«Для меня распахнулась бездна»
Изначально Климов не собирался делать фильм про Распутина. У молодого режиссёра, снявшего «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» и имевшего репутацию «нового комедийного таланта», не было никакого интереса углубляться в исторические дебри предреволюционной России. Но к нему обратился мэтр советского кинематографа Иван Пырьев, предложив экранизировать пьесу Алексея Толстого «Заговор императрицы», приурочив это кино к 50-летию Октябрьской революции.
Климов пьесу прочитал, но не впечатлился, назвал её «картонной вещью». Однако Пырьев не отставал. «Он совсем меня ошарашил, спросив, что я знаю о Григории Распутине, — вспоминал позже режиссёр. — Пырьев предложил мне достать и прочитать протоколы допросов послереволюционной комиссии по расследованию государственных преступлений Временного правительства. Из 18 томов отчётов я тогда с ходу прочёл восемь. Передо мной словно распахнулась бездна российской истории».
Божий человек или авантюрист?
Распутин — одна из самых легендарных и противоречивых фигур дореволюционной России, обросшая домыслами и мифами. До сих пор историки не могут сойтись во мнении, кем он был — лекарем и провидцем или авантюристом. Впервые встретившись с ним в 1905 году, император Николай II назвал его «божьим человеком». Когда выяснилось, что Григорию Распутину удаётся останавливать кровотечения цесаревича Алексея, страдавшего гемофилией, он быстро стал «другом» царской семьи.
Самое известное пророчество Распутина: «Покуда я жив, будет жить и династия». Оно сбылось — после убийства Григория в ночь на 17 декабря 1916 года династия Романовых не продержалась и двух месяцев.
Цензура не приняла "Антихриста"
Режиссёр увлёкся темой Распутина, написать сценарий к фильму он попросил своих друзей — Илью Нусинова и Семёна Лунгина (сценаристы «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»). Первый их вариант имел рабочее название «Антихрист» — в нём были представлены два разных Распутина: один — реальный, а другой — такой, каким его представляла молва. Но в сценарно-редакционной коллегии идеи сценаристов не оценили. В 1967 году был представлен новый вариант, который сначала одобрили, но потом всё равно не допустили до съёмок. Лишь в 1973 году, когда 50-летие Октября давно прошло, уже третий вариант сценария всё-таки приняли, и фильм запустили в производство.
Мессинг одобрил актёра с «сумасшедшим глазом»
Когда Элем Климов стал искать исполнителя главной роли, от предложений не было отбоя — сыграть «старца» мечтали самые известные и талантливые актёры советского экрана. На пробы пришли звёзды: Иннокентий Смоктуновский, Анатолий Папанов, Михаил Ульянов, Евгений Евстигнеев, Леонид Марков, Евгений Лебедев. «Я пробовался с особым чувством, — вспоминал Ульянов. — Такая мощнейшая роль — подарок в судьбе актёра! Но Элем искал актёра, внешне похожего на Распутина, с белыми, страшными глазами. Поэтому я не был утверждён. Обидно!»
Смоктуновский и Папанов были «забракованы» из-за своей известности и узнаваемости. Больше всех на роль подходил Леонид Марков — и по возрасту, и по внешности. Алексей Петренко, провинциал, приехавший с Украины, был «тёмной лошадкой». Режиссёр долго сомневался, но всё-таки остановил свой выбор на никому не известном актёре: у него были «сумасшедший глаз» и сильная энергетика.
Кстати, на пробы даже пригласили нескольких экстрасенсов, в том числе и знаменитого Вольфа Мессинга. Выбор Петренко «профессионалы» одобрили. А сам актёр набрался храбрости и уговорил Мессинга сфотографироваться с ним вместе. Ходили слухи, что маг пообещал Петренко: пока тот носит с собой их совместное фото, у него всё будет получаться. Актёр поверил и всегда носил фото в кармане, истрепав до неузнаваемого состояния. Впрочем, от бед это его не уберегло...
После Ленина царя играть нельзя!
Ещё одна важная роль в фильме — Николая II. Режиссёр уделял этому персонажу много внимания, хотел показать, что последний российский император — воплощение политической и государственной безответственности, на которого со всех сторон давили разные силы, а он был не в состоянии им противостоять.
«Мы пробовали показать бессилие власти через комплексы царя, — рассказывал Элем Климов. — Например, в фильме есть сцена, когда царь стреляет ворон. Для чего она? Из исторических свидетельств известно, что Николай II любил стрелять по птицам, и весьма метко попадал. Эта сцена не нами придумана, но смысл её — наш. Мы хотели показать человека с парализованной волей, с нулевой самостоятельностью, который вдруг, в этой абсурдной борьбе с воронами, чувствует себя хозяином положения».
Сыграть Николая очень хотел Кирилл Лавров. Но артиста «забраковал» отдел культуры ЦК партии, ведь до этого он Ленина в фильме «Доверие». По советским канонам, один и тот же актёр не мог исполнять роль вождя мирового пролетариата и царя! Кирилл Лавров устроил в высоких кабинетах страшный скандал, но это ему не помогло: на роль Николая взяли Анатолия Ромашина, у которого, по мнению режиссёра, были «плывущие, зыбкие глаза, как и должно быть в картине».
Очевидное — невероятное
На съёмки «Агонии» выделили миллион рублей, что в те годы было огромной суммой. Снимали в павильонах «Мосфильма», ездили в Тюменскую область на родину Распутина... Больше всех старался Алексей Петренко: «Я играл так, чтобы зритель чувствовал гипноз Распутина, которым он обладал, — вспоминал потом актёр. — И никаким этот сибирский мужик не был шарлатаном, как некоторые считают».
По словам других участников труппы, Петренко буквально «топил» всех своей мощнейшей энергетикой. Правда, и сам от этого пострадал — из-за физических, нервных, психологических перегрузок у него вдруг во время съёмок случился сердечный приступ, вся работа была под угрозой. Кое-как оправился, но на съёмочной площадке с тех пор каждый день дежурили бригады скорой помощи.
Возникали и другие сложности. К примеру, сцена, в которой баронесса Н. решает отдаться Распутину, чтобы спасти мужа. Ей по сценарию надо было раздеться, обнажив грудь. В те времена на такое могла решиться не каждая актриса. У 26-летней Нелли Пшённой не было опыта подобных съёмок, поэтому из-за перенапряжения и смущения её тело покрылось сыпью. Киногруппа не могла выгнать лишних людей с площадки на «Мосфильме», потому что в то время показ обнажённых натурщиц было диковинкой! Режиссёр нервничал, требовал разогнать зевак, а они все лезли во все щели...
Распутина много, большевиков мало
В 1975 году «Агонию» сняли, но на экраны фильм так и не попал. Очевидно, увидев этот фильм, кинематографические чиновники восприняли его как развёрнутую метафору разложения верхов в брежневскую эпоху. Как оказалось - не зря: партийные бонзы, посмотрев фильм, узнали в его персонажах ... самих себя и выразили высочайший гнев.
Картина была принята по высшей категории. Группе выплатили деньги и... положили фильм на полку. Между тем слава о нём шла по миру. Великий японский кинорежиссёр Акира Куросава снимал тогда в СССР «Дерсу Узала» и смог увидеть "Агонию" на «Мосфильме». Говорят, после просмотра, когда зажёгся свет, мэтр встал и пять минут демонстративно аплодировал.
Фильм вышел в прокат только в 1985 году, с началом перестройки. Но постперестроечная политическая ситуация в России снова напомнила о беспомощном царе-батюшке в окружении горемыкиных, пуришкевичей, вырубовых...