"В фильме я хотел рассказать о хорошем, добром парне, который как бы "развозит" на своём "газике" доброту людям, - говорил Шукшин о замысле своей картины. - Он не знает, как она нужна им, он делает это потому, что добрый запас его души большой и просит выхода. Не ахти какая мысль, но фильм делать стоило".
С чистым сердцем
В 1963 году Шукшин опубликовал в журнале "Новый мир" два своих рассказа: "Гринька Малюгин" и "Классный водитель". И сразу же написал по ним сценарий о простом алтайском шофёре Пашке Колокольникове - безалаберном, весёлом, влюблённом в жизнь, хвастливом, любвеобильном, но при этом очень добром и способном на геройский поступок. Своё творение писатель отнёс на киностудию имени Горького, в штате которой он как выпускник ВГИКа в то время состоял. Сценарий приняли к постановке. Но, как и всё, что делал Шукшин, с оговорками.
Будет вам подвиг!
С одной стороны, главный герой - простой парень, шофёр - такой типаж очень импонировал кинематографу первого в мире государства рабочих и крестьян. С другой стороны, советские чиновники от кино и литературные критики неизменно ругали Шукшина за мелкотемье. Мол, да, герои из народа, милые, добрые, часто симпатичные, немного чудаковатые. Но что за бытовые диалоги? Что за жанровые сценки? Где масштабные личности? И где подвиги, которые советские люди совершают практически каждый день?
Шукшин не стал конфликтовать с начальством: он добавил в сценарий эпизод спожаром на нефтебазе, когда главный герой Пашка Колокольников садится за руль пылающего грузовика, выводит его за пределы базы и отправляет под откос. Шофёр остался жив, но получил травмы. Теперь за ним числится подвиг, теперь он по-настоящему советский человек!
Человек из народа
Ещё во время учёбы во ВГИКе Василий Шукшин подружился с Леонидом Куравлёвым, снял его в своей дипломной короткометражке "Из Лебяжьего сообщают", и главную роль в полнометражном дебюте тоже предложил ему. Шукшин был настолько уверен в своём выборе, что даже не стал приглашать на пробы других актёров.
Куравлёв с конца 1950-х годов утвердился в амплуа простого и хорошего советского паренька. Человека, который понравится любому. Такому образу очень способствовала внешность артиста. Кроме того, он умел играть, представляя своих героев иронически и в то же время как-то по-доброму, с любовью. И это при том, что в жизни Леонид Вячеславович был человеком немягким, нелюдимым.
Кстати, Владимир Высоцкий также мечтал об этой роли: на заре своей карьеры он считал, что будет выступать в амплуа "человека из народа". Но Шукшин почувствовал в великом барде особенный, глубоко городской нерв, которого в принципе не могло быть у рабочего паренька. Нет, Пирамидоном мог стать только Куравлёв! Однако пробы актёра не понравились худсовету, и режиссёру пришлось идти наперекор всем.
Старая гвардия и неожиданная смерть
Хоть 34-летний Шукшин уже вовсю снимался в кино, его слава только набирала ход, поэтому заманить известных артистов на картину Шукшину было очень трудно. Мало того что режиссёр начинающий, тут ещё надо было вывезти большую группу артистов на Алтай, где предстояло прожить несколько месяцев. Поэтому "крупные кинематографические рыбы" срывались с его крючка. Первым оказался Игорь Ильинский, пообещавший сыграть роль водителя Кондрата Степановича, наставника Пашки, но так и не добравшийся до Сибири. После на эту роль был приглашён знаменитый Иван Переверзев, но он тоже не доехал до алтайских красот.
Спасти Шукшина вызвался Борис Балакин, хотя у него были проблемы со здоровьем. Актёр сыграл всего горстку эпизодических ролей, поэтому с радостью отозвался на приглашение режиссёра. К великому огорчению всей съёмочной группы, он умер прямо на съёмочной площадке. 50-летний актёр не хотел подводить группу и пять дней приходил сниматься больным, с высокой температурой. Сердце не выдержало нагрузки. Шукшин потом долго себя укорял, что проглядел болезнь артиста и не остановил съёмки.
Начальство настаивало, чтобы всю линию с персонажем умершего актёра пересняли с другим исполнителем, но Шукшин переписал сценарий таким образом, чтобы отснятый с Борисом Ивановичем материал выглядел завершённым.
Роскошная Нина Сазонова была заманена на съёмки возможностью сыграть с Ильинским. Она уже была в то время звездой Театра Советской Армии. Узнав, что сам Ильинский едет на Алтай, она согласилась. Примерно таким же макаром молодой Макарыч заманил знаменитую Анастасию Зуеву к себе в картину. Старая гвардия не подкачала и придала картине основательности.
Роли для друзей и любовниц
Но всё же основные роли в фильме играли малоизвестные молодые актёры. Шукшин планомерно заполнял кадры фильма своими друзьями и коллегами. Например, у него снялась семейная пара режиссёров: Ренита и Юрий Григорьевы. Дама играет весёлую попутчицу, которую Пашка подхватил у парома, а мужчина - ревнивого жениха.
Во время работы над фильмом у Василия Шукшина был роман с Беллой Ахмадулиной, и он пригласил девушку сняться в небольшой роли в своём дебюте. Она сыграла столичную журналистку, которая пришла взять интервью у главного героя. Роман режиссёра и поэтессы продлился недолго, они были слишком разные - он стремился отправить её в деревню избавляться от "интеллигентской зауми", она же старалась приобщить сурового сибиряка к высоким литературно-поэтическим кругам.
Яркую роль сыграл 19-летний Родион Нахапетов, а жену председателя колхоза - Нина Иванова, ставшая звездой лишь одной картины "Весна на Заречной улице". Мало кто узнает в одной из моделей в сельском клубе Ангелину Вовк. Но это именно она демонстрирует удобную одежду для селянок.
Сцены из жизни
Чуйский тракт - рабочая трасса Алтая, - постоянная тема фильма. Здесь во время съёмок на натуре Шукшин стал свидетелем жизненных ситуациё, которые включил в сюжет фильма. Режиссёр до боли возмутился, увидев, как строился деревянный мост. Работали женщины, а бригадир-мужчина прохаживался мимо да покрикивал на них. Режиссёр "отомстил" лентяю и хаму: в фильме свидетелем подобной сцены стал Пашка, вдосталь поиздевавшийся над бригадиром. Случайная встреча на съёмках с цыганами, гнавшими скот, превратилась на экране в комическую сценку: Пашкина машина застревает в кудряво-блеющей отаре, и бестолковые овцы никак не хотят расчистить путь.
"Есть такой режиссёр!"
В 1964 году картина "Живёт такой парень" получила "Льва святого Марка" на Венецианском фестивале, а советский режиссёр Марк Донской, посмотрев эту работу Шукшина, воскликнул: "Есть такой режиссёр!"
Спустя годы Шукшин без тепла отзывался об этой своей первой режиссёрской работе, говоря, что фильм получился "больно благополучный". И в самом деле, конфликты в последующих фильмах мастера станут глубже, острее, а герои по возрасту перешагнут безоблачную пору молодости. Первый же фильм останется свидетельством душевной авторской влюблённости в свою малую родину, в её людей и жизнь.