Образование

Большая перемена: зачем в Алтайском крае массово оптимизируют школы

В 2017 году в Алтайском крае стартовал процесс массовой реорганизации школ. Десятки сельских учреждений лишатся статуса самостоятельного юрлица и станут филиалами. Власти края утверждают, что главная цель — повысить качество образования детей, а не сэкономить деньги. В самих школах, попавших "под раздачу", опасаются сокращения зарплат и учеников. А в ряде сельсоветов говорят, что не против оптимизации, но не согласны с тем, как она проводится.

Школа.
Школа.
Михаил Хаустов

Благие намерения

Процесс реорганизации школ начался в крае еще в 2011 году. Сегодня, сообщил министр образования края Александр Жидких, в регионе создано 135 филиалов. К концу 2017 года их по планам должно стать 300. То есть число увеличится более чем в два раза. Всего в крае работают 692 малокомплектные школы.

Власти объясняют: преобразования проводятся, чтобы повысить качество образования детей в малых селах.

Александр Карлин:

Нами делается все, чтобы по-современному обустроить образовательные учреждения. Чтобы там учили ребят в соответствии с нацио­нальными стандартами. И сейчас такие услуги мы уже предоставляем 80% наших школьников. Но 20% не имеют таких возможностей. И эти школьники живут именно на селе. А мы обязаны обеспечить всех алтайских ребят возможностью получать современное образование.

Почему знаменитый алтайский фермер Виктор Траутвейн никому никогда не кланялся

Он пояснил, что речь идет не только о новом оборудовании, образовательном процессе, но и о качестве педагогов: "Во многих наших школах преподают замечательные учителя. Но есть и слабые кадры. Мы часто говорим, чтобы педагоги получали достойную зарплату, но ведь и сами учителя должны соответствовать высоким требованиям. Однако это не везде достигается".

Кроме того, утверждают власти, после реорганизации детям и школам из отдаленных сел станут доступны услуги логопедов, дефектологов, психологов и т. д. Филиалы смогут использовать оборудование базовых школ без заключения договоров, оперативно решать вопросы "замены" учителей.

В правительстве края говорят: то, как происходит реорганизация, — сфера ответственности районов.

Александр Карлин:

Была дана глобальная общая команда на места: быть умными и осмотрительными. То есть доводить до населения суть происходящей оптимизации. Этот процесс идет уже много лет. И там, где местное руководство смогло выстроить работу в школах и с населением, вопросов не возникает. А где-то затянули процесс, не смогли создать системную работу, поэтому решают эти вопросы не по-умному, с нажимом.

А на местах ситуация выглядит очень разношерстно.

Около 70% выпускников средней школы не могут похвастаться хорошим здоровьем.
Михаил Хаустов

Близок локоток

В Масальской школе Локтевского района учатся 165 учеников, еще 10 ребят ходят в предшколу. Это самая крупная сельская школа в районе. Ее хотели присоединить к школе № 4 Горняка — самой многочисленной в городе, расположенной в 30 километрах от Масальского. "Эта логика нам была непонятна", — говорит глава администрации поселения Нина Тишенкова.

Она приводит и другие примеры: "Например, Гилевскую и Каменскую школы, в которых учится по 90–100 детей, хотели присоединить к Георгиевской, где учится 58 человек".

Учителя оказались категорически против лишения школы статуса юрлица.

Татьяна Вакулина,
экс-директор:

Мы опасались сразу нескольких вещей. Во-первых, у нас перед глазами был пример больницы, которую тоже сначала сделали филиалом, а теперь там один фельд­шер работает. Во-вторых, мы боялись, что учеников 10–11-х классов придется возить в Горняк. В-третьих, могло кардинально измениться материально-техническое обеспечение: оборудование столовых, классов химии, физики, другая аппаратура идут прежде всего в головные школы.

Кроме того, педагоги видели риск снижения заработной платы: учителя, работающие в филиале городской школы, могли потерять 25-процентную сельскую надбавку.

По словам Вакулиной, педагоги хотели пойти в прокуратуру и рассматривали даже вариант голодовки. К ситуации, говорят в селе, подключился председатель краевого Заксоб­рания (АКЗС) Александр Романенко, это его депутатский округ. В результате школе сохранили самостоятельный статус.

Александр Романенко,
председатель краевого Заксоб­рания (АКЗС):

Масальская школа и по числу учащихся, и по другим критериям, я считаю, вправе работать как самостоятельное юридическое учреждение. Я бы принимал решение о присоединении некоторых школ района именно к Масальской школе, но не наоборот. К сожалению, в данном случае мы столкнулись с непродуманной политикой муниципальных органов власти, которая привела к накаливанию обстановки. В районе действительно есть школы, которые нужно присоединять к более крупным. Но есть и примеры, которые вызывают вопросы. Например, Гилевскую школу собирались присоединить не к Масальской, которая рядом, а к школе Горняка, находящейся за 100 км. Но после нашего вмешательства ситуация, я считаю, полностью урегулирована.

С Татьяной Вакулиной из Масальского администрация района расторгла трудовой договор.

Педагоги другого села района, Успенки, тоже оказались недовольны намерением присоединить их школу к горняцкой. Они написали письмо в региональное отделение "Справедливой России". Учителя подчеркнули: у школы хорошие показатели по качеству образования.

Они переживают, что лишатся ряда выплат. Ссылаясь на правовые акты, они говорят: норматив наполняемости класса в городских школах — 25 человек, в сельских — 14. "Если мы становимся филиалом городской школы, то классы нормам соответствовать не будут, а значит, уменьшится наша зарплата", — пишут они.

Педагоги беспокоятся и об оттоке учеников: "Многие родители, для которых статус учебного заведения важен, переведут своих детей в городские школы. Наше село находится в пяти километрах от города, автобусы ходят регулярно, вероятность оттока очень велика".

Барнаульская школа.
Михаил Хаустов

Разношерстная кампания

Министр образования Алтая — о кадрах в сельских школах, монетизации науки и закрытых вузах

Пример Локтевского района — один из многих. Обеспокоены жители и многих других сел. Хотя специфика везде разная.

Так, школу села Пещерка Залесовского района намерены преобразовать в филиал Борисовской школы, написали родители в "Справедливую Россию". Их возмутило, что власти называют причиной низкое качество образования. Родители подчеркивают: по итогам проведения независимой оценки качества школьного образования в 2015 году был составлен перечень лучших образовательных организаций. И в него вошли всего две школы Залесовского района: Пещерская и Каменская. Последняя тоже готовится стать филиалом Борисовской.

В краевую парторганизацию КПРФ пришло обращение из Мартовской школы Хабарского района, которую намерены сделать филиалом Свердловской школы, сообщила газета "Голос труда" 10 марта. "Средний балл ЕГЭ по обязательным предметам выше среднего показателя по району. За последние три года в муниципальном этапе олимпиад наша школа имеет 18 победителей и призеров. На базе школы работает ДЮСШ по легкой атлетике, секции по футболу, баскетболу и волейболу", — перечисляют качественные характеристики авторы обращения. В школе переоснащена столовая, построен стадион "Триумф", который является единственным в районе, соответствующим всем требованиям для проведения краевых соревнований.

Сегодня количество обучающихся в Мартовской школе больше, чем в Свердловской. Жители переживают, что филиал — первый шаг к закрытию школы.

В поселке Богатское того же Хабарского района стоял вопрос о том, что, возможно, придется возить детей в Новоильинскую школу. 27 учеников — за 20 километров по ужасной дороге. Однако глава сельсовета Сергей Чурсин сообщил altapress.ru, что принято решение школу Богатского сделать филиалом, но сохранить учебный процесс на ее базе в самом поселке.

В Кулунде, по сообщению депутата Барнаульской гордумы Оксаны Молодых, из 20 школ статус юрлица сохранят только шесть-семь. А в райцентре закроют одну из двух школ.

В ряде районов, рассказали altapress.ru депутаты АКЗС, процесс сумели наладить правильно, обсудив предварительно вопрос с главами сельсоветов, директорами, родителями. Так, Андрей Осипов, председатель комитета по правовой политике АКЗС, сообщил, что в Усть-Пристанском, Петропавловском районах объединения школ и детсадов прошли без социального напряжения.

"Конечно, реорганизацию нужно проводить очень осторожно. Я сама еще несколько раз встречусь с директорами, педагогами, в министерство съезжу, чтобы все выверить. Но я всегда говорю: в первую очередь нужно соблюсти интересы детей и учителей и точно не сделать хуже", — делится опытом Светлана Агаркова, глава администрации Алейского района.

В школе.
Анна Зайкова

Доплаты сохранятся

Фотофакт. Барнаульский ледовый дворец "Динамо" получил новое имя

Немудрено, что тема массовой реорганизации школ вызвала повышенный интерес политиков, тем более в этом году — в сентябре пройдут масштабные муниципальные выборы, в крае разыграют более 6 тыс. депутатских мандатов разного уровня. В тему активно "включились" КПРФ, "Справедливая Россия", "Единая Россия".

Последняя еще в феврале пригласила на заседание фракции Александра Жидких — как раз обсудить этот вопрос. СМИ на встречу не пригласили, но, как рассказывают очевидцы, разговор был горячий — депутаты устроили чиновнику допрос с пристрастием и не всегда оставались довольны аргументацией.

После этого единороссы предложили создать рабочую группу. Это было сделано — при минобразования края. Правда, в ее состав не включили представителей оппозиционных партий.

Первое заседание рабочей группы прошло в Косихинском районе, сообщила пресс-служба АКЗС. В ходе него, в частности, было сказано, что ставки и зарплату педагогам не сократят и расчет нормативов "ученико-класс" для малокомплектной школы останется неизменным.

"Необходимо объяснять педагогам, что, работая в школе, ставшей филиалом, они не потеряют в зарплате, а родителям — что дети будут обучаться в своей школе по месту жительства, при этом у них появится возможность использовать ресурсы, которые есть в базовых школах", — резюмировала Татьяна Ильюченко, председатель комитета по социальной политике АКЗС.

Процесс реорганизации школ в большей части завершится к началу следующего учебного года.

В школе.
Анна Зайкова

Мнения экспертов

Светлана Агаркова,
глава администрации Алейского района:

Мы прошли через серьезную реорганизацию в 2011–2012 годах. У нас было 38 школ, осталось 27, а юрлиц к 1 июня останется 15. И с точки зрения улучшения качества образования я вам совершенно точно говорю — эффект есть. В малых селах некому особенно выполнять все образовательные стандарты! Нет такого числа кадров, которые были бы способны делать эту работу на должном уровне. Конечно, мы ведем огромную работу по привлечению кадров на село, и что-то нам удается, но этого мало.

Еще один момент. Что такое, скажем, 12 детей на всю школу — по одному-два в классе? Они же варятся в собственном соку! Вот я увидела мальчишку в селе, стоит ждет школьный автобус. Я его порасспрашивала, нравится ли ему в школе, в которую он ездит. Он говорит: "Конечно! Там друзья, там интересно". Никто его специально не готовил, мы случайно встретились. Я всегда говорю родителям: вы встаньте на место ваших детей.

Андрей Осипов,
председатель комитета по правовой политике АКЗС:

Где-то процесс реорганизации начался лет пять назад и постепенно продолжался. Наша позиция такова — все должно быть оптимально: населению необходимо все четко объяснить и получить согласие жителей. Но это не значит, что нужно идти на поводу, когда люди говорят: "Мы все равно хотим оставить у себя школу!" А школа на 15 учеников, и до школы уровнем выше небольшое расстояние. У малых школ благодаря реорганизации появится полный комплект учителей, у педагогов — возможность выезжать в малые села, а где-то, наоборот, привозить учеников в большие классы.

Подчеркну: все доплаты сельским учителям, в том числе тем, кто работает в малокомплектных школах, как шли, так и будут идти.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость