ему не выпадали такие звёздные роли. Хотя были и после "Девчат" хорошие работы, запомнившиеся зрителям: тренер Лашков в "Хоккеистах", шахтёр Иван в "Седьмом небе", где Рыбников играл в паре с Ларионовой.
Начиная с 1980-х в жизни этой актёрской пары киноролей стало совсем мало. Менялась страна, менялись кумиры. Всё, что ассоциировалось со словом , стремительно выходило из моды. И Рыбников с Ларионовой, герои 1950-1960-х годов, не стали исключением. Фильмы, в которых Николай Николаевич снимался в годы перестройки, не доставляли радости даже ему, и казалось, что время его безвозвратно ушло.
Правда, оставались творческие вечера, на которых Рыбников был звездой, как и прежде. Когда он, постаревший, располневший, выходил на сцену и начинал что-то рассказывать или брал в руки гитару и пел: "Когда весна придёт, не знаю..." или "Не кочегары мы, не плотники...", зал замирал. Он видел "того Рыбникова": обаятельного, бодрого, с той же необыкновенной улыбкой.
Николай Николаевич умер в октябре 1990 года, совсем немного не дожив до своего 60-летия во сне у него случился инсульт. Боль этой потери для Аллы Дмитриевны оказалась невыносимой. Она оставила их прекрасную пятикомнатную квартиру в центре Москвы, где все ей напоминало о нем, и поселилась в скромной "двушке" в панельном доме. Принимала гостей и пыталась найти забвение в работе: с театральной антрепризой объехала полстраны. Вернее то, что от этой страны осталось. Она пережила мужа на десять лет и ушла так же тихо во сне, не дожив до своего 70-летия всего нескольких месяцев. Похоронили Аллу Ларионову на Троекуровском кладбище рядом с могилой мужа.